Частные клиники Липецкой области отказались проводить аборты. Об этом сообщила замгубернатора области Ольга Белоглазова. Как она написала во «ВКонтакте», аборты станут проводить только в государственных больницах», а «нам удастся сохранить большее количество жизней». Белоглазова добавила, что врачи и сотрудники региональных учреждений социальной политики будут консультировать и поддерживать пациенток. Ранее от проведения абортов отказались частные клиники еще ряда регионов.
В 2024 году в России отмечается Год семьи. В октябре Минздрав России издал приказ, ограничивающий оборот препаратов для медикаментозного прерывания беременности и экстренной контрацепции. 1 декабря вице-премьер Татьяна Голикова заявила об обязательной диспансеризации всего работающего населения, отметив, что в ее программу будет включено исследование репродуктивной функции женщин и мужчин. А в регионах развернулась широкая кампания по ограничению абортов. Кроме Липецкой области, от их проведения полностью или частично отказались частные клиники Курской и Челябинской областей, Татарстана и Крыма. Такую же инициативу обсуждают в Нижегородской области. В Мордовии, Тверской и Калининградской областях ввели штрафы от 3 тысяч до 50 тысяч рублей за «склонение» женщин к абортам. Аналогичные меры готовят в Тамбовской области. Госдума изучает предложение патриарха Кирилла запретить аборты в частных клиниках на федеральном уровне.
Врачи-гинекологи считают, что уменьшение числа клиник, где женщина может получить адекватные, квалифицированные, качественные услуги, не влияет на сокращение количества абортов. Если такая задача стоит, то государство должно внедрять современные эффективные методы контрацепции для женщин уязвимых групп — для молодежи до 18 лет, многодетных матерей, одиноких женщин и с особенностью здоровья. Всем им государство должно бесплатно или на льготных условиях предоставлять современную контрацепцию.
Если власти хотят повысить рождаемость, то закрытие частных клиник — это не выход. Это приведет к очередям в государственных медучреждениях. А чем больше срок беременности, тем выше вероятность, что ее прерывание будет осложнено. А нежелательная беременность никогда не превратится в желанного ребенка. Продолжает врач — акушер-гинеколог, старший преподаватель в университете «Синергия» Любовь Ерофеева:
Любовь Ерофеева врач — акушер-гинеколог, старший преподаватель в университете «Синергия» «Женщина, если у нее беременность нежеланная, найдет способ, как ее прервать. Если речь идет о том, что надо повысить рождаемость, таким способом мы ее точно не повысим. Ограничивая женщину в правах, фактически измываемся над ней, создавая очереди. Однако нужно также принимать во внимание, что в частных центрах аборт в основном медикаментозный. Он более щадящий, он более безопасный, а государственные учреждения по большей мере делают инвазивный аборт — операции с помощью вакуума либо даже хирургического выскабливания. То есть получается, что материнство у нас будет не добровольное, а принудительное, чего очень бы не хотелось».
Аборты, которые проводятся в частных и коммерческих центрах, — это всего лишь 10-14% от общего числа. Основную часть все равно продолжают делать в обычных государственных медицинских структурах. Там, например, сложно записаться на УЗИ, а сами специалисты жалуются, что на ультразвуковое исследование сейчас приходят по 24 человека в день.
Действительно, 80-90-х годах в госклиниках делали аборты путем кюретажа (в обиходе — выскабливания), что приводило к бесплодию. Сейчас от этого стараются максимально отказаться. А от медикаментозного прерывания беременности тоже бывают осложнения.
При этом в частных медицинских центрах очень часто не соблюдается обязательное правило — 48 часов тишины, соответствующий закон был принят еще в 2011 году, указывает врач-гинеколог Антонина Дорофеева:
Антонина Дорофеева врач-гинеколог «Женщина должна обязательно подумать 48 часов, потому что очень часто женщины принимают решения на эмоциях. Бывает, что партнер не знает о том, что женщина беременна. Второй момент — по поводу жестких, как вы говорите, мер прерывания беременности в государственных учреждениях. Ранее делали прерывание беременности с помощью кюретажа, то есть металлическими инструментами скоблили до хруста. На сегодняшний день от кюретажа стараются по максимуму отказаться, все проводят вакуум. Вакуум — это достаточно безопасная процедура. Но я не сторонник прерывания беременности. Я за грамотную плановую контрацепцию. Женщины не умеют предохраняться. Они предохраняются прерванным половым актом либо календарным методом. 80% беременности наступает на фоне прерванного полового акта».
На фоне борьбы с абортами врачи также опасаются, что вновь могут появиться криминальные операции, а вся активная поддержка женщин уязвимых групп может закончиться вместе с Годом семьи.