Найти тему
КиноПсихолог

Психология не признает калокагатию, поэтому Шеф лишен красоты, но не лишен сильных сторон

Оглавление

"Бриллиантовая рука" (1968)

Возможно, слово "калокагатия" и не на слуху, но сама идея, которая этим понятием обозначается, до сих пор весьма популярна. Калокагатия это античный идеал о соответствии прекрасного внешне прекрасному внутренне. Проще говоря, тот, кто красив телом, в идеале должен быть прекрасен и нравственно.

Идея оказалась настолько живучей, что крепко засела в языке. Ну, что мы думаем, когда слышим "прекрасный человек"? Вроде бы понимаем, что речь идет исключительно о человеческих качествах, но подсознательно представляем кого-то пригожего, а не квазимоду какую-нибудь.

"Горбун из Нотр-Дама", скриншот. Квазимодо.
"Горбун из Нотр-Дама", скриншот. Квазимодо.

Конечно, с годами (и веками) пришло понимание, что природа редко дает всё в одни руки, и красивый человек может быть той еще дрянью, но идеалы они такие – они из разряда "помечтать ведь не вредно". Видимо, именно из верности идеалам в киноискусстве задержалась традиция нехороших людей и редисок изображать не особо привлекательными.

Классическая внешность для социально неодобряемого персонажа

Если персонаж морально, нравственно убог и призван вызывать социальное осуждение и неодобрение, выглядеть приятно он просто не имеет права. Да, он может быть аккуратным, чистоплотным, ухоженным, но что-то отталкивающе внешне в нем просто обязано быть.

Взять хотя бы Шефа из "Бриллиантовой руки". Что-то с ним как с мужчиной не так. Мелковат, суетлив, неказист, тщедушен, опять же имеет бородавку (хотя понятное дело, что в жизни обладателем бородавки может быть и самый распрекрасный – морально и духовно – человек).

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

В общем, Шеф выглядит именно так, как и должен выглядеть морально неустойчивый тип.

Психология не дружит с искусством (эстетикой) и моралью (этикой)

Античный идеал калокагатии родился на свет еще в те времена, когда психология была в лучшем случае эмбрионом. Эстетика и искусство с одной стороны, этика и философия с другой усиленно пестовали своё дитя-калокагатию, в то время как "учение о душе" в расчет даже не принималось. Скажем, душа понималась примерно так же как и нравственный облик личности, стало быть, этим могла заниматься этика.

Современная психология не особо жалует этику и эстетику. А идеал а-ля "в человеке всё должно быть прекрасно" она в принципе не разделяет. Внешность – отдельно, духовно-моральные качества – отдельно, а характер и темперамент – отдельно, пожалуйста.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

Хороший человек может выглядеть хорошо. Слова "хороший", "хорошо" в таком контексте слух резать не будут. Однако с психологической точки зрения ничего хорошего или нехорошего в человеке (его характере, темпераменте, типе нервной системы и т.д.) быть просто не может. Для психологии есть лишь сильные и слабые стороны, качества. Без плюса и минуса, без оценок "хорошо" и "плохо".

Возвращаясь к Шефу, скажу, что сильными сторонами создатели фильма его наделили с лихвой. Если отвлечься от морального облика товарища Шефа, можно увидеть, как много в нем хоро... простите, сильного.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

Итак, сильные стороны Шефа (вне эстетики и морали)

Во-первых, Шеф личность харизматичная, притягательная и, вероятно, авторитетная. Кажется, что трепещут перед ним лишь Лёлик и Геша, но скорее всего это не так. "Бизнес" Шефа поставлен на широкую ногу, всё налажено, подвязано, продумано. Вся "контора", несомненно, больше, нежели нам показали. Упоминание Шефа вызывает не только трепет и страх, но и уважение и восторг, а это как-никак надо было еще заслужить.

Во-вторых, нельзя отказать Шефу в грамотности и хорошей речи. Несмотря на то, что во время "субботника" мы видим рядового обывателя, что-то интеллигентное в Шефе определенно есть даже в том эпизоде, где он находит клад.

Если предположить, что Шеф сам организовал свою преступную деятельность, то придется признать, что он обладает незаурядным умом, высоким уровнем IQ.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

Уровень эмоционального интеллекта у него тоже явно выше среднего. Эмоции он умело контролирует. Шеф умный мужик, и "погорел" со своей аферой лишь потому, что именно такой и должна быть мораль советской комедии.

У Шефа хорошие манеры, он обходителен, не лишен чувства юмора, скорее всего, умеет находить подход к разным людям. Уровень коммуникативной гибкости у него такой, что обзавидуешься. Он умеет подбирать эмоции и даже манеру речи под ситуацию. Он, как хамелеон, всегда такой, каким ему нужно быть с тем или иным собеседником.

Шеф – человек, любящий высокий уровень комфорта и материальные блага. Никак не могу его за это осудить (ведь способы получения данных благ остаются за рамками психологических изысканий).

Думая об интеллекте, коммуникативной гибкости и материальной обеспеченности Шефа, невольно прихожу к мысли о том, насколько гармоничен он с Анной Сергеевной, которая слишком уж любит модную одежду и дорогой парфюм.

Хотелось бы мне думать, что Шеф является законным супругом Анны Сергеевны, которая подчеркнуто демонстрирует чуть ли не в каждом кадре своё обручальное кольцо. Однако, увы, сам-то Шеф всегда без обручального кольца (во всяком случае в своей обывательской ипостаси). В те моменты, когда он "Шеф", на безыменном пальце красуется "тот самый" перстень.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

Да, Шеф обладает многими сильными сторонами, но одно его качество имеет по истине запредельные показатели. У Шефа имеется заоблачный уровень социальной адаптированности и адаптивности. Это просто "уровень бог".

Пожалуй, ничто не ценится обществом больше, чем умение человека быть таким, каким общество хочет его видеть.

Нечто подобное умеют делать "психологические жертвы". Для них это – приемлемый и не очень дорогой способ социального выживания. "Жертвы" готовы прилично прогибаться ради своей безопасности. Они пескари, зарывающиеся в песок и сливающиеся с дном, лишь бы их не приметили. Люди с высокой социальной адаптированностью не "жертвы". Они своего рода хамелеоны, щуки и социальные шахматисты. Манипуляторы от бога. Они продумывают каждый ход и умело используют игру ради своей выгоды и своего собственного благополучия. Они используют общество, играя его тщеславием. Делают вид, что они соответствуют пожеланиям общества, учитывают и уважают его требования, но делают всё это исключительно из расчета, азарта и любви к комфорту.

Хорошо ли это с этической точки зрения? Этот вопрос я предпочту оставить открытым. С психологической точки зрения, это, без сомнения, одна из самых сильных сторон, какая только может быть у личности.

О сильных сторонах Анны Сергеевны читайте в статье: