Найти тему
Катехизис и Катарсис

Развод и второй брак Василия III | Местное летописание XVI века

Если вы спросите меня, что мне нравится больше, чем есть, спать и реформировать язычество через энатические кланы, я отвечу - местное летописание XVI века. Не всегда эта любовь взаимна, однако с каждым разом у меня получается найти все новые и новые вопросы, которые хочется задать этим памятникам.

Мы с вами уже плотно познакомились с
Постником Губиным и его летописцем, узнали о потаённых желаниях волоколамских книжников и выяснили, как надо изображать царя, если он тебе не нравится. Однако это еще не всё.

Один из наиболее популярных сюжетов, который вспоминают, когда речь заходит о Василии III - это его развод и второй брак. Не то что бы в правление этого великого князя больше ничего не произошло... Но взятый с третьего раза Смоленск мы за особо крупное достижение не считаем. Вокруг пострижения Соломонии Сабуровой и появления на горизонте Елены Глинской в свое время было сломано немало копий. Благо источников нам завезли предостаточно. Развод и заключение второго брака в России XVI было событием незаурядным. А потому в письменной традиции этот факт отразился достаточно хорошо, став даже достоянием нескольких литературных стилизаций. Где-то Василия III осуждали, где-то наоборот - хвалили.

А что по этому поводу думали местные книжники?

Несложно догадаться, что большинству из региональных работяг было откровенно плевать, где, когда и с кем развелся великий князь. Зафиксировать у себя в сочинении? Да, пожалуй. Давать развернутый комментарий? Это вряд ли. Однако даже такая краткость может оказаться полезной, если мы будем оценивать отсутствие сведений, как самое важное известие.

Давайте примем за общий знаменатель тот факт, что в моей котомке памятников, подходящих под определение местных, находится 30 произведений. Авторы лишь 14 из них физически имели возможность написать про второй брак Василия III, включив его в общую подборку известий. Всем остальным или было ну вот совсем плевать, или же это какое-то монастырское сказание или краткий отрывок, к которым придираться абсолютно бесполезно.

Эти 14 памятников мы смело делим на два, ведь только у семи книжников появилось желание упомянуть такое малозначительное событие, как второй брак своего собственного князя. Из них как минимум одному было как-то до фонаря, другой знал о ситуации больше, чем кажется, а третий вообще шиз.

В наших реалиях события 1525/6 г. рассматриваются, как весьма неоднозначное явление, указавшее на то, что Василий III очень сильно хотел детей. Заиметь их с Соломонией Сабуровой у него не получалось, а потому было необходимо свершить самый настоящий грех, обычно не одобряемый церковью. В нашем случае все сложилось удачно - "добро" на сотворение второго брака дал сам митрополит Даниил. Поэтому осуждения великого князя из всех щелей не последовало.

Однако некоторые брожения среди интеллектуалов той эпохи были. Иначе объяснить появление Повести о втором браке Василия III не получается. Это произведение (не путать с "выписью о втором браке Василия III"!) в свое время откопал М.Н. Тихомиров, впихнув его в состав небольшого летописца, автор которого рассказывал в красках о том, как хорош великий князь и почему его стоит называть "царем". Позже повесть аккуратно вычленили из летописца и стали изучать самостоятельно, тем более что она была очень забавной и источала похвалу Василию III в каждой его великокняжеской ипостаси.

События 1525/6 г. представлены в Повести так. Однажды "благоверная великаа княгиня Соломонида" увидела неплодство своего чрева и решила уйти в монастырь. Делала она это из лучших побуждений, однако Василий III отнекивался, не желая "разорять брак", свершенный перед Богом. В конечном счете мольбы "Соломониды" убеждают князя отпустить её в монастырь, однако с того времени Василий очень приуныл. Настолько, что отказывался брать себе вторую жену и посылал лесом митрополита. Лишь когда все бояре и поместные князья начали молить его одуматься, этот "царь" (!) примиряется с реальностью и "в разум истинный приде". Ну, а дальше, конечно, свадебка.

Если уж быть честным, эта Повесть не входит в разряд местных памятников летописания XVI века. Однако тот факт, что составитель поместил её рядом с апологетическим летописцем, говорит о многом. Возможно, из них пытались слепить цельное сочинение с похвалой Василию III.

Прочие же памятники, как это не было бы грустно, такими подробностями не блещут. Возможно потому, что к ним в довесок никто не пихнул литературной повести. А жаль.

Оставшиеся книжники, работавшие в Волоколамском, Кирилло-Белозерском и Соловецком монастырях, оказываются на удивление краткими, упоминая события 1525/6 г. Они единодушно отмечают факт пострижения Соломонии Сабуровой, пусть и делают это с небольшими отличиями:
► Марк Левкеинский сообщает о повелении князя постричь свою жену 30 ноября в Суздале;
► Анонимный книжник из Кирилло-Белозерского монастыря просто пишет, что великий князь таки постриг Соломонию
► Автор Соловецкого летописца XVI века сообщает, что Соломония "пострижеся" сама.

-2

И только у Михаила Медоварцева, храни его Боже, есть маленькая приписка к этому эпизоду. Наш любимый книжник, у которого в друзьях могли ходить эти самые Глинские пишет, что Соломонида постриглась "болезни ради", а князь всего лишь "отправляет" её в Суздаль.

На душе от таких милых совпадений становится радостно. Лишь до тех пор, пока не начинаешь задаваться вопросом о том, как появилась на свет Повесть о втором браке Василия III. Исследований авторства памятника у нас проводилось немного. По большей части, ученые возводят создание Повести к окружению митрополита Даниила или архиепископа Макария. Отличился тут только Ю.К. Бегунов, который вывалил целый список лиц, которые могли быть причастны к созданию Повести - это епископ Сарский Досифей, архимандрит Чудовского монастыря Иона Собин, Досифей или Вассиан Топорковы.

Тут в голове у нас должно щёлкнуть. А ведь Михаил Медоварцев очень хорошо дружил с Топорковыми. Однако этот щелчок мы прячем обратно в темный ящик до поры до времени.

А что до самой свадьбы с Еленой Глинской? Да всем как-то побоку было. Женился и женился князь, пусть даже и "второе".

Бои за Историю

Илья Агафонов