Субботнее утро 2 декабря своим пушистым снегом, мягко хрустящим под ногами, настраивало на позитивное продолжение дня, в предвкушении очередного путешествия в один из дальних уголков Сурского края – Неверкино…
Для кого – как, а я собирался туда вместе с меридиановцами … спустя более чем четверть века. В 90-е годы, работая корреспондентом Пензенского областного радио, уже посещал эту точку на карте области вместе с моими коллегами – радиожурналистами Валерием Добелем и Павлом Еременко (к сожалению, уже ушедшими от нас). А в качестве нашего «путеводителя» тогда выступил сам Игорь Михайлович Мануйлов – создатель и организатор уникальной сельской картинной галереи.
Вместе с представителями клуба творческих открытий «Меридиан» подъехали к зданию неверкинской Детской школы искусств. Проходя по второму этажу (на первом как раз и размещается галерея) заметил памятный стенд с фотографией и информацией об известном уроженце села…
«Вся жизнь Игоря Михайловича связана с Пензой, Сурским краем и родным селом Неверкино. После окончания отделения логики философского факультета МГУ имени Ломоносова и 5 лет работы по распределению в Орском политехническом институте, в 1964 году он переводится в Пензенский государственный технологический университет (тогда – ВТУЗ при заводе "ВЭМ", филиал ППИ, ред. О.Т.).
Именно здесь Игорь Михайлович раскрылся как яркая незаурядная личность. Будучи доцентом вуза, кандидатом философских наук, он организует киноклуб для студентов и преподавателей, проводит творческие вечера поэтов и художников. (…) Вокруг Игоря Михайловича формируется круг друзей – пензенских художников, которым он помогает не только словом, но и делом, организуя презентации и приобретение их картин представителями интеллигенции, в первую очередь, профессиональными преподавателями вузов города. В это время он решил создать сельскую картинную галерею в селе Неверкино…»
В 1984 году состоялось её торжественное открытие. С того времени она пополнялась новыми и новыми картинами, как местных (Василия Щербакова, Мяжита Бахтеева и других), так и пензенских, и даже иногородних художников. И сегодня неверкинскую картинную галерею знают далеко за пределами Сурского края, называя её «Сельской Третьяковкой». А настоящим хранителем её, а, по совместительству, и экскурсоводом, сегодня является работник культуры, балетмейстер – Румия Вафовна Ефимова. Послушаем её рассказ…
- На полотнах нашей галереи – лица земляков, тружеников сельского хозяйства, известных людей, успешных руководителей. Здесь, например, вы видите два автопортрета нашего земляка - Ивана Павловича Баландина, а рядом – буквально «репинские» персонажи – его деда и прадеда. Заметьте, что на одном из портретов прадед его с перстнем, который всегда передавался по наследству, как семейная реликвия. Вот – портрет его брата – Александра Павловича, полтора года назад, увы, его не стало. Он участник войны. Сам Иван Павлович – очень хороший портретист, и в свое время написал практически все портреты политической элиты Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда), ведь он долгие годы жил в этом городе, и в своё время считался «салонным» живописцем.
Все работы у нас, за редким исключением, выпускников Пензенского художественного училища имени К.А. Савицкого. Обратите внимание на эту работу Юрия Ромашкова – нашу «жемчужину». Называется она – «Перезахоронение Михаила Юрьевича Лермонтова». Как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло»… Кто-то у него заказал эту работу. Он писал, но, видно, по каким-то причинам, возможно, финансовым, так её и не закончил. Художники своим «наметанным» взглядом сразу скажут, что где-то лица не дописаны, где-то не хватает чётких очертаний… И в 1984 году он привёз и подарил её нам. Теперь это наш бренд, так как такой картины нигде нет.
А суть её заключается в том, что когда великий наш земляк погиб на дуэли в Пятигорске, то его горячо любящая бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева не могла допустить, чтобы любимый внук покоился где-то далеко от родного дома. Она снарядила два обоза. Один – с дворовыми крестьянами, другой – с крепостными. Полтора месяца они шли в Пятигорск, чтобы по разрешению властей изъять тело поэта. Его останки положили в железный короб. Ещё полтора месяца шли обратно. И на картине как раз показан тот эпизод, когда его привезли в Тарханы. Тело несут в фамильный склеп…Сначала, при входе сюда, это производит на многих удручающее впечатление, но когда посетители узнают сюжет картины, отношение меняется. С одной стороны, это и печаль о трагической судьбе великого поэта, а, с другой, искренняя гордость за то, что он «вернулся» из Пятигорска в свой фамильный склеп. И теперь мы имеем возможность в любое время приехать в Тарханы и поклониться его могиле…
…Натюрморты Ромашкова, Манучаряна, Косминой… Здесь вы можете сравнить натюрморты восточного человека, окончившего училище в Пензе, и наших земляков… Ученикам нашей школы искусств это интересно – изучать некоторые нюансы стиля разных художников.
…Ещё один наш профессиональный художник - Мяжит Бахтеев, уроженец соседнего села Исикеево. Он получил профессиональное образование в Пензе. Участвовал во многих экспедициях по России, Ближнему и Дальнему Зарубежью. Запечатлел виды родного села, родительского дома. Очень сильный пейзажист. Здесь представлены работы (в 2002 году он, к сожалению, ушел из жизни), которые он называл «Акварель на мокром картоне», характеризующиеся просто фотографической точностью. Например, картина «Зима» с видом не замерзшей речки, - вы как будто ощущаете её холод. Мяжит Сулейманович долгое время преподавал в нашей школе искусств, у него много учеников, его последователей. И сыновья ведь тоже пошли «по стопам» отца. Один из них оформитель, а второй художник. Оба они живут в Тольятти. Персональную выставку здесь проводили. Таким образом, продолжается связь поколений.
Вот работа Николая Шалаева, которая очень высоко оценивается художниками. Что интересно, когда его дочь в составе делегации Правительства Пензенской области приезжала сюда, увидела эту работу и воскликнула: «Боже, а ведь это моя первая работа у папы в качестве натурщицы!» Художник одел свою жену в национальный костюм, а в «роли» ребенка была как раз она. И назвал Николай свою работу «Сельская мадонна». Есть работы Леонида Якутя здесь. А эти две картины - Ромашкова и Якутя - схожи тематикой, оба изобразили своих матерей. Разные стили написания, но объединяют их и черты, и доброта взгляда, - каждый из них это выразил индивидуальным почерком.
Всё в том же 1984 году Вера Жученко приезжала с мужем и подарила этот портрет. Видно, позже они уже забыли о нем, а тут в интернете увидели, что «неверкинская галерея» живет. Она летом приехала, увидела этот «живой» портрет. Изображена девушка, которой всего 19 лет. И самое интересное, - куда бы вы не встали в этой комнате, она отовсюду на вас смотрит… В этом как раз и заключается специфический художественный приём. Посмотрите, - очень пристальный и наблюдательный этот взгляд.
…Сейчас картины не так активно пополняются нашим фондом, - признаётся Румия Ефимова. - Ведь, сами понимаете, ручная работа очень дорого ценится. Поэтому у нас представлены очень редкие экземпляры. Но сын Игоря Михайловича Мануйлова - Валентин, года 4 тому назад привез эту картину его друга – Александра Мялькина.
Есть картины Анатолия Васильевича Ширманова, который живет в Камешкире, в 40 км отсюда. У него своя галерея в селе Пёстровке. Они с Игорем Михайловичем были очень дружны, часто встречались. Игорь обычно ездил к нему, в родительский особняк, который со временем превратился в свою картинную галерею. Там – всё что есть, он «повесил». Картины свои он не продает, не зарабатывает на этом. А говорит так: «Пусть приходят люди, дети из школы, смотрят, учатся, чтобы лучше знать историю села по моим картинам». Он ведь много их написал с портретами односельчан, пейзажами, сельскохозяйственными кампаниями - по уборке или посевной.
- Но главное, – наша галерея – это не застывшее учреждение, которое открывается только по просьбам организовать экскурсию, признается её хранительница. - Здесь неслучайно стоит длинный стол, - раз в неделю сюда приходят представители районного отделения Всероссийского общества инвалидов. Они собираются здесь, общаются, проводит занятия в кружке «Умелые ручки», - вяжут и шьют, передают друг другу опыт. Выполняют заказы - изготовить варежки или носки для СВО. Такая, получается, у нас здесь художественная гостиная. Им очень приятно находиться в эстетике этих картин, это всех просто облагораживает.
…Приятно то, что и сегодня эта уникальная картинная галерея в Неверкино продолжает «радовать глаз» и юных жителей села, учащихся районной школы искусств, и гостей из различных точек не только Сурского края, но и других регионов нашей страны.