Как было бы здорово, если бы люди во всем мире могли жить в мире и согласии, не обращая внимание на национальность, цвет кожи, политические и религиозные взгляды, а также негативное наследие прошлых лет. Однако, к сожалению, и особенно четко это прослеживается в современном мире, даже отношения бывших братских и соседних народов, которым, казалось бы, и спорить-то не из-за чего, зачастую омрачаются дележкой территорий, войной за ресурсы, разницей во взглядах на определенные политические вопросы или же событиями давно минувших дней, воспоминания о которых бережно хранит и та, и другая сторона.
Конфликтные ситуации между народами – не редкость и, по факту, являются нормальной мировой практикой, если не выходят за грани разумного. Вспомните, как еще совсем недавно мы говорили о странах, где, скажем, не слишком жалуют русских. Почитать об этом, кстати, можно вот здесь:
Улыбчивых и общительных белых американцев, к слову, тоже не везде ждут с распростёртыми объятиями, афроамериканцев откровенно побаиваются, а приезд шумных и вездесущих азиатов в принципе сравнивают со стихийным бедствием. Но одно дело относится к тому или иному народу с определенной долей недовольства: мол, невоспитанные, неряшливые, суетливые – но все это, как говорится, дело житейское. А другое – с открытой ненавистью, подпитанной не только актуальным положением дел, но и его прошлыми «заслугами».
Так, к примеру, получилось с китайцами, по отношению к которым у многих народов сформировалась самая настоящая синофобия - неприязнь, презрение, нетерпимость и даже ненависть по отношению не только к Китаю, но и ко всему китайскому в целом. Наиболее остро синофобия проявляется на территориях всех приграничных с Китаем стран, а также в Юго-Восточной Азии, что, в общем-то и понятно – как-никак соседи. Однако зачастую затрагивает и весьма отдаленные от китайских границ государства, где по воле судьбы проживают китайские диаспоры.
Синофобия – это, прежде всего, ненависть к нации в целом, а уж где обитают ее представители – не столь важно. Да и причины синофобии, надо сказать, разнятся: кто-то никак не может простить Китаю прошлые обиды, кто-то не приемлет существующий в Поднебесной коммунистический строй, кого-то раздражает вмешательство КНР во внутренние дела других государств, ну а для кого-то являются неприемлемыми постоянные претензий Китая на территории соседних стран. В общем, причин недолюбливать Китай хватает. И, кстати, что же это за страны, где китайцев, мягко говоря, недолюбливают?
И начнем, конечно же, с близлежащих территорий: к примеру, с Восточного Туркестана – известного также, как Синьцзян-Уйгурский автономный район. О нем я тоже совсем недавно делал подробный материал, который можно прочитать вот тут:
Собственно, данная статья весьма красноречиво дает понять, почему среди местного населения распространена синофобия – откровенная ненависть к Китаю. Едва ли кто-то способен с уважением относится к народу, основной целью которого является, по сути, порабощение коренного населения, тотальная китаизация и уничтожение национальных традиционных ценностей. По факту, уйгуров вынуждают (причем, весьма жестокими способами) забыть, кто они есть на самом деле, и превратиться в рядовых китайцев. Так что повод для неприязни у них имеется, и вполне веский…
Жители Тибета также крайне неоднозначно относятся к китайцам, поскольку расценивают их вторжение как оккупацию независимого государства иностранной державой. А как иначе это расценивать, если китайское правительство, начиная с момента насильственного присоединения Тибета к Китайской Народной Республике, только и делает, что ведет активную борьбу с тибетской культурой и самосознанием и проводит, опять же, насильственную китаизацию населения.
То есть, говоря простым языком, пытается превратить отдельно существующую нацию со своим культурным кодом, традициями и обычаями, в китайцев. Однако я не зря сказал, что отношение тибетцев к китайцам является скорее неоднозначным, чем ненавистническим. Дело в том, что с момента присоединения Тибета к Китаю существенно возрос общий уровень грамотности местного населения и значительно улучшился уровень жизни. Поэтому в данном случае ненавидеть Китай попросту глупо.
Для многих рядовых обывателей, не слишком погруженных в нюансы международных отношений, стереотип о том, что все азиатские народы – братья, живущие в мире и согласии, является истиной. Я не буду разбивать подобные иллюзии, скажу только, что в Японии китайцев тоже, мягко говоря, недолюбливают. После окончания Второй мировой войны отношения между этими двумя странами, Китаем и Японией, вроде как наладились и на протяжении достаточно длительного периода времени считались нейтральными.
Однако в 2000-х годах японское население ополчилось на китайцев за то, что те, якобы используя исторические «косяки» Японии (например, попытки несколько «обелить» действия японских военных в школьных учебниках), пытаются выставить их страну не в лучшем свете. Это как раз яркий пример исторических обид, которые с годами не забылись, а продолжают подогревать неприязнь к Китаю уже у нового поколения японцев.
Так, согласно опросам «Pew Global Attitude Project» негативное отношение к Китаю сегодня имеют порядка 84 % опрошенных японцев, что является наибольшим показателем синофобии среди всех остальных стран мира. Вот такая статистика.
Да и в Южную Корею (а до разделения просто Корею) китайцам лучше лишний раз не заглядывать, поскольку страна утренней свежести имеет весьма продолжительную историю как подчинения, так и сопротивления Китаю. Не буду слишком глубоко погружаться в исторические аспекты – в конце концов, это не основная тема сегодняшнего материала. Скажу только, что сложности во взаимоотношениях между Кореей и Китаем начались еще в начале 20 века, когда Корея находилась под японским управлением.
В то время Япония всячески поддерживала корейцев в Маньчжурии, приехавших туда ради освоения новых земель еще в начале 19 века. Китайцы тоже оказались в Маньчжурии со схожими целями, но уже в конце того же века, и тут сработал фактор «Кто первый встал, того и тапки». Однако китайцев это не смутило, и они так активно начали заполнять собой территорию Маньчжурии, что конфликты с уже живущими там корейцами стали в общем-то распространенным явлением.
Данный исторический эпизод являлся лишь началось длительных и непростых взаимоотношений между Китаем и Кореей, которые в итоге вылились в настоящую неприязнь к первым. Так, к примеру, в 60-х годах прошлого столетия в Южной Корее вышел закон против иностранцев, имеющих собственность в стране. А так как на тот момент иностранцами, владевшими собственностью, в большинстве своем были китайцы, их пришлось насильно выгнать из страны.
А во время сеульской части эстафеты олимпийского огня летних Олимпийских игр 2008 года около 6000 китайских студентов столкнулись с протестующими корейцами, выступавшими против Китая и его участия в эстафете. Да и в настоящее время, надо сказать, в Южной Корее наблюдается устойчивый рост антикитайских настроений.
С ближайшими соседями все понятно, так что едем дальше. В Сингапуре китайцев тоже не любят, а все потому, что в 90-е годы правительство страны провело политику по увеличению численности населения, суть которой заключалась в привлечении иммигрантов, и из Китая в том числе. В результате, план сработал лишь наполовину: население Сингапура увеличилось вдвое (как и хотело правительство), однако все прибывшие иммигранты из Китая заняли рабочие места, предназначавшиеся местному населению, и скупили все недорогое жилье. Так что сингапурцы, так сказать, затаили…
Индийцы также весьма неоднозначно относятся к китайцам, а все из-за далекой теперь уже Китайско-индийской пограничной войны 1962 года, результатом которой стало поражением индийских войск и установлением китайской стороной контроля над территорией, где ранее перемещались подразделения обеих сторон.
Индийцы не смогли простить китайцам подобного шага, и после войны развернули целую серию антикитайских действий, направленных на то, чтобы сделать жизнь индийских китайцев невыносимой или же попросту заставить их покинуть страну (или выдворить насильно). Дома почти всех китайцев, до определенного момента считавшихся в Индии местными, были проданы или разграблены. А сами китайцы практически до середины 90-х годов не могли свободно приезжать или перемещаться по стране. Сейчас с этим чуть попроще, но осадочек, как говорится, остался…
На протяжении достаточно длительного периода времени Таиланд считался прокитайски настроенной страной, однако с 30-х по 70-е годы прошлого столетия, когда был раскрыт заговор этнических китайцев-коммунистов против правительства страны, отношение к китайцам существенно изменилось. Более того, к ним был применен целый ряд ограничений, которые частично существуют и сегодня. А, учитывая тот факт, что Таиланд состоит в союзе с США, тайцы продолжают сохранять враждебное отношение к Китаю и китайцам.
Антикитайские настроения сегодня существуют и в Турции, и, хотя начались они довольно давно (в течение многих лет турецкий народ воевал с Китайской империей), основной причиной, поддерживающий данный конфликт на плаву, является оккупация Китаем Восточного Туркестана, о котором я уже говорил выше. Поэтому неприязнь к китайцам у турецкого народа имеется и не без причины.
Вы, возможно, удивитесь, но определенная нелюбовь к китайскому народу существует и в Австралии, где проживает достаточно большое количество китайцев. Казалось бы, где Китай, а где Австралия, и как эти страны вообще связаны?! Дело в том, негодование против китайцев возникло в Австралии из-за серьезных отличий в обычаях и традициях.
В середине 19 века для обозначения китайцев в Новой Зеландии и Австралии даже использовались такие нелестные термины как «грязные, больные и насекомоподобные». Австралийцам не нравились столь значительные отличия китайского народа, поэтому в 1888 году после серии протестов и забастовок было принято решение ограничить поток иммигрантов из Китая и положить начало политике «Белая Австралия» (ограничение потока «цветных» мигрантов).
Со временем данная политика хоть и частично смягчилась, но продолжала существовать вплоть до 70-х годов 20 века. Но и сегодня в Австралии наблюдаются антикитайские настроения. Так, к примеру, в феврале 2013, футбольная команда Китая заявила о злоупотреблениях и расизме, которые они претерпели во время празднования Дня Австралии.
Согласно последним исследованиям центра «Pew Research Center» такие африканские страны, как Гана, Кения, Нигерия, Сенегал, Южно-Африканская Республика и Уганда также не слишком обрадуются, если к ним в гости приедут граждане Китая. Более этого, столь негативная позиция с годами лишь усугубляется. Возможно, всему виной давление со стороны Китая и его всевозрастающее могущество на мировой арене, когда как власти африканских стран привыкли больше прислушиваться к Америке.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше контента и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!
Увидимся в следующей статье!