Найти тему
Я люблю лодки!

Как я на шкипера учился: день десятый. Финальный выход в море. Как сдаётся экзамен?

Продолжаю рассказ о десятидневной практике и экзаменах для получения яхтенных прав IYT. Начало этой истории здесь.

Прекрасное начало дня

Инструктор пришёл пораньше и мощно взбодрил: "В 09:00 готовность к выходу. Идём в Южную бухту". "Урааааа!!!" - откликнулся экипаж.

Это был сюрприз из сюрпризов. Никому и в голову не могло прийти, что в экзаменационный день у нас будет ещё один выход в море! Кэп и Гонщик построили на картплоттере маршрут до южной вершины Южной бухты.

Маршрут по Южной бухте
Маршрут по Южной бухте

Пришло время познакомить читателей ещё с двумя яркими членами экипажа, я оставил их напоследок, дабы они не затмили прочих :)

Кэп - профессиональный моряк, капитан дальнего плавания, настолько влюбленный в море, что в отпуске (между рейсами) ходит в яхтенные походы или делает модели судов (очень хорошо делает, его модели - экспонаты выставок). И вот теперь решил получить лицензию шкипера парусного судна.

Гонщик - участник нескольких регат, сотрудник компании, в которой принято сплачивать коллектив на борту парусной яхты. Да-да, есть в России такие компании. Всегда приходил на помощь менее опытным товарищам. Приобрел деревянную яхту под восстановление, но, похоже, это не быстрая история.

Южная бухта

Веселый ветер (с порывами) донёс нас до входа в Севастопольскую бухту, затем мы убрали паруса и пошли дальше под мотором. Севастопольская бухта настолько крупная, что в ней умещается полтора десятка бухт поменьше: Мартынова, Александровская, Артиллерийская, Южная, Аполлонова, Килен-Бухта, Инкерманская, Графская, Маячная, Голландия, Доковая, Северная, Старо-Северная, Матюшенко, Константиновская. Самая крупная из них - Южная, она имеет собственную "дочку" - Корабельную бухту. Славные названия, которые хранят память о веках русской истории Крыма.

Для входа в Южную бухту следует обойти северный кардинальный знак, который не позволяет приблизиться к Николаевскому мысу и каким-то таинственным образом размещен на одной линии с памятником "Затопленным кораблям", обелиском "Город-герой Севастополь" и памятником "Матрос и Солдат".

В 10:11 утра мы вошли в Южную бухту. Ослепительное утреннее Солнце лишило меня возможности сфотографировать хоть что-то с восточной стороны. А с западной - растянулась бесконечная цепочка из кораблей с судов.

На входе стоял большой десантный корабль Константин Ольшанский. На вид, в хорошем состоянии, но без бортового номера, а это значит, что он не входит в состав ВМФ РФ. А знаете почему? Этот корабль - трофей. Ранее он носил номер U402, точно как одноименная немецкая подводная лодка времен ВОВ, и принадлежал Украине. А теперь ждёт своей судьбы.

Вокруг всё было таким интересным и увлекательным, что я не сразу заметил: сегодня команда "раскрашена" футболками разных ярких цветов! И только у меня серая и скучная, поэтому я не удостоен чести быть в кадре.

Экипаж яхты Маргарита почти в полном составе
Экипаж яхты Маргарита почти в полном составе

До конца бухты осталось пройти всего пару сотен метров. Прямо перед нами гидрографические судно "Донузлав". Оно участвовало во множестве экспедиций в Черном, Средиземном, Красном морях и в Аденском заливе.

Вот и всё, приехали... Пора в обратный путь.

На выходе из Севастопольской бухты нас встретил могучий порывистый ветер. Лодка так сильно приводилась к ветру (поворачивалась носом к ветру), что не хватало руля, чтобы держать курс. Грот зарифить не удалось, так как риф-шкентели не оттягивали галсовый угол паруса - это неисправность, возникшая после очередного ремонта. Ну и ладно - так веселее.

За что люблю яхты - они умеют наклонять горизонт
За что люблю яхты - они умеют наклонять горизонт

Экзамен

Вернулись, пообедали, а экзамена всё нет. Мне уже начали приходить мысли: может, мы не выполнили какую-то часть учебной программы и экзамен перенесён на завтра? Может, нам предстоит ещё один выход в море? Я был готов на любой самообман, лишь бы снова ощутить соленые брызги на коже и зыбкую палубу под ногами.

Мечты развеялись, когда в начале третьего нам раздали тесты. Всего сто вопросов. У каждого курсанта был свой вариант. На решение выделено что-то около ста минут. Так я себя и настроил: никуда не спешу, обдумываю вопрос аж целую минуту, и только если очень уверен, тогда даю досрочный ответ. Следуя этой стратегии, я истратил практически всё выделенное время, в резерве осталось не более 10 минут.

Каждый вопрос имел несколько вариантов ответов. Часть вопросов были теоретическими, а часть требовала выполнения расчётов. Разрешалось пользоваться черновиком. Мой черновик сохранился по сей день, в нём 16 решений, почти все относятся к навигации: перевод компасного значения в истинное и обратно; расчёт величины магнитного склонения на конкретную дату; расчёт расстояний и тому подобное.

Экзамен проходил в теплой и дружественной обстановке. Можно было пить ром и давать друг другу неправильные подсказки. Но в принципе, эта возможность не пользовалась популярностью, была реализована лишь единожды и тут же попала в мой объектив :)

Я бы поостерегся принимать подсказку от человека, празднующего свою сотую галочку в тесте
Я бы поостерегся принимать подсказку от человека, празднующего свою сотую галочку в тесте

Наш экипаж оказался самым сильным на потоке, а Кэп - лучшим курсантом. Он набрал больше всех баллов и получил от яхтенной школы сертификат на чартер со скидкой. Мы и не сомневались, ведь Кэп - профессиональный моряк.

Я набрал 97 баллов из 100. Очень хотелось узнать, в каких вопросах допустил ошибки, но эта информация оказалась закрытой.

В 18:00 нам торжественно вручили логбуки и грамоты. С ног до головы обдали шампанским (кислое - брют). В офисе проставили печати в логбуки, подтверждая пройденные мили. Экипаж стал собирать вещи, и некоторые убыли домой в этот же день.

Еду домой

Переночевал на борту Маргариты. К половине восьмого прибыл на автовокзал, взял билеты до аэропорта и в 07:51 мой автобус отошёл от остановки.

Рядом с автовокзалом классный бронепоезд!
Рядом с автовокзалом классный бронепоезд!

В аэропорту я был в 10:15, вылет по расписанию назначен на 14:25, но рейс был задержан несколько раз и состоялся только в 18:05. Меня радовало одно - сиденья в аэропорту оборудованы разъемами USB: телефон не сядет, а он мне очень нужен, чтобы купить билеты на Аэроэкспресс от Домодедово до столицы и ещё на один экспресс до родимой Калуги.

И снова задержка рейса
И снова задержка рейса

В 02:20 ночи я прибыл домой. Съел котлету, запил водой и заснул как убитый.

Через пару месяцев по почте пришли сертификаты шкипера и радиооператора. Вот и всё...

Послесловие

День за днём я воскрешал эту историю в памяти: радовался, сомневался, знакомился, узнавал - жил. Финальные строки пишу с легким чувством утраты: путешествие закончилось, ещё одна мечта сбылась, друзей давно не видел... Ну а теперь, долой воспоминания! Только полный вперед!!!

Надеюсь, кому-то эта история пойдет на пользу, кого-то просто повеселит. Что понравилось, а что нет - пишите в комментариях, я всегда рад вашим отзывам! Желаю каждому успеха, сил, дерзости, добра и любви!

Благодарю за внимание!