Найти в Дзене

3 января 1946 г. родился Джон Пол Джонс, №7 в моём личном ТОПе главных личностей в истории музыки, басист №2 для меня и любимый "цеппелин".

Оглавление
Источник: i.ytimg.com
Источник: i.ytimg.com

Как всегда, в моём рейтинге басистов это не просто басист. И не просто любимый участник Led Zeppelin. Да и вообще его изначально не так звали. Его настоящее имя - Джон Ричард Болдуин. Это мультиинструменталист, композитор, аранжировщик с невероятной фантазией. В его арсенале главными инструментами, помимо бас-гитары, и во время участия в Led Zeppelin, и впоследствии были все виды клавишных инструментов и уникальное акустическое "устройство" с тройным грифом, включающее 12-струнную гитару и мандолину.

Молодой Джон Пол Джонс. 60-е. Источник: static.wikia.nocookie.net
Молодой Джон Пол Джонс. 60-е. Источник: static.wikia.nocookie.net

Как раз изначально Джонс и не был никаким басистом. Он был профессиональным музыкантом класса клавишных инструментов с почти консерваторским образованием и невиданным музыкальным кругозором. Он всю жизнь экспериментировал, и в один прекрасный момент песня Фила Апчёрча «You Can’t Sit»

изменила его жизнь: он выбрал бас-гитару основным своим инструментом и стал на почти целое десятилетие (60-е годы) одним из главных в Великобритании сессионных музыкантов, пока в один прекрасный миг не стал часто пересекаться с другим таким же сессионщиком - Джими Пейджем. А дальнейшее - история.

Источник: webpulse.imgsmail.ru
Источник: webpulse.imgsmail.ru

Касательно Led Zeppelin выделю три главные составляющие, которые ставят этого гения для меня в десятку величайших деятелей музыкальной истории:

1. Джонс вместе с Джоном Бонэмом делали лучшую в истории ритм-секцию,

Лучшая в истории ритм-секция. Источник: i.pinimg.com
Лучшая в истории ритм-секция. Источник: i.pinimg.com

круче которой вот я лично нигде никогда больше не слышал. Говорю и как музыкант-басист, и как просто любитель хорошей музыки. Я вот тут лично сам могу поступиться величием Роберта Планта и Джими Пейджа и назвать вокалистов и гитаристов, которые мне ближе и роднее. Но насчёт ритм-секции Led Zeppelin - никогда. Только они могли делать такой мощный фундамент, на основе которого Плант и Пейдж могли вытворять абсолютно всё, что хотели. Вот реально вообще всё: что в студии, что в концертных импровизациях. Причём, оба черпали вдохновение для ритмов совсем не из блюзов, из которого тоже вышли LZ, а из того же фанка, к примеру. А именно эта песня (не знаю, почему, по ощущениям) является для меня таким "гилти-плежером". Для меня здесь самая эталонная ритм-секция из всего, что я когда-либо слышал. Вроде бы такой ровный и простой ритм - ан нет! Попробуй ещё так ровно и чётко сыграть, а маленькие и редкие отклонения чуть в сторону (нотка туда - нотка сюда) вызывают во мне неистовую эстетическую дрожь... Не знаю, как сказать лучше. И не знаю, поймут ли меня немузыканты.

2. Многопрофильность Джонса

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

Как я уже упомянул, Джонс, помимо изначальных клавишных и бас-гитары, подыгрывал на концертах LZ на уникальной трёхгрифовой гитаре-мандолине. А ещё, играя на клавишных, "тыкал" ногой по басовым педалям (бас-то нужен всё равно был), как Рэй Манзарек в Doors. А ещё было несколько партий на меллотроне. Таким образом, единственный тихий и скромный участник группы Led Zeppelin был таким только внешне, а по факту делал львиную долю работы, будучи настоящим человеком-оркестром.

Ну, отдельно, конечно же, пусть это и банально, но всё-таки нужно упомянуть его партию на блокфлейте. Да, в той самой песне. Правда, на концертах он всё равно эту партию на синтезаторе исполнял:

3. Композиторский талант Джонса

Источник: potd.pdnonline.com
Источник: potd.pdnonline.com

Как часто бывает, по списку авторов песен не знаешь изначально, кто придумал ту или иную песню, хотя бы её задумку и основополагающие мелодию/рифф/партию.

И тут Джонс не то, чтобы был не на последнем месте в Led Zeppelin, несколько песен просто были его "коронными изобретениями". Взять хотя бы эту, ведь это он на басу придумал рифф к песне:

И к этой!

Да и причём тут вообще бас-гитара! Его "личные" шедевры в составе Led Zeppelin, где во главе угла стоит его игра на клавишных. Самый апогей, конечно же, был в этой гипнотической песне, которая всегда была звёздным часом Джонса на любом концерте. Мне кажется, она больше остальных выражала суть Джона Пола и как музыканта, и как личность, и его характер: а именно что человек-загадка: тихий и спокойный внешне, а с большим "скелетом в шкафу". Ведь по поведению внесценическому он не был таким скромным. Просто весь свой "беспредел" он умел грамотно скрывать.

По такой загадочности и некоей депрессии всегда легко можно было узнать его "перо":

Но бывали и внезапные неожиданные "меллотронные забои" от него.

Само собой, без типичной джонсовской депрессивной грустной атмосферы не могла обойтись по сути "лебединая" песня Led Zeppelin. Почему лебединая? Потому что она так и звучит. С последнего альбома перед распадом группы. Одна из последних на альбоме. Лирическая. Да ещё и об умершем сыне Роберта Планта... Да ещё и ютуб не разрешает смотреть тут видео, надо переходить на сайт сам.

И даже после Led Zeppelin Джонс - мой главный герой

Источник: pbs.twimg.com
Источник: pbs.twimg.com

Я никогда не был в восторге от сольного творчества Роберта Планта (выборочно некоторые песни люблю), от Пейджа совсем урывками что-то интересное всегда было. И то в основном в коллаборациях (с тем же Ковердэйлом в 93 году). Джонс, конечно, по факту вернулся в сессионщики-аранжировщики-продюсеры после 80 года. Но когда находил "минутку" делать что-то своё, я это всё жадно заглатывал.

Включая два его сольника рубежа 90-2000-х, где просто в мозг врезаются его "рычащие" басовые инструменталки. Восприятие этих его работ для меня скорее больше не как "мелодический оргазм", а "аранжировочный".

Ну а в плане своей абсолютной неконсервативности и современности он давно перегнал своих коллег: Планта со своими этническими и фолк-прибамбасами в голове и особо ничего не поменявшего в своей игре и отношению к рок-музыке Пейджу (понятно, что это и не нужно ему). Джонс всегда экспериментировал, вписывался во что-то интересное и уникальное. И тому отличным примером было его участие в супергруппе с Дэйвом Гролом из Foo Fighters/Nirvana на ударных и с Джошем Хоммом из Queen Of The Stone Age на гитаре и вокале:

Долгих лет жизни, Джон!!!

Другие статьи про Led Zeppelin:

12 января 1969 г. вышел дебютный альбом Led Zeppelin. Когда блюз превратился в хэви-метал
История музыки/музыкальный календарь, заметки Питерского писателя и рок-музыканта12 января 2023

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.