Найти в Дзене

Мастер-класс "-Н- и -НН- в прилагательных и причастиях"

Сегодня мы рассмотрим тему "-Н- и -НН- в прилагательных и причастиях". Эта тема одна из самых проблемных в школьной грамматике. Предлагаем поучаствовать в онлайн-практикуме по методике Н.А.Зайцева для простого решения этой задачи не так, как это принято в школе. Николай Александрович Зайцев так говорил об этом: "Прилагательных на -НЫЙ, -НОЙ, -НИЙ в словаре очень много. Правописание их с одним или двумя Н, всеми признаётся, одна из пренеприятнейших тем. Низы годами не хотят воспринимать правил и объяснений в традиционной форме, верхи по-другому объяснять не умеют.
Чем же традиционные способы нехороши? — Тем, вероятно, что требуют перед написанием каждого прилагательного выделения в нём суффикса (суффиксов). Проведение же границ между корнем и суффиксом, между двумя, тремя суффиксами — задача, требующая хорошей языковой подготовки и довольно тонкого анализа. Тут и у профессионалов не все вопросы решены. Почему "кожевенный" нужно писать с двумя Н? Корень КОЖ, суффиксы ЕВ и ЕНН, оконча

Сегодня мы рассмотрим тему "-Н- и -НН- в прилагательных и причастиях". Эта тема одна из самых проблемных в школьной грамматике.

Предлагаем поучаствовать в онлайн-практикуме по методике Н.А.Зайцева для простого решения этой задачи не так, как это принято в школе.

Кадр из видео курса "Любимый русский по Зайцеву".
Кадр из видео курса "Любимый русский по Зайцеву".

Николай Александрович Зайцев так говорил об этом:

"Прилагательных на -НЫЙ, -НОЙ, -НИЙ в словаре очень много. Правописание их с одним или двумя Н, всеми признаётся, одна из пренеприятнейших тем. Низы годами не хотят воспринимать правил и объяснений в традиционной форме, верхи по-другому объяснять не умеют.
Чем же традиционные способы нехороши? — Тем, вероятно, что требуют перед написанием каждого прилагательного выделения в нём суффикса (суффиксов). Проведение же границ между корнем и суффиксом, между двумя, тремя суффиксами — задача, требующая хорошей языковой подготовки и довольно тонкого анализа. Тут и у профессионалов не все вопросы решены. Почему "кожевенный" нужно писать с двумя Н? Корень КОЖ, суффиксы ЕВ и ЕНН, окончание ЫЙ. А можно суффиксы и по-другому представить: ЕВЕН и Н. Почему "революционный" с двумя Н? Где здесь корень, где суффикс или суффиксы? А "неприкаянный"? Проведите-ка в голове моментальный (перед написанием слова) анализ: приставки НЕ и ПРИ, корень КА, суффиксы Я и ИН, окончание ЫЙ. А может, суффиксов не два, а только один ЯНН? И в знаменитых словах "стеклянный", "оловянный", "деревянный" не суффикс ЯНН, как уверяет учебник, а два суффикса: Я и НН? Ведь есть стекляшка, оловяшка, деревяшка. Нужно уметь в слове и приставки видеть, и корень обнаруживать, суффиксы, окончания.
Но никто из взрослых грамотных людей при письме таких анализов не проводит, многим они просто не по силам. Мало того, и в детстве не проводили. Но пишут грамотно..." .


Помимо разбора слова по составу на написание -Н- или -НН- влияет определение части речи. Важно отличать друг от друга прилагательные, отглагольные прилагательные и причастия страдательного залога совершенного и несовершенного вида...

Как, вы не помните, какие бывают залоги у причастий и чем отличаются отглагольные прилагательные от обыкновенных и причастий?!
Да как же вы вообще на свете-то живёте?! ... ;)))


Давайте посмотрим, как освещается эта тема в методике Н.А.Зайцева.
В ней уже всё учтено и ПОКАЗАНО в системе, и нет никаких исключений. Человеку не приходится "пришепётывать" правила из школьных учебников, размазанных на годы обучения.
Достаточно найти слово в таблице! Дело нескольких секунд! После многочисленных увлекательных игр образ грамотного написания приходит мгновенно. Скоро и присутствие таблицы перед глазами будет уже не столь необходимо.
Одна ученица так ответила на вопрос, почему она не ищет слово в таблице, а пишет сразу грамотно: "ТАК БЫСТРЕЕ!". А один абитуриент на филфак назвал таблицы "классными шпорами", которые он уже знает как алфавит.

Вам интересно, как совершается такое волшебство? Переходите по ссылке на регистрацию на просмотр видео онлайн-практикума "-Н- и -НН- в прилагательных и причастиях".

Таблица 23 "-Н- и -НН- в прилагательных и причастиях" из пособия Н.Зайцева "Русский для всех".
Таблица 23 "-Н- и -НН- в прилагательных и причастиях" из пособия Н.Зайцева "Русский для всех".

Мы расскажем, как устроена конкретная таблица и как в неё играть, чтобы эта тема навсегда перестала беспокоить вас и ваших детей.

А тех, кому станет интересна тема грамматики русского языка по-Зайцевски, т.е. совсем не "по-школьному", как пользоваться таблицами для наработки интуитивной грамотности при письме, не вспоминая номер орфограммы или листая странички интернета, предлагаем выполнить три задания практикума и получить часовую консультацию по использованию этой и других таблиц в обучению детей, по организации учебного пространства для детей по методике Н.А.Зайцева.

Грамотное письмо станет доступным вашим детям за год в любом классе, а любовь к русскому языку — залогом культуры и успешности в жизни!

Ждём вас на часовой мастер-класс!

*****************

Смотрите также:

Приставки ПА- не существует!
Методики Н.А.Зайцева с Алёной Бояриновой13 ноября 2023
Естественное и искусственное в обучении детей
Методики Н.А.Зайцева с Алёной Бояриновой12 ноября 2023
Любят ли дети родной язык так, как любит его их учитель?
Методики Н.А.Зайцева с Алёной Бояриновой8 ноября 2023