49,5K подписчиков

На пути к океану: открыт самый длинный тоннель Забайкальской железной дороги

4,4K прочитали

Спустя примерно три года после старта кампании на Транссибирской магистрали в эксплуатацию ввели очередной крупный объект. На перегоне «Ульручьи – Ковали» (Приамурье) открыли самый длинный тоннель Забайкальской железной дороги (926 м), ставший и одним из крупнейших в России среди аналогичных объектов с двухпутным движением.

Движение по новому Керакскому тоннелю открыли 15 декабря 2023 г.
Движение по новому Керакскому тоннелю открыли 15 декабря 2023 г.

Поезда начали курсировать через первый Керакский тоннель еще в 1910-х. За свою более чем вековую историю он серьезно обветшал и уже давно не отвечал современным требованиям безопасности, из-за чего составам, следующим по этой дороге, приходилось снижать скорость до 40 км/ч. Это в свою очередь отражалось и на пропускной способности линии. В 2010-м сооружение признали аварийным (первый и последний раз капитальный ремонт проводился в 1935-м).

В 2014-м РЖД анонсировали строительство нового тоннеля, однако к работам на участке приступили только через семь лет. За реализацию этого масштабного проекта стоимостью почти 15 млрд руб. взялась «Бамстроймеханизация» (входит в ГК 1520). По договору открыть движение предполагалось в 2025-м. Но, благодаря слаженной работе отечественных специалистов, несмотря на ряд технических трудностей, основные мероприятия удалось завершить раньше намеченных сроков.

Строительство нового тоннеля, осень 2021 г.
Строительство нового тоннеля, осень 2021 г.

Непосредственно проходку выполнили менее чем за год. Она велась одновременно с двух порталов в круглосуточном режиме. С одной стороны — буровзрывным способом, с другой — горным экскаватором. Это обусловлено разной плотностью скальных пород. Суммарно переработали около 1 млн куб. м грунта.

С применением инновационной технологии LVT, отличающейся простотой монтажа и позволяющей значительно снизить уровень вибрации и шума во время движения поездов, было уложено 2,3 км рельсошпальной решетки. Кроме того, тоннель оборудовали современными системами мониторинга.

Новый Керакский тоннель, 15 декабря 2023 г.
Новый Керакский тоннель, 15 декабря 2023 г.

Открытие новой электрифицированной дороги сквозь горную преграду на пути к тихоокеанским портам увеличит пропускную способность данного участка Транссиба до 153 пар поездов в сутки. Более того, уже стартовали работы по обновлению старого тоннеля, расположенного в 25 м от нового. После реконструкции первый будут использовать в качестве вспомогательной штольни.

© Если не указано иначе, изображения в статье — ГК 1520

🗺️ Перегон «Ульручьи – Ковали» на интерактивной карте