Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Старший сын» - почему Васенька бегал за Наташей?

Драма Виталия Мельникова «Старший сын» (1975) – одна из лучших кинокартин 1970-х годов. Многослойная и неоднозначная вещь, где отсутствует чёткость формулировок и прямолинейность морали.

Кроме того, прямолинейность в пьесе Александра Вампилова трактуется, как убогость мысли и неприятное, тупое чудачество (я имею в виду положительный / отрицательный образ Кудимова, жениха Нины Сарафановой).

Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.

Но сегодня мы поговорим о Васеньке. Ему пятнадцать-шестнадцать лет (в одной из сцен врёт, что семнадцать, но да, именно врёт). Он влюблён в секретаря судебных заседаний – Наташу Макарскую, зрелую, а по меркам тех времён, даже слегка перезрелую девушку.

Она хочет замуж, но говорит, что ни в коем случае не желает, ибо насмотрелась на разводы в своём суде. Конечно, Макарской нужен мужчина, а не мальчик-паж с жадными очами. С малолетками ей скучно - говорить-то не о чем!

Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.

Остальное... вообще мимо, да и нельзя. У неё здравое понимание любовных отношений, а норма - когда они (те отношения) развиваются у девушки либо со сверстником, либо - с мужчиной на несколько лет старше.

Но бытие городка - скучное и сероватое, а труд, если облагораживает, то несильно. Каждый день фиксировать гнусные явления! К ней пылает страстями лишь этот Васенька, балованный папин сын, которому потакают во всём, так как рос без матери. Детонька!

Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.

Он пытается изображать настоящего, взрослого и бывалого парня, но …правильно ему говорит Наташа: у нас разные идеалы. У тебя должны быть юные девочки. Это правильно, детка! А то, что ты вытворяешь - нонсенс.

Васенька тот жутко бесит не только Наташу, но и зрителей – мало того, что лезет, надоедает, канючит, он ещё и устраивает пожар - кидает зажжённый коробок спичек в дом Натальи, когда она в кои-то веки привела домой кавалера.

Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.

В общем, пострадали штаны того ухажёра, а это - порча имущества. Можно и привлечь. В классической литературе, в том числе русской, описываются случаи, когда юноша влюблялся в какую-нибудь красавицу не гимназического возраста.

В Голливуде есть словцо милфa. Расшифровывать не буду. Но! Это бывает. Пубертат, он такой. Любовь к зрелым мадам всегда - путь в никуда. Но у Сарафанова-младшего не тот случай. Так почему Васенька избрал себе в качестве белль-фамм именно тётеньку?

Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.

Да, для пацана его лет всякая девица, которой стукнуло двадцать, а тем паче – двадцать пять – это тётя. Гормоны играют, а никого рядом нет? Героиня Светланы Крючковой источает манящий женский аромат – духи, лёгкие сигареты и теплое тело?

Вообще не в этом дело. Она воплощает совсем иное тепло – материнско-заботливое, обволакивающее. Не Stifler's Mom, пардон, а мать, как данность. Если бы на эту роль взяли, ну, допустим, Ирину Купченко, вышло бы хуже. Тут нужна дама с формами.

Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.

У Васеньки не было мамы – он подсознательно тянется к заботливой женской руке. Помните, как Наташа его кормит, вручает яблоко и пришивает пуговку к рубашке? Делает то, чего он был, по сути, лишён.

Конечно, есть сестра Нина, которая… весьма жёстко общается с миром – не колюче, а именно жёстко. Без сантиментов. Ешьте, что дали, а рассуждать некогда. А тут – сдобная, красивая Наталья в домашнем халате.

Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.
Кадр из фильма «Старший сын» (1975). Скриншот.

Для парня, который не в состоянии объяснить себе ни-че-го это приобрело характер влюблённости. А ему просто холодно всю жизнь. Он, скорее всего, и женится на ком-то постарше, на женщине, девушке формата «мамочка».

У этого Васятки на лице написано: «Мама, я хочу домой», а дом, хоть и более-менее уютный и везде прибрано, а чего-то важного в нём нет. И это важное - мать семейства. Неслучайно и Нина так быстро хотела сбежать замуж и свить персонально-личное гнездо.

Zina KorZina (c)

  • Cтатьи о других фильмах Виталия Мельникова: