Да все так — красивая картина. Брейгель великий художник. "Сенокос" — одна из картин цикла "Времена года", во всяком случае, так принято говорить.
И все же некоторые исследователи сомневаются, что эта картина входит в цикл. Вот, вроде, все совпадает — размер, тема, композиция, и все же что-то не то.
Что?!
А ведь действительно — что-то не так. Особенно, если рассматривать картины одну за другой. "Сумрачный день", "Жатва", "Возвращение стада", "Охотники на снегу" — не только то, что в названии. "Сенокос" предельно прост — в этой картине начисто отсутствует подтекст.
Что тут происходит?
Крестьянин натачивает косу, другие косят, собирают скошенное, улыбаются, несут на продажу урожай — никаких сюрпризов! И это у Брейгеля...
А с другой стороны, кто сказал, что он никогда не писал картин для интерьера — без всякого смысла?
"Стоп-стоп-стоп! — скажете вы. — Но ведь тут совпадает не только размер и тема картины. Тут еще и сходная композиция. Передний план на возвышенности, дальше показаны фламандские просторы. И диагональ имеется, как и в других картинах. Почему же вы считаете, что тут что-то не так?!"
Вообще-то подобная композиция — вид сверху, возвышенность на переднем плане, традиционная диагональ (река, залив, поле, горы) и дальние просторы — очень часто встречаются у Брейгеля.
Вот, можете убедиться — картина "Притча о сеятеле". Все упомянутое тут уже есть, хотя картина была написана еще в 1557 году (и размер другой), а "Времена года" в 1565.
Или "Падение Икара", 1558 год. Все то же самое. Ну, нравились Брейгелю такие композиции!
А вот аргумент, что во "Временах года" люди на картинах не смотрят на зрителей, и лишь в "Сенокосе" смотрят, я приводить не будут — потому что это не так.
На многих картинах художника люди смотрят куда угодно, но только не на зрителей, но вот в "Жатве" несколько крестьян все же смотрят как раз на нас. Можете убедиться.
Сидят, едят, но при этом с некоторой опаской посматривают прямо на неизвестного нам наблюдателя, иными словами — на нас: "Да что тебе от нас надо, мил человек? Отдыхаем мы, нельзя что ли?".
Так почему я говорю, что с "Сенокосом" что-то не то и тоже сомневаюсь, что картина входит в цикл "Времена года"?
Потому что она не затягивает так, как другие картины этого цикла (и как, добавлю, многие другие картины Брейгеля). Написанные тут просторы не оставляют ощущение космического пространства, а девушка-крестьянка слишком старается нам понравиться.
А еще в этой картине все на поверхности — никакой загадки. Поэтому да, я сомневаюсь в ее принадлежности к циклу. Видимо, нам неизвестна не одна картина "Времен года", а сразу две.
В романе "Короли без короны" один из персонажей спасает четыре картины цикла и называет их "Душой Фландрии". "Сенокоса" среди них нет — герой нашел только четыре картины. Мне показалось так правильным.
А вы решайте сами.
© Юлия Р. Белова
Подборка "Изобразительное искусство"
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки
Моя библиография на Фантлабе Смотрите, голосуйте