Найти тему
ODELAX

"Финансы — это обмен энергией": Ляйсан Утяшева рассказывает о своем личном бренде, достижении первого миллиона и важности внутренней гармони

Оглавление

Персонажка свежего выпуска Forbes Digest - Ляйсан Утяшева, чемпионка Европы и мира в художественной гимнастике, телеведущая и предпринимательница, рассказывает о том, как спортсмены зарабатывают после завершения своей карьеры в большом спорте, а также об необходимости заботы о себе.

Ляйсан Утяшева родилась в посёлке Раевский и в четыре года переехала с родителями в Волгоград. Там её заметила тренер по гимнастике Надежда Касьянова, когда она стояла в очереди в продуктовом магазине. Так началась её успешная спортивная карьера.

На протяжении многих лет Ляйсан сотрудничала с Ириной Винер и тренировалась вместе с Алиной Кабаевой. Она пережила не только великие победы, но и серьезные травмы. В 2002 году, на соревнованиях, Ляйсан сильно повредила стопу. Позднее выяснилось, что это были множественные переломы ладьевидной кости. Тем не менее, несмотря на пять операций и долгий процесс реабилитации, Ляйсан смогла восстановиться и снова стать чемпионкой Европы. Однако после очередной травмы она осознала, что пришло время покинуть большой спорт.

В настоящее время Ляйсан Утяшева активно занимается предпринимательством, ведет популярное шоу "Танцы на ТНТ", является основательницей танцевального спектакля "Болеро". Вместе с мужем, комиком Павлом Волей, она работает над образовательным онлайн-проектом "Сила Воли" и в период пандемии запустила своё собственное шоу на YouTube.

О различиях в менталитетах и адаптации к жизни после завершения спортивной карьеры

«По окончании своей спортивной карьеры я провела много мастер-классов, путешествовала и в США, и по Европе. Везде мне предлагали иммиграцию, предложения стать главным тренером в США и Европе не раз звучали. Ведь в мире художественной гимнастики Россия сравнивается с Голливудом. Но я решила отказаться, потому что там не хватает того самого трудолюбия и самопожертвования.

Когда я вела мастер-классы, видела, как девушки на обед пили сладкую газировку и ели бургеры. Однако столкнулась с трудностью общения с подростками и детьми, учитывая различия в законах, о которых я не была осведомлена. Когда я предложила одной девочке быть осторожнее с питанием, объяснив, что это может повлиять на её вес и здоровье, она ответила, что приведет своего адвоката, так как я, якобы, запрещаю ей кушать.

В России слово тренера имеет особое значение и считается законом. В спорте высоких достижений ты обязан совершать определенные жертвы — как, например, не есть после 18:00, как призывала великая Майя Михайловна Плисецкая. Балет и гимнастика в нашей стране тесно переплетены. Если хочешь достичь результатов, приходится работать в зале по 8-9 часов без перерыва. Художественная гимнастика — это вид спорта, в котором основные достижения приходятся на молодой возраст, до 18 лет. Но как можно на законодательном уровне ограничить ребенка, например, в питании, в стране, где, если ты не соблюдаешь законы, тебя либо накажут, либо уволят, либо наложат штрафы, либо обвинят в неполиткорректности?»

О неожиданных вознаграждениях и расходах

"Мне 16 лет, и впервые я отправляюсь на Кубок мира в Берлин. Я на коне, мои мысли смешаны, и я ощущаю полную изоляцию, не видя и не слыша ничего вокруг. Это мое первое путешествие с Алиной Кабаевой и Ириной Чащиной (чемпионки Алина Кабаева, Ирина Чащина. — Forbes), и я испытываю неподдельный страх, боясь сделать что-то неправильно. Однако после победы, на банкете, меня охватывает ужас, когда люди в форме подходят ко мне и говорят: «Пройдемте, пожалуйста, в ту комнату». Мне предлагают заполнить кучу бумаг, и тут выясняется, что мне выплачивают гонорар за победу — целых $20 000. С этой суммой я приобрела уютную однокомнатную квартиру в Москве.

После этого начались мастер-классы. 15 лет назад один мастер-класс стоил $5000, что было значительной суммой. Я собрала достаточно средств за несколько занятий и приобрела машину — Nissan Micra, небольшую черную машинку с округлыми формами, стоимостью $19 000. Затем последовал контракт с Reebok на пять лет, сумму я уточнить не могу, но могу сказать, что это было весьма роскошно. После этого я начала работать на телевидении, почти бесплатно, однако эти опыты стали для меня ценным уроком."

Об Ирине Винер

Ирина Винер-Усманова, заслуженный тренер России и президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, именуемая "Екатериной II в художественной гимнастике", представляет собой настоящую царицу в этом виде спорта. Она также является выдающимся дипломатом. В ее команде, словно змеи, собраны сильнейшие и харизматичные спортсменки. Если не держать в руке, то ничего не выйдет, "давайте поработаем все вместе, подкинь обруч и сделай три кувырка" – подобные запросы приходили от нее, всегда быстро и энергично. И она не кричала, чтобы унизить, а внушала вдохновение. Я восхищалась ее энергией, но иногда испытывала страх. Иногда даже боялась встретить ее взгляд после ошибки, потому что знала, что она как рентген, видит все.

Ирина Александровна не может представить свою жизнь без гимнастики, и гимнастика, в свою очередь, не может обойтись без нее – это настоящий феномен. Даже будучи женщиной, которая может позволить себе всё, она работает в тренажерном зале по 10 часов в день. Она также отличается человеческим подходом. Когда она не бросила меня после травмы, она настоятельно поддерживала меня. Быть травмированной гимнасткой с костылями и гипсами на олимпийской базе в Новогорске – это было нечто невообразимое. Но Ирина Александровна не позволила мне оставаться в одиночестве, сказав: "Приходи, когда сможешь". Мы вместе договорились дать друг другу шанс.

О проекте "Болеро" и могуществе женской силы

Четыре года назад совместно с Катей Решетниковой и Игорем Рудником, танцорами, хореографами и режиссерами-постановщиками, у меня возникла идея создания современного «Болеро». В этом формате мы обрисовали современный мир, лишенный богинь и волхвов, где отсутствует подчинение и поклонение, но аллегории остаются. В центре внимания – образ сильной женщины, одинокой, способной на все. Это изображение красоты, обладающей своей стоимостью и глазах, полных боли.

Существуют женщины, могущественные и самодостаточные, которые стараются скрывать свои слабости. Они управляют огромными компаниями, и я восхищаюсь ими. Однако в их душе есть огромная пустота. Для них сложно доверять кому-то, позволять кому-то приблизиться. Им кажется, что их окружают из-за денег, связей, моды или известности. У сильных женщин свои проблемы, и я слышала много таких историй. Моя собственная мать была сильной, все делала сама. После ухода отца она не выходила замуж и не давала никому ухаживать за собой. Она была красивой и интересной женщиной, но оставалась в одиночестве. Иногда она говорила мне: «Прихожу домой и хочу взвыть от одиночества. Просто хочется плакать так, что даже некому рассказать».

Проект "Болеро" стал достаточно скандальным, хотя многие приходили посмотреть на гимнастку, которой я уже давно не была. Перед пандемией у нас было много заказов, и проект стал популярным. Однако мы решили завершить его, считая, что нужно закончить на пике. Проект стал инвестицией в искусство, и он успешно себя оправдал. Я вложила 12 миллионов рублей и неожиданно для себя полностью окупила их.

Сейчас передо мной задача довести до ума следующий танцевальный спектакль и представить его в Москве в октябре. Также скоро выходит «Дерзкая готовка» на моем YouTube-канале.

Вячеслав Дусмухаметов и участие в проекте "Танцы"

Вячеслав Дусмухаметов, продюсер и сценарист, креативный продюсер телеканала ТНТ, как и Ирина Винер, представители одной и той же категории личностей. Оба являются абсолютными поклонниками своей работы. Для него недостаточно просто устанавливать камеры, включать свет и предоставлять микрофон ведущему. Подобно Ирине Винер, ему необходимо обнаружить твою уникальность, твою харизму. Проект "Танцы" – это исключительный по своему масштабу проект, и этот успех удалось достичь только одному продюсеру – Вячеславу Дусмухаметову. Я очень рада, что он уговорил меня присоединиться к команде ведущих, даже несмотря на то, что я была кормящей женщиной, переживавшей постродовую депрессию. Он говорил мне: "Ты не представляешь, от чего ты отказываешься". И вот уже семь лет прошло, фактически это два олимпийских цикла.

Сущность денег

Деньги представляют собой форму энергии и энергетического обмена. Когда ты инвестируешь их в пищу, получаешь удовольствие, а вложение в какое-то предприятие может привести к положительной энергии и прибыли. Это подобно огню внутри тебя. Для меня важна моя личная энергия, поэтому заработок своими силами имеет для меня большое значение. Я поддерживаю всех женщин, которые стремятся зарабатывать независимо от того, какую роль занимает их мужчина. Однако если женщина чувствует комфорт дома, все в порядке, и ее муж обеспечивает, то быть домохозяйкой или заботливой женой также является великолепным выбором.

Бренды и осознанное потребление: стратегии выбора сознательных потребителей

Возможно, я являюсь поклонником одного известного бренда - Yves Saint Laurent. Привлекает меня сексуальная классика, и поэтому лучший подарок для меня - что-то от Yves Saint Laurent. Однако моя привязанность к этому бренду проста - Майя Михайловна Плисецкая также любила Yves Saint Laurent, и я, в свою очередь, поклоняюсь Майе Михайловне Плисецкой. Она так изящна в каждой детали, это как мои детские воспоминания, моя доска желаний. Когда у меня появилась возможность, мой первый каприз - веерообразное платье, в котором я появилась у Вани Урганта и на своем 35-летии. И, к слову, я совершенно не стесняюсь носить это платье два-три раза в разные моменты времени. Это мое, и я могу в нем чувствовать себя комфортно. Я поддерживаю осознанное потребление и считаю абсурдом идею, что вещь, в которой я появилась однажды, не может быть использована снова. Почему бы и нет? Иногда я отдаю вещи в благотворительные фонды, где их продают, а полученные средства направляют на благотворительность.

Об отношении к родному краю

В Раевке, своем родном поселке в Башкирии с населением 19 000 человек, я снова становлюсь маленькой Ляйсан. Там я - Ляйсюша с веснушками, бегаю босая по земле, дою корову и вырываю сорняки в огороде. Как только появляется возможность куда-то полететь, я сразу направляюсь в Раевку, ведь там растет мой огород. Я помогаю старикам, которые не желают покидать свое место. Это люди того поколения, и я частично разделяю их чувства. Когда я приезжаю туда и копаюсь в черноземе башкирском, я чувствую, что я жива, но жива по-другому. Иногда бывает грустно, ведь мамы уже нет, но я нахожу утешение в других моментах. Это мое родное место.