Найти тему
КиноПсихолог

Фантастически нудно: 3 нудных фильма, которые придутся по вкусу разве что интроверту (часть 2)

Оглавление

И снова я о "нудной" фантастике и интровертах (которых гиперактивные экстраверты тоже, порой, считают нудными и душными).

В первой части статьи поговорили о трех фильмах и двух критериях, принципиально отличающих экстравертов от интровертов, однако есть и третий критерий – о нем речь пойдет во второй части.

Я (не только как психолог, но и как пожизненный интроверт) замечала, что экстра- / интро-версия действительно связана с общением. Но не в смысле страха перед социумом или потребности в контактах, а с точки зрения физической и психической энергии.

"Интерстеллар", скриншот.
"Интерстеллар", скриншот.

Экстраверты от общения "заряжаются". У них повышается тонус, они ощущают прилив сил, а толпа может их "драйвить". Конечно, бывают исключения и всякие паршивые дни, когда всё бесит даже экстраверта, а толпа повергает в депрессию. Всё бывает. Смотрим в целом, как обстоят дела "обычно", что характерно для большинства дней в году, а не для исключительных и нетипичных.

Интроверты, даже те, которые любят общение, в этом процессе не берут энергию, а затрачивают. Встреча с близким, любимым, дорогим человеком или праздник могут взбодрить и наполнить радостью интроверта, но это как "витаминный укол", как бокал, ну ладно, бутылочка шампанского, после которой утром хочется просто валяться в постели и чтобы была "и ванна, и кофэ, и какаво с чаем".

Ну, может, конечно, преувеличиваю. Но подъем эмоций от общения у интроверта быстро идет на спад, сменяется усталостью, так что потом хочется, нет, жизненно необходимо побыть одному и восстановить силы. Интроверту надо отдыхать от любого общения. Даже от приятного, даже от краткосрочного. А если уж интроверт работает с людьми, то после рабочего дня он вполне может чувствовать себя как выжатый лимон.

"Интерстеллар", скриншот.
"Интерстеллар", скриншот.

Не удивительно, что многим интровертам нравятся фильмы, где людей в принципе не так уж много, а действие происходит в пустынноватой обстановке, идеально – если в камерной и приглушенно-психологичной.

Впрочем, должно быть что-то еще. Иногда камерности и пустынности недостаточно, чтобы получить удовольствие от просмотра нудного фильма.

"Интерстеллар", скриншот.
"Интерстеллар", скриншот.

"Интерстеллар" (Кристофер Нолан, 2014)

Один из самых скучных и нудных для меня фантастических фильмов. Не спасла даже любовь к Мэттью Макконахи. Кроме нескольких фокусов со временем и пространством в комнате девочки и посмотреть не на что за почти 3 часа.

"Интерстеллар", скриншот.
"Интерстеллар", скриншот.

Да, посещала меня мысль о том, что ума не хватило и научная достоверность не мой конек, но даже такая мысль вызвала у меня разве что недоумение. С каких пор научная достоверность (а ее-то как раз и расхвалили сверх меры относительно "Интерстеллара") является показателем художественной ценности? Это же не документалка.

"Интерстеллар", скриншот.
"Интерстеллар", скриншот.

То есть когда Гошу психологам нельзя критиковать ибо он же "киногерой" и художественный образ, это нормально – психологическая достоверность вообще не требуется для хорошего фильма. Сказки тоже нельзя рассматривать с позиции психологической достоверности – это же сказки. То есть достоверность с точки психологии вообще ценится не больше пыли. А вот в фантастическом фильме (фантастическом!), достоверность да, должна определять качество зрелища, не иначе.

"К звездам", скриншот.
"К звездам", скриншот.

"К звездам" (Джеймс Грэй, 2019)

Кто-то окрестил этот фильм самым нудным фильмом в истории кинематографа, а я его люблю бесконечно. Во-первых, потому что там есть психология личности и динамика в личностном развитии персонажа. Да, это редкий Брэд Питт, он такой не всем по вкусу.

"К звездам", скриншот.
"К звездам", скриншот.

Во-вторых, потому что там есть психология человеческих отношений, нетипичная, нестандартная. Чего стоят выяснения отношений с отцом посередине космоса!

"К звездам", скриншот.
"К звездам", скриншот.

В-третьих, моя душа культуролога нашла в этом фильме и утешение, и удовольствие. Отсылки к мифологии, архетипы, вечные сюжеты, аллегории, метафоры... Посмаковать их два часа значило чудесно провести время.

"К звездам", скриншот.
"К звездам", скриншот.

"Из машины" (Алекс Гарленд, 2014)

Два с половиной человека, почти пустой дом, потрясающая и грандиозная природа, скудные диалоги и едва различимое для внимательного глаза действо – обожаю этот фильм. Он меланхоличный, созерцательный, неспешный, неяркий... на первый взгляд. Однако здесь вы найдете всё, что вы хотели знать о манипуляциях, но боялись спросить.

"Из машины", скриншот.
"Из машины", скриншот.

Стивен Карпман мог бы гордиться тем, как фильм иллюстрирует концепцию психологических игр, как изящно сменяются роли Преследователя, Жертвы, Спасателя.

"Из машины", скриншот.
"Из машины", скриншот.

Кто кем манипулирует? Где кончается искренность и начинается игра? Где Жертва переключается в Преследователя, а Преследователь становится Жертвой? Как Спасателю балансировать между Жертвой и Преследователем? Кто выиграет, а кто расплатится жизнью? Определенно, этот фильм стоит смотреть дважды. Первый раз для ознакомления и впечатления, и лишь во второй раз - для анализа психологических игр и манипуляций.

Героиня фильма с полным правом может сказать нам: "Учитесь, пока я жива!" и предлагает нам весьма качественное пособие по манипуляциям.

Без размышлений о боге и человеке тоже, естественно, не обошлось, но очень тонко и ненавязчиво. Для тех, кто не склонен к психоанализу, но склонен к философствованию, там тоже есть о чем подумать.

Интроверты, делитесь, а что любите посмотреть вы и связываете ли свои предпочтения с интровертированностью?