ВАЗ -2121 считается первым кроссовером советского разлива. При этом общепризнанный факт: Нива была и есть прародителем внедорожников малого класса. А его создателю Петру Прусову представители Suzuki жали руку и благодарили за отличную идею создания Escudo (Vitara). Как бы там ни было, но Лада Нива создавалась для возможности проходить сложные горные трассы и бездорожье. Но лучше все по порядку.
С чего начать?
После того как я внимательно просмотрел стрим по битве Черокке и Нивы, меня заело. Решил детально разобраться в истории этого автомобиля и нашел множество интересных моментов. Выяснилось, что ВАЗовцы, а именно Прусов и Соловьев стали первыми, кто задумал Ниву. Имя подбирали долго и остановились на «НИВА», в расшифровке, ни за что не догадаетесь, что означает.
Я почему-то всегда думал, что название пошло как синоним к «полю». Вроде, как и авто создавалось для работы на колхозных полях. А нет. Это первые буквы имен детей идейных конструкторов. Второе открытие: к разработке корпуса приступили после того, как подобрали название и проверили на всех языках мира. Удобно ли произносить, писать или нет. Удобно, а поэтому приступили к следующему шагу.
Первые чертежи и прототипы даже отдаленно не напоминают ВАЗ 2121. Это было что-то между Renault и Citroen. То, что было запатентовано и принято на заводе получили только в 1973 году. Хотя разработки шли с 60-х годов.
После одобрения
Получить патент в СССР можно было только через многократные показы министру автомобильной промышленности и одобрения генсека. НИВу утвердили с первого показа и проверки. Теперь переходить можно к испытаниям. Для этого авто вывезли на определенные трассы и подготовили специальные испытания. Все-таки это первая модель в Союзе, заявленная как внедорожник.
Испытания проходили по зимнему Уралу и летней Азии. Согласитесь, что и сейчас не каждое авто сможет похвастаться способностями проходить по трассам этих регионов. Провели сравнительные характеристики с такими зверюгами как ЛуАЗ-696, ИЖ-14 и УАЗ-469Б.
В общем, пока суд да дело, только 1977 году НИВА начала сходить с конвейеров автозавода и как-то быстро ушла на экспорт. На бескрайних просторах отечества предлагалось купить авто не меньше, чем за 9000 рублей. Большая сумма по тому времени, хочу вам доложить. Для сравнения: пломбир стоил максимум 20 копеек, а электроэнергия 1 рубль.
Гордость охватывает за старичков. И что такое приключилось, что ВАЗ стал понемногу сдавать свои позиции? Я ответа так и не нашел.