Найти тему
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Насколько опасна диверсия в Северомуйском тоннеле для экономики России?

Рельсовые зарисовки

Когда-то Байкало-Амурская магистраль — БАМ — была всесоюзной комсомольской стройкой, об этом снято множество фильмов, а уж в скольких фильмах эта стройка просто упоминается — не счесть. Вспомнить хотя бы незаслуженно забытый «Признать виновным» 1983 года — там одного из героев-подростков БАМ исправляет и, возможно, спасает от «решётки». На магистраль возлагались большие надежды — мол, поможет в кратчайшие сроки освоить огромные территории...

Сейчас же не каждый вспомнит, что значат эти три грозных буквы. Взглянем на карту:

Красной линией обозначен БАМ: от тянется от Тайшета до самого Тихого океана (вернее, до Татарского пролива) — до Советской Гавани, чуть за пределы карты. Хотя есть мнение, что начинается БАМ от Северобайкальска — от Байкала, поэтому и называется БАМ... Тоннель, где 29 ноября загорелась цистерна, обозначен жёлтым. О тоннеле и обходе можно почитать на канале «Другой путь»:

А южнее проложена главная магистраль страны — Транссибирская, она начерчена зелёной линией. От Тайшета до Тынды, это 2349 километров, перемычек между БАМом и Транссибом нет — то есть в случае серьёзных проблем в Северомуйском тоннеле и на обходе поезда придётся перебрасывать на главный ход от Тайшета до Бамовской (близ города Сковородино).

2758 км им предстоит преодолеть по перегруженной линии. Грузовые поезда там идут с минимально возможным интервалом, благо восточнее Иркутска пассажирских почти нет, нередко попадаются соединённые:

-2

Хотя на самом деле существенного роста пропускной способности соединение двух грузовых поездов не даёт, зато мороки локомотивным бригадам — сколько угодно... Зато у службы движения отчётность красивее. Но это детали. Восточнее Иркутска, где к уральскому металлу, сибирской нефти, кузбасскому углю и китайским контейнерам добавляется ещё и уголь иркутский, загрузка настолько велика, что этот участок оборудовали новой системой сигнализации:

Прощание со светофорами на Восточно-Сибирской магистрали

До этого многозначная сигнализация АЛС-ЕН была внедрена лишь на паре столичных участков, включая ход Москва — Петербург. Что такое локомотивная сигнализация — рассказано в статье о приборах безопасности:

АЛС-ЕН позволяет «заглянуть» не на 2 светофора вперёд, а на 5. Если при обычной 3-значной сигнализации на индикаторах КЛУБ-У могут светиться лишь зелёный (впереди свободны два или более блок-участка), жёлтый (впереди свободен один блок-участок) и красно-жёлтый (блок-участок впереди занят, запрещено проезжать сигнал), то при АЛС-ЕН могут светиться аж четыре зелёных — впереди свободны пять блок-участков:

-3

То есть машинист знает поездную обстановку не на привычные 2-3 км вперёд, а на 5 — 8 км. Это помогает вести километровый поезд массой в несколько тысяч тонн куда точнее и экономичнее, что позволяет снять ограничение по сигнализации и упереться в другие — по предельной массе поездов, по энергоснабжению... Но суть ясна: Транссиб загружен предельно. А БАМ?

А БАМ на бóльшей части трассы — однопутный неэлектрифицированный:

Грузовой поезд недалеко от Советской Гавани
Грузовой поезд недалеко от Советской Гавани

Пáрность движения (число пар поездов) там довольно низкая, значительная часть грузов — уголь с Эльгинского месторождения в восточные порты, Северомуйский тоннель они не проходят. Поэтому на восток, в Ты́нду и Комсомольск-на-Амуре, идут новые мощные тепловозы — брянские 3ТЭ25К2М и 2ТЭ25А, а западная часть БАМа работает просто как помощник Транссиба, депо Новая Чара обходится старичками 3ТЭ10МК.

Иными словами, если исключить из железнодорожной сети Северомуйский тоннель вместе с обходом (а на обходе вскоре после взрыва цистерны в тоннеле тоже произошла диверсия), то Транссиб лишь приблизится к пределу пропускной способности. В долгосрочной перспективе это будет означать серьёзные финансовые вливания в восстановление уникального сооружения, но в краткосрочной ничего катастрофического вроде отрезания региона или остановки крупных промышленных предприятий не произойдёт.

И главный вопрос: что произошло? Говорится о подрыве цистерны с жидким топливом. Однако углеводородное топливо в общем случае имеет сравнительно низкую бризантность, говоря упрощённо — неэффективно для дробления и разрушения массива твёрдых материалов. Да и мощного взрыва при подрыве цистерны в любом случае ждать не приходится: для взрыва нужно не топливо в чистом виде, а его смесь с окислителем (воздухом). А в цистерне его практически нет.

Куда опаснее пожар после разлива топлива: если его быстро не локализовать и не погасить, то высокая температура сильно повредит конструкцию тоннеля. Чтобы причинить ущерб именно мгновенно — нужен если не вагон, так хотя бы тонна-другая высокобризантного вещества. А столько уже незаметно в вагоне не спрячешь, тем более сейчас — меры безопасности усилены основательно.

Иными словами, сколь-нибудь серьёзная диверсия практически невозможна — так, демонстрации. А сейчас поезда идут как ни в чём ни бывало, например, 97-й Тында — Кисловодск отправлением 02.12.2023 проследовал Северомуйский почти минута в минуту:

Скриншот сайта «РЖД»
Скриншот сайта «РЖД»

На сегодня всё. А на АЛС-ЕН в действии можно посмотреть в конце видео про ВЛ80К, ЭП1М и ЧС2Т:

https://dzen.ru/video/watch/64803e7a6094ff55e8d57201

Обновления канала публикуются в общей Телеграм-группе «Всё, что движется»:

Всё, что движется

Также открыто сообщество ВК:

ВКонтакте | ВКонтакте

Общее оглавление канала