Королевский сиротский приют положил начало эпохе меценатства в Кёнигсберге. После него открывались как государственные, так и частные дома помощи сиротам, вдовам и больным, которые учреждались и жили на пожертвования богатых граждан. Что ж, давайте посмотрим, с чего всё начиналось, тем более что здание первого приюта с более чем трёхвековой историей до сих пор стоит в Калининграде, правда в сильно изменённом варианте. Обидно, т.к. в Кёнигсберге оно являлось примером редкого для города стиля барокко.
18 января 1701 года Фридрих I в Кёнигсберге возложил на себя корону, тем самым начав писать новую страницу истории Пруссии - независимого королевства, а заодно и кёнигсбергского меценатства: по его распоряжению у Закхаймских ворот закладывается камень Королевского сиротского приюта (нем. Königliches Waisenhaus).
Появление подобного учреждения в этой части города объяснить легко. Дело в том, что данный исторический район в Кёнигсберге считался самым криминогенным. Здесь проживали рабочие, в основном литовцы, которые занимались сплавлением леса, складированием и взвешиванием товаров доставлявшийся в город по реке с восточного направления. В Закхайме была высокая смертность, в том числе это результат пьяных стычек. Понятно, что в такой обстановке росло число неполных семей, сирот, а также беспризорных детей, воспитываемых улицей. Эту ситуацию и должен был исправить Королевский приют.
Открытое в 1703 году здание построили за два года по проекту строительного мастера Йоханна Людвига Шультхайса фон Унфрида, который часто в литературе изображается как человек, которому повезло стать любимчиком первого короля Пруссии из-за взаимной любви к роскоши, но всё же нельзя забывать, что он многое сделал для города. Для того чтобы Кёнигсберг соответствовал королевскому статусу Унфрид учредил строительный надзор. Были выработаны единые правила оформления фасадов, снесли нарушающие стиль прямых улиц пристройки, хозяйственные помещения, отдельная структура следила за чистотой улиц и занималась очисткой прудов и рек, открытые колодцы заменили колонки. Унфрид начал перестройку замка (завершить не удалось из-за смерти правителя), возвёл Трагхаймскую кирху и Королевский приют.
Всё эти здания были выдержаны в стиле барокко, который тогда называли «архитектурной одеждой» аристократов и церкви. Именно поэтому в Кёнигсберге его применяли, возводя такие значимые объекты (помимо описанных выше) как: Кнайпхофская и Альтштадтская ратуша; Трагхаймская, Замковая, Пропштай кирхи. Так уж сложилось, что до наших дней дожило лишь одно изначальное барочное строение, повествование о котором продолжаем …
Здание было симметричной П-образной формы со внутренним двором. Лицевой вытянутый прямоугольный фасад имел три входа со стрельчатыми треугольными фронтонами, по центру – ризалит. Двухэтажное строение завершала вальмовая крыша (из красной керамической черепицы) с восьмигранной башней со шпилем и смотровыми окнами.
Узнаваемым символом здания являлся массивный флюгер с Прусским орлом, который установили в 1705 году на башню центрального ризалита. С ним связан любопытный факт. Во время оккупации Восточной Пруссии российской императорской армией, Фермор дал задание снести со всех строений изображения орла, как главного символа рода Гогенцоллернов и Пруссии, но оставил только на здании Королевского приюта. Городская легенда гласит, что генерал-губернатору сообщили об учредительном документе, где было прописано проклятие от Фридриха I для любого, кто покусится на сиротский дом.
Со стороны двора у здания было два боковых трёхэтажных флигеля. Входной портал оформлен двумя широкими пилястрами и треугольным фронтоном над ними. За двором начинался большой сад с кустарниками и фруктовыми деревьями.
Изначально финансирование приюта было возложено на «рыцарей», учреждённого первым королём Пруссии Фридрихом I ордена Чёрного орла. Они жертвовали для нужд приюта по 50 дукатов каждый год. Правитель ежегодно добавлял ещё 100. Также казна Кёнигсберга бесплатно выделяла медикаменты.
В ноябре 1711 года Кёнигсберг посещал Пётр I. Тогда его заинтересовал квартал склонных к веселью и любивших крепкий алкоголь литовцев. Впрочем, конечно же основной целью был осмотр фортификационных сооружений в этой части городского вального кольца. Посещая Закхайм он заглянул и в сиротский приют.
В период Семилетней войны, с 1758 по 1762 годы, Восточная Пруссия была оккупирована Российской империй, а после прихода к власти Петра III между двумя государствами был заключен мир. Торжества по этому случаю проходили в стенах Королевского сиротского приюта.
После поражения от армии Наполеона при Аустерлице отступающая российская армия шла через Восточную Пруссию. На непродолжительное время в Королевском сиротском приюте для них был открыт военный госпиталь. Сами же воспитанники вынуждены были спать по несколько человек на одной койке.
В результате образовательной реформы начала XIX века Королевский сиротский приют был интегрирован в школьную систему. При нём открыли учительские курсы, готовивших преподавателей новой формации, которые требовались в Народных школах и в большом количестве открывавшихся в деревнях и хуторах провинции. Для самих же учеников улучшился уровень образование и уже многие выпускники становились студентами Альбертины.
В связи с ростом числа воспитанников во второй половине XIX века приют получил дополнительные пристройки. В период Веймарской республики произошла очередная смена статуса: слово «королевский» заменили на «государственный», при этом, как ни странно, полностью исключив субсидирование из городской казны. Это были 1920-ые годы - пик «экономической депрессии».
Во годы Второй мировой войны здание потеряло свой главный узнаваемый элемент – башенку со флюгером Прусского орла. Во время реконструкции, как тогда было заведено, массивную крышу заменили на плоскую, сделали перепланировку помещений. В 1960-ых годах внутри располагалась больница, а рядом с садом построили морг. В 1970-ых годах здесь уже аптека, затем её сменили организации бытового обслуживания населения.
В 1990-ых годах в стенах бывшего сиротского приюта работала редакция газеты «Новые колёса» - первого в области издания с независимой журналистикой. После того как команда Рудникова покинула стены этого архитектурного памятника, случился пожар. Далее отремонтированное здание со статусом объекта культурного наследия (получено в 2007 году) стало частной собственность. Сейчас бывший Королевский сиротский приют находится по адресу: Литовский вал 62. Его пространство занято множественными офисами и магазинами.
В 2021 году произведён ремонт фасада и обновление крыши. Да, без сомнения, это оживило облик строения, но необходимо полноценное восстановление памятника архитектуры с возвращением прежних форм крыши и башни. В наших руках ещё не потерянное и не руинированное здание, которому более трёх веков. В этих стенах бывал Пётр I, торжественные мероприятия проводили русских губернаторы. Это история меценатства, заботы о детях и сиротах, а значит то, что не имеет привязки к нациям и политическим режимам.
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).