Вчера мы с вами прогуливались по улице Ширямова в Иркутске, на которой располагается наш аэропорт.
В последнее время география полетов из нашего города, конечно, немного расширилась, но она просто не сопоставима с тем, какое количество рейсов совершалось в советские годы. И вот тут мне попалась на глаза интереснейшая бумага - расписание рейсов из Иркутского аэропорта в 1986 году. И тут же в голову пришла идея: а не сравнить ли то, что мы имеем сейчас, с тем, что было в период расцвета советских воздушных авиалиний. Мне эта идея понравилась. А потому давайте начнем с полетов на дальние расстояния. Сразу же приведу сам источник, который вы можете изучить более пристально.
Итак, как и в наши дни первым пунктом назначения в этом расписании идёт Москва. Летали в те годы в столицу только с посадкой, которая осуществлялась либо в Омске, либо в Новосибирске. К сожалению, в расписание не указан московский аэропорт, но 99%, что это было Домодедово. Это уже потом позднее самолеты стали летать в Шереметьево, а так рейсы с востока всегда направлялись именно в Домодедово. Ну и как обычно будем любоваться на этот раз аэропортами, раз уж мы "на самолете летим". Вот новосибирский "Толмачево". На мой взгляд это одно из самых неудобных зданий среди всех, в которых я бывал. Кто придумал сделать зону досмотра со стороны противоположной залу ожидания, я не знаю. Но потом ты идешь-идешь-идешь-идешь. Когда я пару лет назад был последний раз там, то был почти закончен новый терминал. Может быть что-то изменилось. Ну и далеко от города.
А вот и Омский аэропорт:
Сейчас в Москву даже побольше рейсов будет. Летает Аэрофлот, S7, Победа, Уральские авиалинии, а на менее регулярной основе Ираэро, Алроса, Якутия. В основном без посадки, конечно. Слава Богу, что теперь рейсы хотя бы рассредоточены в течение дня, потому как еще несколько лет назад из Иркутска в Москву можно было улететь только утром. Летали в Москву в 80-е гг. только на Ту-154. И время в пути было около 8 часов (ну плюс/минус какой-то). Сейчас, конечно, побыстрее получается.
Следующим направлением в расписании стоит Владивосток. Причем, рейс, по всей вероятности, был беспосадочный и время в пути было всего 4 часа. Даже по современным меркам - это прямо отличный результат. Понятно, что большого разнообразия в здании аэропортов мы не увидим, но все равно, раз уж начали, то и Владивосток покажу:
Далековато он немного, но ничего не поделаешь, такой здесь рельеф. Летают во Владивосток и в наши дни. S7 в основном без посадки. Ираэро с заходом в Читу, Благовещенск или Чульман (Нерюнгри). Аэропорт Читы так и остался там в 80-х. На фото старое здание, к нему пристроено новое в годы СССР еще.
В аэропорт Читы я летал несколько раз. Добраться из него до города было потом еще тяжелее, чем долететь на Ан-24 или Як-40 до самой Кадалы. Автобусы ходили очень редко, были битком. Но цена билета из Иркутска до Читы на самолете была лишь чуть-чуть больше, чем на поезде в купе.
Далее в том расписании 1986 года нам встречается Свердловск. Дальше он нам встретится еще неоднократно, поскольку аэропорт именно этого города был основным для промежуточной посадки при полетах из Иркутска на запад. В наши дни рейсы в Екатеринбург тоже совершаются. Практически ежедневно. И современный Кольцово в отличие от Новосибирска мне понравился. Там даже цены в кафе относительно бюджетные показались.
В наши дни маршрут обслуживают S7 и Уральские авиалинии. Далее в расписании 1986 года следовало еще несколько рейсов с конечным пунктом Новосибирск. А вот потом - рейс в Красноярск в аэропорт Емельяново. Сидел я там 4 часа в 2006 году. Ни кресел толком не было, ни места. Надеюсь, что сейчас что-то изменилось. В наши дни рейсы выполняет, как это ни странно, авиакомпания Россия. И что ее занесло в наши края на такое направление )
А вот дальше был рейс в Благовещенск через Читу и Магдагачи. И если Чита с Благовещенском в современном расписании также присутствуют, то вот долететь до Магдагачи из Иркутска невозможно. Благовещенское направление в наши дни также закрывает S7.
Идем дальше. Здесь уже рейсы, которые выполнялись нашим иркутским авиаотрядом. И начинались их номера с числа 37. У меня была знакомая стюардесса, вот она по всем этим направлениям и летала. И первым в списке будет Ташкент через Алма-Ату. Ташкент остался и в наши дни. А вот Алматы нет. А в Ташкенте и терминалов несколько, и аэропорт, судя по фотографиям, очень просторный. Кстати, из Иркутска в столицу Узбекистана линия обслуживается какой-то узбекской компанией.
Присутствует в современном расписании и рейс в Сочи. Ну а раньше эти цифры 3723 были для меня практически святыми. Конечно, я очень ждал полета в Сочи. Но если туда мы улетали практически всегда вовремя, то вот назад практически всегда летели с приключениями. Однажды даже пассажиры вечером в грозу отказались выходить из самолета, когда летчики отказались взлетать. Половина салона вышла, а половина рассредоточилась и спала спокойно. Ведь в старом сочинском аэропорту места присесть тоже особо не было.
В Сочи летает сегодня S7 - без посадки, время в пути более 7 часов, а также Ижавиа с посадкой в Ижевске. Но последняя - по особым случаям, так сказать.
Далее в расписании 1986 года следуют Симферопольские и Краснодарские рейсы. Вроде бы на этой неделе проскочила новость, что аэропорт Краснодара готовят к открытию, ну а Симферополь пока закрыт. Все те рейсы выполнялись в советские годы с посадкой в различных аэропортах Урала. Какие-то шли через Челябинск или Курган или Оренбург, какие-то вообще через казахский Целиноград. Но никуда из этих городов напрямую в наши дни не добраться. Как не долететь почему-то и в Минеральные Воды, хотя аэропорт открыт. Мне кажется, что этот рейс мог был пользоваться спросом, но пока все через Москву. Ну а новый Симферопольский аэропорт, конечно, прекрасен!
Ходил борт и на Ленинград. С посадкой всё в том же Свердловске, конечно. Возвращаться с запада в Иркутск всегда было тяжко. Почти все рейсы уходили в ночь, соответственно в Свердловске ты оказывался вообще глубокой ночью и бродил там как лунатик.
Пулково красив, но также как и Толмачево очень вытянут. Причем, вот каким бы рейсом я не прилетал - прямым из Иркутска или из Москвы, все равно приходится топать всё старое здание и всё новое.
В Санкт-Петербург сейчас летает и Ираэро, и S7, и Россия. Все без посадки. Время в пути около 6,5 часов. Назад всегда быстрее.
А вот дальше начинаются города, в которые сегодня долететь напрямую из Иркутска невозможно. Нет рейсов в Кемерово. Естественно, что давно уже нет в Днепропетровск и Запорожье. В Томск летает по какому-то особому расписанию. Хотя еще несколько лет назад к нам на аккредитацию прилетал эксперт из Томска прямым рейсом. По каким-то, видимо, большим праздникам нефтяников ставят рейс в Тюмень. Еще весной у меня родственники им возвращались с Урала из санатория.
Продолжают летать самолеты в Хабаровск. Но если раньше туда было по несколько рейсов в день, то сейчас всё намного скромнее. Хотя летает и S7, и Аврора.
В Хабаровске наш рейс как-то задержали по пути на Сахалин. Причем задержали на ночь. Авиакомпания Дальавиа разместила нас в гостинице прямо в аэропорту, а вечером организовала экскурсию по городу. Так что во всем есть свои плюсы.
Чита в списке потенциальных направлений из Иркутска осталась. туда и Ираэро, и Ангара, и S7 регулярно совершают полеты. Но с прежней регулярностью конечно не сравниться. Ведь раньше самолеты уходили на столицу Забайкалья минимум раз в два часа. Чаще, наверное, были только рейсы на Усть-Кут. А вот в Улан-Удэ раз в день небольшой самолет S7. Но хорошо хоть не малая авиация, как еще пару лет назад. Там вообще летала Cessna.
Но зато есть прямой рейс на Камчатку. У меня есть мечта побывать в краю вулканов. S7 такую возможность предоставляет. И даже без посадки, и всего за 5 часов. Но цены немного кусаются.
Налажено в наши дни и сообщение со столицей Республики Саха -Якутском. Здесь и S7, и Якутия, которые идут напрямую, и Ираэро с посадкой в Ленске, который печально знаменит катастрофическим наводнением.
Когда я учился в Питере в аспирантуре, то любил летать на каникулы в Иркутск магаданским рейсом. дело в том, что Мавиал предоставлял студентам скидку на билет аж 40%. В результате, долететь было очень бюджетно. А борт уходил дальше на Магадан. Сейчас на Охотское море можно добраться и S7, и Ираэро.
Далее по списку идут рейсы во Фрунзе и в Душанбе. Есть они и в современном расписании. В Бишкек причем можно и на S7, и на какой-то их авиакомпании долететь. В Душанбе - Уральские авиалинии. Логики мало, но долететь можно.
А вот с направлением в Поволжье - всё плохо. нет рейсов ни в Самару, ни в Нижний Новгород, ни в Волгоград. Периодически появляется рейс в Казань, но не очень регулярно.
Давным-давно нет рейса и в аэропорт Ростова-на-Дону. И, конечно, в Киев, Ригу, Харьков, Одессу. Причем на Украину тогда самолеты шли через Новокузнецк, Барнаул, Пермь, те же Томск и Кемерово, но все эти города сегодня вне расписания. Ну и в Минск рейса нет, хотя я знаю многих людей, которые совсем недавно летали из Иркутска в столицу Беларуси.
Ну что, подведем итоги дальним направлениям? Начали за здравие, а кончили за упокой, как говорится. Если из первого столбца списка в географии сохранилось практически всё, то из второго также практически всё исчезло. Конечно, что-то пришло взамен. Прежде всего, это международные рейсы: Пекин, Бангкок, Ханой. Из российских городов в списке раньше не было Сургута. А вот с местными авиалиниями всё гораздо хуже, но об этом как-нибудь в другой раз, если эта нестандартная для канала публикация "зайдет".
Спасибо, что читаете! До встречи!
P.S. Прямая ссылка для перехода на статью про местные авиалинии: