"Бриллиантовая рука" (1968)
Возможно, слово "калокагатия" и не на слуху, но сама идея, которая этим понятием обозначается, до сих пор весьма популярна. Калокагатия – это античный идеал о соответствии прекрасного внешне прекрасному внутренне. Проще говоря, тот, кто красив телом, в идеале должен быть прекрасен и нравственно.
Идея оказалась настолько живучей, что крепко засела в языке. Ну, что мы думаем, когда слышим "прекрасный человек"? Вроде бы понимаем, что речь идет исключительно о человеческих качествах, но подсознательно представляем кого-то пригожего, а не квазимоду какую-нибудь.
Конечно, с годами (и веками) пришло понимание, что природа редко дает всё в одни руки, и красивый человек может быть той еще дрянью, но идеалы они такие – они из разряда "помечтать ведь не вредно". Видимо, именно из верности идеалам в киноискусстве задержалась традиция нехороших людей и редисок изображать не особо привлекательными.
Классическая внешность для социально неодобряемого персонажа
Если персонаж морально, нравственно убог и призван вызывать социальное осуждение и неодобрение, выглядеть приятно он просто не имеет права. Да, он может быть аккуратным, чистоплотным, ухоженным, но что-то отталкивающе внешне в нем просто обязано быть.
Взять хотя бы Шефа из "Бриллиантовой руки". Что-то с ним как с мужчиной не так. Мелковат, суетлив, неказист, тщедушен, опять же имеет бородавку (хотя понятное дело, что в жизни обладателем бородавки может быть и самый распрекрасный – морально и духовно – человек).
В общем, Шеф выглядит именно так, как и должен выглядеть морально неустойчивый тип.
Психология не дружит с искусством (эстетикой) и моралью (этикой)
Античный идеал калокагатии родился на свет еще в те времена, когда психология была в лучшем случае эмбрионом. Эстетика и искусство с одной стороны, этика и философия с другой усиленно пестовали своё дитя-калокагатию, в то время как "учение о душе" в расчет даже не принималось. Скажем, душа понималась примерно так же как и нравственный облик личности, стало быть, этим могла заниматься этика.
Современная психология не особо жалует этику и эстетику. А идеал а-ля "в человеке всё должно быть прекрасно" она в принципе не разделяет. Внешность – отдельно, духовно-моральные качества – отдельно, а характер и темперамент – отдельно, пожалуйста.
Хороший человек может выглядеть хорошо. Слова "хороший", "хорошо" в таком контексте слух резать не будут. Однако с психологической точки зрения ничего хорошего или нехорошего в человеке (его характере, темпераменте, типе нервной системы и т.д.) быть просто не может. Для психологии есть лишь сильные и слабые стороны, качества. Без плюса и минуса, без оценок "хорошо" и "плохо".
Возвращаясь к Шефу, скажу, что сильными сторонами создатели фильма его наделили с лихвой. Если отвлечься от морального облика товарища Шефа, можно увидеть, как много в нем хоро... простите, сильного.
Итак, сильные стороны Шефа (вне эстетики и морали)
Во-первых, Шеф личность харизматичная, притягательная и, вероятно, авторитетная. Кажется, что трепещут перед ним лишь Лёлик и Геша, но скорее всего это не так. "Бизнес" Шефа поставлен на широкую ногу, всё налажено, подвязано, продумано. Вся "контора", несомненно, больше, нежели нам показали. Упоминание Шефа вызывает не только трепет и страх, но и уважение и восторг, а это как-никак надо было еще заслужить.
Во-вторых, нельзя отказать Шефу в грамотности и хорошей речи. Несмотря на то, что во время "субботника" мы видим рядового обывателя, что-то интеллигентное в Шефе определенно есть даже в том эпизоде, где он находит клад.
Если предположить, что Шеф сам организовал свою преступную деятельность, то придется признать, что он обладает незаурядным умом, высоким уровнем IQ.
Уровень эмоционального интеллекта у него тоже явно выше среднего. Эмоции он умело контролирует. Шеф умный мужик, и "погорел" со своей аферой лишь потому, что именно такой и должна быть мораль советской комедии.
У Шефа хорошие манеры, он обходителен, не лишен чувства юмора, скорее всего, умеет находить подход к разным людям. Уровень коммуникативной гибкости у него такой, что обзавидуешься. Он умеет подбирать эмоции и даже манеру речи под ситуацию. Он, как хамелеон, всегда такой, каким ему нужно быть с тем или иным собеседником.
Шеф – человек, любящий высокий уровень комфорта и материальные блага. Никак не могу его за это осудить (ведь способы получения данных благ остаются за рамками психологических изысканий).
Думая об интеллекте, коммуникативной гибкости и материальной обеспеченности Шефа, невольно прихожу к мысли о том, насколько гармоничен он с Анной Сергеевной, которая слишком уж любит модную одежду и дорогой парфюм.
Хотелось бы мне думать, что Шеф является законным супругом Анны Сергеевны, которая подчеркнуто демонстрирует чуть ли не в каждом кадре своё обручальное кольцо. Однако, увы, сам-то Шеф всегда без обручального кольца (во всяком случае в своей обывательской ипостаси). В те моменты, когда он "Шеф", на безыменном пальце красуется "тот самый" перстень.
Да, Шеф обладает многими сильными сторонами, но одно его качество имеет по истине запредельные показатели. У Шефа имеется заоблачный уровень социальной адаптированности и адаптивности. Это просто "уровень бог".
Пожалуй, ничто не ценится обществом больше, чем умение человека быть таким, каким общество хочет его видеть.
Нечто подобное умеют делать "психологические жертвы". Для них это – приемлемый и не очень дорогой способ социального выживания. "Жертвы" готовы прилично прогибаться ради своей безопасности. Они пескари, зарывающиеся в песок и сливающиеся с дном, лишь бы их не приметили. Люди с высокой социальной адаптированностью не "жертвы". Они своего рода хамелеоны, щуки и социальные шахматисты. Манипуляторы от бога. Они продумывают каждый ход и умело используют игру ради своей выгоды и своего собственного благополучия. Они используют общество, играя его тщеславием. Делают вид, что они соответствуют пожеланиям общества, учитывают и уважают его требования, но делают всё это исключительно из расчета, азарта и любви к комфорту.
Хорошо ли это с этической точки зрения? Этот вопрос я предпочту оставить открытым. С психологической точки зрения, это, без сомнения, одна из самых сильных сторон, какая только может быть у личности.
О сильных сторонах Анны Сергеевны читайте в статье: