Предусмотрен ли обязательный досудебный порядок урегулирования споров потребителей с продавцами (исполнителями)?
На сайте Кирпиков и партнеры разъясняется, что обязательный досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен, в частности, в следующих случаях:
- споров, связанных с перевозкой грузов, пассажиров, багажа в зависимости от вида транспорта;
- спора о качестве туристского продукта в отношении туроператоров. Претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператорами;
- обращения за страховым возмещением по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств по договору;
- споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями. При возникновении спора с финансовой организацией в рамках досудебного урегулирования спора необходимо обратиться с заявлением в финансовую организацию, а после его рассмотрения указанной организацией – к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг.
К спорам между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, в отношении которых применяется досудебный порядок урегулирования споров, относятся услуги, оказываемые:
- страховыми организациями (за исключением страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование);
- микрофинансовыми организациями;
- кредитными потребительскими кооперативами;
- ломбардами;
- кредитными организациями;
- негосударственными пенсионными фондами.
Ничтожность условия договора о досудебном порядке урегулирования спора
В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что несоблюдение обязательного претензионного порядка урегулирования спора является основанием для возвращения искового заявления.
Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей» обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и исполнителем услуг не предусмотрен. Поэтому условие договора о соблюдении досудебного порядка урегулирования потребительского спора, если такой порядок не установлен законом, ничтожно.
Не является обязательным досудебным порядком урегулирования спора направление потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены, об устранении недостатков товара, о замене товара ненадлежащего качества в адрес продавца, изготовителя либо уполномоченных организации или индивидуального предпринимателя.
В то же время ненаправление такого требования и уведомления об отказе от исполнения договора является основанием для отказа во взыскании штрафа за неудовлетворение требования потребителя в добровольном порядке.
А что вы думаете по этому поводу? Напишите в комментариях.
Подробнее о досудебном урегулировании спора читайте Досудебный порядок урегулирования споров с потребителями.
Подписывайтесь на наш канал, поделитесь публикацией с друзьями в соцсетях, оставляйте комментарии и будьте в курсе изменений в законодательстве!
© Кирпиков и партнеры, 2023
Вас также может заинтересовать:
Возврат денег за товар с недостатками, купленный на маркетплейсе
Законно ли повышение цены товара после получения предоплаты
Ответственность за принуждение к передаче персональных данных
Цена товара на кассе не соответствует ценнику – куда обратиться?
Ювелирные изделия – в каком случае можно вернуть в магазин?
Больше актуальной информации по теме претензия
Для поиска интересующей информации и ответов на вопросы воспользуйтесь поиском по ключевым словам.
Если вам требуется юридическая консультация, изложите вопрос, воспользовавшись формой Задай вопрос юристу