80 лет! Как всегда о личностях такого масштаба писать много не хочется, потому что и так всё уже было сказано. Поэтому формат данной заметки у меня будет состоять определённым образом: Пейдж не был бы Пейджем, если бы был просто гитаристом-новатором. Это был человек "три в одном".
1. Собственно гитарист
В 60-х годах Пейджа можно было назвать одним из самых прогрессивных гитаристов, который получил массу опыта в самом начале в качестве работы сессионным музыкантом с самыми различными командами, в которых оттачивал своё мастерство игры, само собой, основанное на исконных блюзовых традициях. И везде, где бы он что-то ни "словил" взглядом, он внедрял в свою игру. До сих пор полностью достоверных фактов нет, что именно он сыграл соло в считающейся самой первой хард-рок-темой песне You Really Got Me от группы Kinks. Хотя есть живые подтверждения концертные, где лидер-гитарист группы Дэйв Дэвис в точности копирует это соло. Да и в других песнях их того времени оно у него схожее. Либо Дэвис просто скопировал у Пейджа и стал в таком же стиле делать? Сколько бы утверждений ни было в сети и в высказываниях, они везде разные.
Одно точно: Пейдж имел стойкую выдержку и не торопил события: плавно пытался внедрить свои наработки в The Yardbirds, а когда понял, что достиг эталона в Led Zeppelin, закрепил это и всю оставшуюся жизнь уже не изменял созданным самим собой традициям, а заодно и давая вдохновение другим более молодым талантам.
2. Музыкальный продюсер
"Золотому глазу" и чуйке Пейджа можно было только позавидовать. В 60-х годах, помимо того, что он совершенствовался как гитарист, он впитывал все новые музыкальные тренды, которые с бешеной скоростью появлялись в рок-музыке. Стремительный скачок от простого подражания афроамериканскому блюзу в начале 60-х к самобытному британскому блюз-року, а следом и хард-року произошёл во многом благодаря "глазомеру" Джимми Пейджа. Особенно это ярко видно в его деятельности в The Yardbirds: он пришёл туда собственно гитаристом, где поначалу бегал от бас-гитары к ритм-гитаре, а потом внезапно все бразды правления в плане выбора музыкальных направлений оказались в его руках. Пейдж отчаянно вертел группой в 67-68 годах, пытаясь добиться нового хард-блюз-саунда, который уже вовсю гремел параллельно у таких корифеев, как Cream или же The Jimi Hendrix Experience. И логично, что в Пейдже вверх в тот момент ярче всего вылезла его "третья составляющая".
3. Музыкальный "бизнесмен"
Если бы Пейдж ярче всех не видел наперёд, что будет в тренде и, что самое главное, будет коммерчески популярно, он бы не смог добиться тех же высот и сохранять их, будучи даже самым гениальным музыкантом. Его окружало множество друзей из их тусовки. Но никто из них, включая даже мастера Джеффа Бека, не понимал, как всё время оставаться на плаву, как Джими Пейдж. Именно 1968 год - главный показатель тому. Пейдж понял, во-первых, что коммерчески выгодного саунда не достичь с тем, что осталось от The Yardbirds, и собрал "ту самую группу", которая рванула дебютным альбомом, по сути став кульминацией всех наработок других групп в области хард-блюза. На основе всего прогресса, что тогда был в музыкальном рок-шоу-бизнесе (вплоть до того, что в том же году этот итог фактически сделал в дебютном альбоме своей группы Джефф Бек), Джимми Пейдж с новой сколоченной командой создал такую работу, в которой к новаторскому звучанию (работа как муз. продюсера) к эталонному мастерству всех участников Led Zeppelin добавилось чёткое понимание того, что это будет реально популярно. Чего не было, к примеру, в дебютном альбоме The Jeff Beck Group, которая в этом смысле капитально "проиграла" дебютной работе Цеппелинов.
И далее Пейдж с этой чуйкой во всех своих трёх ипостасях пронесёт своё мастерство и дар предвидения через все года популярности Led Zeppelin. Через любые мелочи, помимо своего мастерства гитариста. Взять хотя бы тот же звук барабанов Бонэма: именно Пейдж как-то потратил несколько часов своего времени и возился с кучей микрофонов, которые расставлял на определённом расстоянии от барабанов, чтобы добиться того самого раскатистого звука, который добавил мощи к самой игре Джона. Это как работа музыкального продюсера. А это всего лишь такой "кирпичик" в общей картине работы Пейджа как провидца в том, что даст не просто крутой звук, а что даст тот звук, что приведёт к коммерческому успеху.
Одно из последних выступление Джимми, исполняющего кавер на Линка Рэя (в честь ввода того в "Зал славы рок-н-ролла" в 2023 году) - первую "металлическую" песню 1958 года, в которой впервые использовался знаменитый квинтовый "пауэр-аккорд"
В общем-то, дальнейшее творчество цеппелинов и всех проектов, куда бы ни вписывался Пейдж, будут логическим продолжением всего его наработанного опыта как "трёхголового" дракона рок-музыки. С Днём рождения, Джими! Крепкого здоровья! Это сейчас приходится желать всем музыкантам той эпохи. Ибо куда ни глянь, им всем уже за 80 перекатило.
Другие статьи про Led Zeppelin:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.