Найти тему
Переулки истории

Криминальные истории великих композиторов: когда гениальность граничит с безумием

Оглавление

Они были величайшими музыкальными гениями своего времени, чьи произведения до сих пор будоражат умы и души миллионов по всему миру. Но мало кто знает, что за этой гениальностью часто скрывались вспыльчивые, эксцентричные и даже опасные личности, которые нередко вступали в конфликт с законом.

Давайте заглянем за кулисы жизни некоторых великих композиторов и узнаем об их малоизвестных криминальных историях.

-2

Людвиг ван Бетховен: бродяжничество из-за одержимости музыкой

Людвиг ван Бетховен считается одним из величайших композиторов в истории. Его революционные произведения, такие как Пятая и Девятая симфонии, навсегда изменили лицо классической музыки. Но музыка настолько поглощала Бетховена, что он часто пренебрегал всем остальным, включая элементарные жизненные потребности.

Однажды в 1820 году, гуляя по улицам Вены, Бетховен настолько погрузился в свои мысли, что совершенно потерял ориентацию в пространстве. Озираясь по сторонам в поисках указателей, он, в своем замусоленном плаще и шляпе, был принят полицейским за обычного бездомного бродягу и задержан за бродяжничество.

"Я Бетховен!", возмущенно заявил композитор. "Конечно, конечно...", саркастически ответил полицейский, не веря, что перед ним действительно великий музыкант.

Бетховена доставили в участок, где он принялся громко требовать своего освобождения. В конце концов, капельмейстер Вены прибыл, чтобы засвидетельствовать личность задержанного гения и вытащить его из камеры.

Но даже после освобождения Бетховен не успокоился и устроил настоящую истерику, обрушиваясь с бранью на несчастного полицейского. Тот в отчаянии обратился за помощью к комиссару: "Господин комиссар, мы арестовали человека, который не дает нам и слова сказать и всё время кричит, что он Бетховен!".

Так гений оказался за решеткой из-за своей неумеренной одержимости музыкой.

-3

Игорь Стравинский: оскорбление национального гимна своей интерпретацией

Другой гигант классической музыки, Игорь Стравинский, также отличался вспыльчивым нравом и склонностью к эпатажу. В 1944 году он устроил грандиозный скандал в Бостоне своей кощунственной, с точки зрения местных жителей, интерпретацией американского гимна.

Выступая с симфоническим оркестром Бостона, Стравинский исполнил "Звездно-полосатый стяг" в очень вольной, джазовой аранжировке, что вызвало взрыв возмущения в консервативно настроенной аудитории.

На следующий день к Стравинскому явились сотрудники полиции с предупреждением, чтобы он "никогда больше не смел так исполнять гимн". К счастью, для композитора, дело ограничилось устным предупреждением.

-4

Франц Шуберт: под подозрением в революционной деятельности

Австрийский композитор Франц Шуберт, автор знаменитых вальсов, симфоний и вокальных циклов, также имел неприятную встречу с правоохранительными органами.

В 1820-е годы в Вене царила напряженная политическая обстановка: студенческая молодежь была настроена либерально и оппозиционно по отношению к властям. Шуберт и его друзья-радикалы также отличались антиправительственными настроениями, что и стало причиной их ареста.

Полиция обвинила композитора и его компанию в "оскорблении властей с применением нецензурной брани" - très grave crime для австрийского общества того времени!

Один из задержанных — Иоганн Сенн — провел целых 14 месяцев в тюрьме по этому обвинению. Самого Жуберта отпустили под честное слово, но эта история надолго испортила ему репутацию в глазах властей.

Впрочем, растущая слава великого композитора спасла его от более сурового наказания.

-5

Рихард Вагнер: изготовление бомб и участие в восстании

Немецкий гений оперы Рихард Вагнер слыл ярым революционером и активно участвовал в политической борьбе своего времени.

Во время революции 1848 года в Дрездене Вагнер не только писал пламенные призывы к свержению монархии на страницах оппозиционных газет, но и сам принимал непосредственное участие в уличных боях.

Он изготавливал взрывные устройства, строил баррикады на улицах города и с оружием в руках сражался против правительственных войск.

Когда восстание потерпело поражение, Вагнер вынужден был бежать из Германии, спасаясь от преследования властей. Обвинения в организации мятежа не позволяли ему вернуться на родину в течение 14 лет, которые он провел в изгнании в Швейцарии.

Но даже вынужденная эмиграция не остановила творческий порыв великого новатора оперного жанра.

-6

Иоганн Себастьян Бах: музыкальное творчество в тюремной камере

И наконец, даже сам великий Иоганн Себастьян Бах, чей облик для нас олицетворяет собой идеал высочайшей духовности и нравственной чистоты, был арестован и заключен в тюрьму из-за... творческих амбиций.

В начале XVIII века Бах на пять лет занял пост руководителя придворного оркестра герцога Саксен-Веймарского. Он рассчитывал получить место капельмейстера после скорой кончины немощного предшественника. Однако эта должность досталась сыну умершего музыканта, что вызвало бурю негодования у Баха.

Воспользовавшись неловким положением соперника, другой немецкий князь предложил гениальному композитору место при своём дворе на тех условиях, на которых он рассчитывал.

Бах с радостью согласился, но тут его постигла месть оскорбленного герцога Саксен-Веймарского. Тот приказал арестовать Баха и заточить в темницу на 30 дней — за "слишком настойчивые требования об увольнении".

Однако тюремное заключение не сломило творческого духа великого композитора. Проведя месяц в камере, Бах создал одну из своих знаменитых органных пьес — хоральную прелюдию, которая вошла в его шедевр "Orgelbüchlein".

Таким образом, криминальные истории из жизни классических композиторов показывают, что за внешним лоском гениальности часто скрывались весьма эксцентричные личности, склонные к эпатажному поведению и конфликтам с обществом.

Их неуёмная творческая энергия, взрывной темперамент и бескомпромиссность в достижении целей нередко оборачивались нарушением закона или вызывали осуждение со стороны властей и общественного мнения.

Однако именно эти черты характера и позволили этим людям совершить настоящий переворот в музыкальном искусстве, изменить его навсегда и подарить миру бессмертные шедевры, которыми мы наслаждаемся по сей день.