Найти в Дзене

Загадка "настила". Перевал Дятлова. - 49

Оглавление

Предыдущая часть:

Что же за "эбонитовые ножны" нашел Анатолий Мохов с товарищами утром 5 мая на месте палатки, установленной чекистами на склоне горы Холатчахль? Может быть, эти ножны принадлежали кому-то из дятловцев? И как они там оказались?

Для ответа на этот вопрос мне пришлось провести дополнительное небольшое расследование, чтобы установить, - на основе имеющихся у нас фотопленок из "архива Иванова", материалов "уголовного дела" и другой информации, - какие ножи были у дятловцев в этом походе. И далее я приведу результаты этого своего дополнительного расследования. Кроме того, возможно, это будет полезно - в качестве, так сказать, "справочной информации" - и для других добросовестных исследователей этой трагедии (то есть для исследователей, которые понимают, что вся "официальная версия" была сфальсифицирована, и что "картина трагедии", найденная поисковиками, является инсценировкой).

Зина Колмогорова и Люда Дубинина

Дятловцы готовились к этом походу очень тщательно, и Игорь Дятлов рекомендовал всем участникам похода обязательно взять с собой нож. Пусть совсем небольшой, перочинный, но даже такой небольшой ножик в подобном походе всегда может пригодиться. Для чего? Например, чтобы срезать лапник при установке палатки. Или чтобы чистить лыжи. Или чтобы что-нибудь отрезать во время ужина (ту же корейку или кусочек сала). Или чтобы открыть консервную банку. Да мало ли что. Ножик, даже совсем небольшой - это все-таки, какой-никакой, а инструмент, и в тайге, во время такого похода, он лишним никогда не будет.

И поэтому даже у наших девушек, Зины и Люды, в этом походе были ножики. И на одном из фото - там, где дятловцы стоят на каком-то мансийском стойбище (что это за мансийское стойбище, и как на нем оказались дятловцы - об этом я расскажу в следующей части моего расследования) - хорошо видно, что обе наши девушки чистят лыжи с помощью небольших ножиков (см. Фото 1-2 ниже).

Фото 1. Дятловцы стоят на каком-то мансийском стойбище и чистят лыжи. Люда и Зина делают это с помощью небольших ножиков.
Фото 1. Дятловцы стоят на каком-то мансийском стойбище и чистят лыжи. Люда и Зина делают это с помощью небольших ножиков.
Фото 2. Увеличенные фрагменты Фото 1. Хорошо видно, что у Люды и Зины в руках - какие-то небольшие ножики, с помощью которых они чистят лыжи от снега и ледяной корочки.
Фото 2. Увеличенные фрагменты Фото 1. Хорошо видно, что у Люды и Зины в руках - какие-то небольшие ножики, с помощью которых они чистят лыжи от снега и ледяной корочки.

Видимо, девушки достали их из рюкзаков, а Зина (у нее, похоже, складной перочинный нож) вполне могла носить этот ножик и в кармане своих штанов.

Я внимательно просмотрел все материалы уголовного дела (оба "тома"), но нигде не нашел никаких упоминаний об этих ножиках. Но по Фото 1-2 выше хорошо видно, что ножики эти совсем небольшие, и "эбонитовые ножны", найденные 5 мая (их длина, я напомню, составляла 18 см), никак не могли быть от этих ножиков Зины и Люды. Да и странно было бы для девушек брать с собой в поход такой нож с такими "навороченными" ножнами - очевидно, это вещь "мужская". И поэтому Зину и Люду можно смело вычеркивать из списка возможных обладателей этих "эбонитовых ножен".

Игорь Дятлов

На фотографиях с Игорем я нигде не обнаружил признаков наличия у него ножа, но ножик у Игоря в этом походе, конечно, тоже был, и он упоминается в материалах "уголовного дела".

Так, в "Протоколе опознания вещей", составленном Ивановым (при помощи Юрия Юдина) 5-7 марта, говорится (Лист 13 - см. ссылку ниже):

"В карманах штормовки и штормовых брюк Дятлова И. обнаружено...нож перочинный с карабином на веревочке".
Протокол осмотра вещей, обнаруженных на мест происшествия

"Карабин" - это не что-то такое "большое и серьезное", это просто небольшая металлическая "застежка" (см. Фото 3 ниже), которая крепилась к ножу, а к этому "карабину" крепилась (привязывалась) веревка. Саму же веревку можно было пришить к карману - так что нож всегда оказывался привязанным к карману (чтобы не потерялся), но при необходимости его можно было отстегнуть от этого "карабина". Такой способ ношения ножа широко распространен среди охотников, рыбаков и опытных туристов.

Фото 3. Складной перочинный нож с карабином на рукоятке. У Игоря Дятлова был похожий нож - его он, видимо, носил в кармане своих штормовых брюк.
Фото 3. Складной перочинный нож с карабином на рукоятке. У Игоря Дятлова был похожий нож - его он, видимо, носил в кармане своих штормовых брюк.

Этот нож Игоря упоминается также в т.н. "втором томе" уголовного дела (см. ссылку и Фото 4 ниже). В этом "втором томе" под Листами 40, 41 и 42 идут три т.н. "черновые записи", в которых кто-то из работников прокуратуры составлял списки вещей (и денег) дятловцев, которые уже были отданы или которые еще нужно было отдать родственникам погибших ребят. И на Листе 42 (в списке вещей, под номером 14) читаем:

"14. Нож перочинный с карабином на веревочке Дятлова. Компас Дятлова".
Фото 4. Лист 42 т.н. "второго тома уголовного дела". В списке вещей упомянут нож Игоря Дятлова (выделено красным прямоугольником).
Фото 4. Лист 42 т.н. "второго тома уголовного дела". В списке вещей упомянут нож Игоря Дятлова (выделено красным прямоугольником).
Черновая запись

И этот перочинный нож Игоря опознала его сестра Руффа (Руффина Алексеевна Дятлова), и его забрала. В "Протоколе опознания вещей" от 30 марта читаем (Лист 236):

"Дятлова Р. А. осмотрев предъявленное снаряжение, заявила, что её брату – Дятлову Игорю принадлежат следующие вещи: 6. Компас, очки с футляром, перочинный нож".

Рустем Слободин

Тело Рустема Слободина было "найдено" 5 марта, а 8 марта эксперт Возрожденный провел его экспертизу. В "Акте" экспертизы Возрожденного читаем (Лист 96):

"На трупе одежда...Брюки лыжные, темные, застегнуты на пуговицу и ремень. В карманах: коробка спичек с 48 спичками, перочинный нож на длинной веревочке, расческа в футляре, две веревочки и карандаш, х/бумажный носок".

То есть в карманах лыжных брюк, в которые был одет Рустем, был обнаружен "перочинный нож на длинной веревочке". И этот же нож упоминается в "Протоколе опознания вещей" начала марта (Лист 15 - см. ссылку выше):

"На трупе Слободина Р. одето:...Брюки лыжные, под ними синие тренировочные брюки, теплые кальсоны (пара рубашке), сатиновые трусы, в лыжных брюках перочинный нож, расческа и карандаш".

Очевидно, в этом "Протоколе" Иванов просто перечислил одежду и вещи, которые записал в своем "Акте" Возрожденный (там все детали сходятся - вплоть до перечисления денег). Несколько странным выглядит то, что "Протокол опознания вещей" составлялся Ивановым 5-7 марта, а Возрожденный проводил свою экспертизу Слободина только 8 марта. Но, видимо, описание одежды на теле Рустема и список найденных при нем вещей Иванов внес в свой "Протокол" несколько позже, уже "задним числом": этот "Протокол" и вообще является "сводным документом", и в нем перечислены также вещи, "найденные" 2 марта в "лабазе", а также приобщена опись вещей, доставленных 1 марта прямо с перевала в камеру хранения аэропорта в Ивделе (эту опись в аэропорту Ивделя 3 марта составляли Плетнев, Вишневский и журналист Григорьев - и уже оттуда эти вещи 5 марта были доставлены в прокуратуру Ивделя, для опознания их Юрием Юдиным).

И этот перочинный нож Рустема упоминается также в той же "черновой записи" из "второго тома" "уголовного дела", которую я упомянул выше (Лист 42 - см. ссылку выше):

"17. Слободин – бинокль в рюкзаке в ковбойке 310 руб, авторучка, перочинный нож".

Однако в "Протоколе опознания вещей" от 30 марта этот нож Рустема не значится, и его родителям для опознания он не предъявлялся и не возвращался.

Тибо-Бриньоль

У Тибо было два ножа. Есть фото, на котором Тибо чистит лыжи, и делает он это, судя по всему, с помощью небольшого перочинного ножика (см. Фото 5).

Фото 5. Тибо чистит лыжи с помощью небольшого перочинного ножика.
Фото 5. Тибо чистит лыжи с помощью небольшого перочинного ножика.

Кроме того, у него был "финский нож" ("нож финского типа", "финка"). Почему-то некоторые ошибочно считают, что "финский нож" - это такой складной нож, у которого лезвие выдвигается при нажатии на кнопку. И что такими "финскими ножами" в Совдепии в основном пользовались уголовники и хулиганы. Нет, "финскими ножами" в Совдепии называли обычные ножи, с прямым лезвием с небольшим "скосом". Такие ножи, конечно, делались и в самой Совдепии, и они были довольно широко распространены (см. Фото 6).

Фото 6. "Финский нож" ("нож финского типа", "финка").
Фото 6. "Финский нож" ("нож финского типа", "финка").

Оба эти ножа упоминаются в "Протоколе опознания вещей" от 5-7 марта (Лист 14);

"Предположительно Н. Тибо-Бриньоль принадлежат следующие вещи...В карманах штормовки и брюк: носовой платок, бинт, коробок спичек, карманный фонарик, нож перочинный и нож финского типа..."

То есть оба ножа Тибо были найдены еще в начале марта, среди его вещей в палатке и в рюкзаке. И были опознаны Юрием Юдиным. И оба эти ножа упоминаются в "черновой записи" "второго тома" уголовного дела (Лист 42 - см. Фото 7 ниже и ссылку выше):

"16. в карм. штормовки и брюк Тибо карм фонарик, нож перочинный и нож финского типа компас, 1 рб".
Фото 7. Лист 42 т.н. "второго тома уголовного дела". В списке вещей упомянуты перочинный и финский ножи Николая Тибо (выделено красным прямоугольником).
Фото 7. Лист 42 т.н. "второго тома уголовного дела". В списке вещей упомянуты перочинный и финский ножи Николая Тибо (выделено красным прямоугольником).

Однако в "Протоколе опознания вещей" от 6 апреля (когда вещи дятловцев предъявлялись для опознания уже не Юрию Юдину, а родственникам дятловцев) упоминается только перочинный нож Тибо. И тетя Тибо, Музафарова Елизавета Иосифовна, его опознала (Листы 252-253):

"Музафарова Е. И., осмотрев предъявленное снаряжеие, заявила, что Н. Тибо принадлежат следующие вещи: 13. Ножик перочинный сломанный".

Куда подевался финский нож Тибо - неизвестно.

Юрий Дорошенко

С ножом (или ножами) Юрия Дорошенко ситуация совсем темная. Конечно, у него наверняка также должен был быть хотя бы какой-нибудь перочинный ножик, но никаких упоминаний об этом в материалах "уголовного дела" нигде нет. И на фотографиях ножа тоже не видно.

Александр Колеватов

На одном фото (см. Фото 8 ниже) у Александра торчит веревочка из кармана, и, вполне возможно, что это веревочка от перочинного ножа. Однако известно от сестры Колеватова (об этом есть упоминание в одном документе - о нем ниже), что у Александра были также карманные часы. Так что возможно, что веревочка на этом фото - от этих карманных часов.

Фото 8. В левом кармане Александра Колеватова видна веревочка (выделена красным кружком), но от чего эта веревочка - от перочинного ножа или от часов - сказать сложно.
Фото 8. В левом кармане Александра Колеватова видна веревочка (выделена красным кружком), но от чего эта веревочка - от перочинного ножа или от часов - сказать сложно.

У Александра Колеватова, как и у Тибо, также был финской нож. Этот нож был найден в палатке на склоне. Кроме того, у Колеватова был брусок для заточки ножей.

В "Протоколе опознания вещей" 5-7 марта Иванов предъявил Юрию Юдину только брусок, и Юра его опознал как принадлежащий Колеватову (Лист 16):

"Колеватову предположительно принадлежит: Одеяло из солдатского сукна, штормовка и брюки, желет меховой, ботинки лыжные, подшлемник, брусок".

И этот брусок для заточки ножей опознала сестра Александра Колеватова, Римма Сергеевна Колеватова. В "Протоколе опознания вещей" от 4 апреля читаем (Лист 250):

"Колеватова, осмотрев предъявленное снаряжение заявила, что Колеватову принадлежат следующие вещи: 6. Брусок для точки ножей".

Что же касается финского ножа Александра, то его также опознала (и забрала) сестра Римма Сергеевна. И 21 мая она написала об этом расписку (Лист 7 "второго тома" УД - см. ссылку ниже):

"Мною, Колеватовой Риммой Сергеевной получено от прокурора т. Иванова нож финского типа, с черной пластмассовой рукояткой, опознанный мною как принадлежащий брату Колеватову Александру.
Разрешение на хранение ножа №945, выдано УМ Св.области 20/V-59г."
Расписка Р.С. Колеватовой

Почему ей не выдали этот нож сразу же, после его опознания 4 апреля - вполне понятно: такие ножи в Совдепии считались "холодным оружием", и для их ношения и хранения требовалось разрешение. 20 мая Римма такое разрешение оформила, и 21 мая ей выдали "финку" ее брата.

B том же "втором томе" есть еще одна "черновая запись", Лист 50, в котором также упоминается этот финский нож Александра Колеватова (а также карманные часы - см. ссылку ниже):

"Сестра Колеватова. У брата были часы карманные, давал в починку, похожи на те, которые имеются (Молния)...Нож финский с кож. ножнами, найден в палатке, опознан Колеватовой, как принадл. ее брату".
Черновья запись сестрой Колеватова

То есть Александр носил этот нож в кожаных ножнах.

Наконец, нужно отметить, что существуют фотографии финского ножа (см. Фото 8 ниже) - как считается, того самого, который был у Александра Колеватова в этом походе. Эти фото в 2014 году по просьбе Майи Пискаревой сделала племянница Александра, Елена, дочь упомянутой выше Риммы Сергеевны Колеватовой. Вот что об этом рассказала Майя Пискарева (см. ссылку ниже):

"К сожалению, Елена не смогла сделать фото ножа, объяснила это поломкой фотоаппарата, но обещала сделать фото и прислать позже. Пока она обвела контуры этого ножа на странице своего письма, чтобы показать наглядно его размеры. Сначала я приняла этот рисунок за каракули, которые любят оставлять дети на бумагах взрослых. А прочитав письмо, поняла, что означают эти линии. Да, это тот самый нож, который был с Сашей в последнем походе на Отортен, и ножны к нему, те самые, колеватовские, их лично видела Римма Колеватова и признала - подтвердила Елена.
Нож размером от кончика острия до кончика ручки примерно размером 23, 5 см. Длина самого лезвия примерно 12, 2 см.
Как сказала Елена, это обычный кухонный нож, в семье он давно, его брали в походы Саша и сама Римма Сергеевна. Она считала его семейной реликвией, дорожила им как памятью о Саше. Поэтому очень просила следователя Иванова отдать этот нож родственникам. Л.Н. Иванов, по одному ему известным причинам, не хотел отдавать ни нож, ни ножны к нему. Потом сказал, что возвратить может только что-то одно: или нож, или ножны. Римма Сергеевна выбрала нож. Ножны остались у следователя.
Эта фотография сделана при встрече режиссера документального кино Эдуарда Анищенко с Еленой Колеватовой".
Maria. Письма Елены Колеватовой.

Не знаю, тот это финский нож или другой, но этот нож дает хорошее представление о том, что за "финские ножи" были в то время в Совдепии.

Фото 8. Финский нож, сфотографированный племянницей Александра Колеватова, Еленой, в 2014 году. Считается, что это тот самый нож Александра Колеватова.
Фото 8. Финский нож, сфотографированный племянницей Александра Колеватова, Еленой, в 2014 году. Считается, что это тот самый нож Александра Колеватова.

Выводы

Таким образом, как мы видим, с ножами дятловцев с самого начала стало происходить нечто странное. Ясность присутствует относительно ножа Игоря Дятлова: у него был перочинный нож с карабином, он его носил в кармане своих штормовых брюк, которые были найдены в палатке. Этот нож предъявлялся для опознания Юрию Юдину в начале марта (он его опознал), а 30 марта его опознала и забрала сестра Игоря Руффа.

Более-менее ясная ситуация с финским ножом Александра Колеватова: этот нож также был найден в палатке, а 21 мая его опознала (и забрала) сестра Римма. Но у этого ножа ножны были кожаные, поэтому почему Ортюков вдруг решил, что найденные 5 мая "эбонитовые ножны" принадлежали Колеватову - совершенно непонятно. Кроме того, был также опознан Юрием Юдиным и сестрой Риммой брусок для заточки ножей, принадлежавший Колеватову.

С ножами Тибо все уже сложнее: точно известно, что у него было два ножа - перочинный и финский, и оба они были найдены в палатке. Но тете Тибо 6 апреля выдали только перочинный нож (возможно, финский нож ей не выдали, так как у нее не было на него разрешения).

У Рустема Слободина перочинный нож на веревочке был найден при нем. Однако родителям Рустема этот нож для опознания не предъявлялся и не возвращался.

Какой нож был у Дорошенко - неизвестно. Были, судя по фотографиям, перочинные ножи и у Зины Колмогоровой и Люды Дубининой, но в материалах УД о них также ничего не говорится, и их родственникам они не предъявлялись и не возвращались.

И нужно отметить, что все перечисленные ножи дятловцев, которые фигурируют в материалах "уголовного дела", были найдены еще в конце февраля-начале марта: либо в палатке и среди вещей дятловцев, либо - если говорить о Рустеме Слободине - при нем самом, в кармане его брюк. И никакой из этих ножей не мог иметь "эбонитовые ножны", найденные 5 мая.

И нам осталось только рассмотреть ножи, которые были у Юры Кривонищенко и Семена Золотарева.

Продолжение: