Найти в Дзене
Палач

Rockstar вот-вот покажет GTA VI. Почему ее ждут сильнее, чем любую другую игру?

Оглавление

На этот раз не фейк.

Есть ли в истории человечества более культовая видеоигровая франшиза, чем GTA? Может быть. Half-Life, Quake, Doom, Warcraft, Diablo и многие другие тайтлы оказывали сильнейшее влияние на индустрию и меняли ее сильнее, чем любая часть Grand Theft Auto. Но с точки зрения чистой популярности конкурировать с GTA сложно. Одно поколение росло на Vice City, другое – на San Andreas, а третье слушало рэпера Серегу и ходило в боулинг с Романом Белликом.

-2

Оцените уровень ожидания GTA VI. За десять лет с релиза прошлой части мы пережили такое количество фейковых вбросов, сливов и слухов, какого не было ни с одной другой игрой. И вот 5 декабря 2023 года Rockstar наконец выпустит официальный трейлер новой GTA. Возможно, вы уже посмотрели его, но на момент написания текста это контент из будущего. Но почему именно Grand Theft Auto стала объектом настолько массового поклонения? Надо бы разобраться.

GTA – икона пацанской эстетики

Возможно, на название этого пункта появлияла популярность сериала «Слово пацана», но, при всей вульгарности, это самая точная характеристика эстетики Grand Theft Auto. Все, что происходит в этих играх, считается конвенционально крутым в большинстве компаний. Тем более, подростковых, а многие геймеры знакомились с серией как раз в этом возрасте.

-3

Тачки, стволы, сюжеты криминальных блокбастеров, возможность летать на вертолете и делать трюки на мотоцикле. Вам не нужно было объяснять кому-то, почему вам нравится GTA. Чего не скажешь о многих играх других жанров. Фэнтези с глубоким лором, исторические стратегии, игры про космос – все это отлично подходит гикам-фантазерам, готовым вникать в детали, но продать какой-нибудь Morrowind или Star Wars: Knights of the Old Republic спортику со двора не получится. У GTA никогда не было таких проблем.

Поэтому франшиза Rockstar всегда умела разговаривать с по-настоящему широкой публикой. Геймер в любой части, начиная с GTA III, становился героем стильного криминального боевика. И даже если игрок не был способен провести аналогии между неоновыми огнями Vice City и фильмами про Майами, он прекрасно считывал язык крутизны.

-4

А учитывая, что сюжет каждой Grand Theft Auto на какой-то стадии всегда превращается в «как пацаны поднимались», а потом шокирует предательством Ланса, Райдера или Майкла, можно сказать, что сценаристы Rockstar нашли универсальный рецепт. Меняются сюжеты и декорации, но атмосфера тестостеронового боевика или криминальной драмы остается. Но все это не сработало бы без другой составляющей.

В GTA самый доступный открытый мир

Открытый мир как таковой – переоцененный дизайн, который ничего не делает сам по себе. Свежайший пример подарила нам Baldur’s Gate 3, где линейный набор локаций и сюжетных констант не мешает запредельной степени свободы игрока. Но GTA покорила многих именно открытыми мирами и тем, как они реализованы.

-5

В вашем распоряжении всегда есть огромный город, гигантский автопарк и всякие тайники, а начиная с San Andreas еще и куча дополнительных возможностей по переодеванию, смене причесок и тюнингу и покраске автомобиля. Хотите – идете по статичному сюжету. Не хотите – просто занимаетесь своими делами, какими бы они ни были. Для геймеров помоложе это, как правило, означало возможность устроить дестрой, но GTA давала им для этого все инструменты и не стремилась контролировать каждый шаг игрока.

-6

При этом сами миры получались богаче, чем у конкурентов. Возьмем даже старенькие GTA III и GTA Vice City, где побочных возможностей было не так уж много. По сравнению с ними какая-нибудь Mafia: The City of Lost Heaven или True Crime: Streets of LA выглядели бедновато. У NPC было мало моделек, автопарк сильно меньше, да и города не очень детализированные.

Даже Mafia II, вышедшая в 2010 году, сильнейшим образом отставала от GTA IV, хотя как будто пыталась предоставить игроку то же разнообразие. Но каждый раз вы ловили себя на том, что между миссиями в Mafia II было нечего делать, тогда как по GTA IV разбросали невероятное количество побочных интеракций.

-7

Тут важно понимать еще и то, что GTA III была первой в истории игрой, где появились все эти жанровые элементы. Ни один тайтл не забрасывал игрока в большой город с возможностью взять любую машину. Это был настоящий шок. Неслучайно школьники нулевых наивно полагали, что в следующих частях GTA можно будет зайти в каждое здание. И нет ничего удивительного в том, что многие игроки в GTA в какой-то момент забивали на сюжет и просто использовали игру как полигон для развлечений.

В серии всегда были запоминающиеся персонажи

Если говорить чисто о сюжете, его у Rockstar принято хвалить, но GTA никогда не была безупречной серией с этой точки зрения. Да, со временем сюжеты усложнялись. Скажем, история Карла из San Andreas сильно богаче и эмоциональнее, чем линейный путь Томми Версетти из Vice City, где игрок просто двигался от одного криминального клише к другому.

-8

Но магия сценаристов Grand Theft Auto всегда заключалась в умении создать запоминающийся образ. Поэтому в любой части GTA полно абсолютно культовых героев, которых невозможно забыть: от тревожного адвоката Розенберга до Биг Смоука, от Романа до Тревора. В этом плане Rockstar пока что вообще не промахивалась.

-9

При этом важно, что и персонажи, и истории с каждой частью становились только сложнее. Забытый сюжет GTA III сегодня кажется совсем пустячковым, а GTA: Vice City, какой бы ностальгической она ни была, всегда не хватало эмоций. При этом в GTA IV и GTA V протагонисты получили собственные интересные характеры, хотя раньше они были просто оболочкой для игрока.

У Rockstar все еще хорошая репутация среди геймеров

Это большая редкость в современном мире, особенно для старой и хорошо известной конторы. Обратных примеров бесконечное количество. Bethesda, которая когда-то ошибочно считалась эталоном, превратилась в посмешище. Ubisoft ненавидят за самоповторы, Electronic Arts за жадность и даже безупречные хитмейкеры из Blizzard до сегодняшнего дня доехали в статусе неприятных халтурщиков, которые портят свое же наследие и не уважают игроков.

-10

С Rockstar же все наоборот. Их последней большой игрой была Red Dead Redemption 2 – не просто GTA на Диком Западе, а произведение, сюжет которого сравнивали с шедеврами американской литературы. Ее хвалили за детализацию, за геймплей и за удивительную историю, которая действительно вызывает эмоции, а не только эксплуатирует старые клише.

Грубо говоря, среднестатистический геймер воспринимает Rockstar как контору, которая производит хиты и которую пока не за что ругать. Поэтому и новую часть GTA ждут с особым придыханием. Ни один из прошлых тайтлов не обманул ожиданий геймеров, а эмоциональная связь хоть с какой-то из игр есть сразу у нескольких поколений. Конечно, это создает гигантский груз ожиданий от GTA VI, но полностью объясняет внимание к ней.

-11

Да, была стыдная история с ремейком GTA: Trilogy, где было какое-то невыносимое количество багов и проблем. Но хитрые рокстаровцы удачно подстраховались, потому что у них есть шикарная отмаза по этому кейсу. GTA: Trilogy делали другие люди на аутсорсе, а не основное подразделение Rockstar. Получается, позорный запашок этого релиза не распространяется на следующие игры компании. Очень удобно.

Сейчас есть ощущение, что какой бы ни вышла GTA VI, космические продажи Rockstar обеспечила уже одними только предыдущими релизами. Даже Bethesda неплохо продала Starfield, а там у геймеров и до, и после выхода игры была совершенно другая риторика. Но стоит ли франшиза Grand Theft Auto того, чтобы возводить ее в такой культ? Может, и нет. Но невозможно сказать, что ее популярность случайна. GTA всегда была и пока остается идеальным массовым продуктом. И вы еще увидите, как интернет сойдет с ума в момент релиза.

Почему 2023 год – один из лучших в истории видеоигр? Хитов слишком много: от Baldur’s Gate 3 до Zelda

👍 Каждый лайк помогает каналу развиваться. Больше лайков – больше классных текстов!

✅ Смело подписывайтесь на «Палач», у нас только захватывающие посты!