Найти тему

Закулисье моего канала

Источник pinterest
Источник pinterest

Все комментарии уже не успеваю читать. Но какие-то вижу. Недавно попался на глаза злобный комментарий о том, что я собираю на канале обиженок. Это так добрый читатель назвал жертв травли и их родителей. К критике в свой адрес я уже привыкла, уже мало что возмущает, разве что откровенная ложь. А вот по поводу историй травли кое-что расскажу. Хотя канал уже давно не только про травлю и школьные конфликты, но всё же с этой темы канал начинался, и эти истории составляют добрую половину. Приоткрою немного закулисье процесса попадания историй на канал. Вы увидите, что как раз безосновательно обидевшимся людям я чаще отказываю.

На канале есть три вида историй.

  1. Если меня привлекает школа (это бывает редко и практически всегда это частный сектор), по завершении я прошу разрешения рассказать об отработанном случае. Чаще всего школы на это не идут, но иногда соглашаются, правда, просят поменять все имена собственные и не указывать город. Небольшой процент историй на канале именно из этой практики.
  2. Следующий по частоте попадания вид историй – это частные обращения от родителей или учителей с просьбой помочь разобраться с травлей, понять, как действовать. У меня нет такой специальной услуги. Просто так сложилось, что, когда я в эту тему вникла, стали обращаться люди, я не могла отказать. Раньше я просто отвечала всем подряд. Потом поняла, что я закапываюсь, и что это неверно. Людей с просьбой помочь сильно больше, чем моего временного ресурса. Всё-таки такой благотворительностью должны заниматься государство и фонды. Сейчас я в частном порядке консультирую редко, так и не беру за это денег, но заранее предупреждаю, что есть два условия, при которых мою консультацию можно получить. 1) Если мне история покажется интересной с просветительской точки зрения, то я прошу разрешения про неё рассказать анонимно. Если человек на это согласен, то я с ним работаю. Но он должен выполнить ещё одно условие – 2) прислать подтверждения своих слов (справки, заявления, скрины переписок и так далее).
  3. Третий, самый частый случай попадания историй на канал. Иногда люди просто хотят рассказать про травлю из своего прошлого. Тут есть два варианта. Первый, предпочтительный – интервью со мной. Но иногда люди слишком стесняются говорить о больном, тогда есть второй вариант – прислать мне историю травли. Беру не всё и редко. Просто, потому что не все могут читабельно излагать мысли. Именно поэтому мне проще провести интервью и оформить в нарратив самой. Кстати, когда речь про вот такие истории из прошлого, я беру не только истории героев, с которыми согласна. Порой я критически отношусь к некоторым шагам, предпринятым жертвой или родителем жертвы в прошлом. И мне важно как раз показать, что ошибки тоже бывают. Как пример, была история про маму, которая занималась слишком много собой и своим состоянием, вызванным травлей ребенка, и пропустила при этом состояние ребёнка. Её тогда все осудили, хотя она и сама уже поняла свою ошибку, и ровно об этой ошибке как раз хотела всем рассказать. Я брала эту историю в качестве «как не надо», но я не набросилась на маму, не натравила на неё всех собак, не написала: «Друзья, сегодня представлю вам историю мамы, которая поступила очень плохо, ату её, приглашаю вас её осудить». Какой смысл? Она уже всё поняла и делилась своим опытом ошибки. Я написала иначе, что человек уже всё осознал, делится своим ошибочным опытом, прошу его не гнобить. Но нет, читатели, не поняли. Стали травить человека в комментариях.

Скажу честно, людей, которые хотят рассказать про свою травлю, сейчас у меня в «личке» много. Когда я только начинала эту деятельность, собирала истории для книги, желающих было очень мало. Самая частая реакция была – я очень хотел бы рассказать, но это стыдно. Мне кажется, за 4 года многое изменилось (я пишу про 4 года, потому что столько я в этой теме, знаю, что одной из первых о травле начала говорить Петрановская гораздо раньше меня, кажется, в 2016-2017, а кто-то в России наверняка и ещё раньше). Сейчас такой стигмы уже нет. Стыда стало меньше. Очень хочется верить, что мне удалось приложить руку к этому сдвигу. Более того, теперь я сталкиваюсь с обратной стороной. С тем, что всё подряд без разбора порой хотят назвать травлей, а, получив отказ взять историю на канал, обижаются.

Отказываюсь брать истории нередко. Приведу лишь некоторые типичные примеры диалогов (очень урезанных, оставила только основной смысл):

***

Я: Здравствуйте, я прочитала вашу историю. Но в ней вы не пишете о травле. Вы много раз повторяете, что она была, а детально не описываете её. Упоминаете только про локальные конфликты, то с одним одноклассником, то с другим. А можете ли вы рассказать именно про травлю? Как именно она проявлялась, какими словами, действиями, как началась, какие были первые звоночки, как развивалась?

Человек: Так вот я и рассказал. Они все меня доставали. Сначала В. обзывался. Потом вот через 2 года я с П. подрался. Потом вот ещё учитель истории мне двойки ставил.

Я: Это все неприятные эпизоды, однако все же единичные, это не про травлю. А вы вроде бы про травлю хотели рассказать.

Человек: Это было ошибкой, что я вам написал. Забудьте этот номер.

***

Человек: Здравствуйте, мою дочь травят одноклассники.

Я: Расскажите детали.

Человек: Они над ней издеваются, сплетничают. Учителю всё равно.

Я: Сплетни – это неприятно, они могут сопровождать травлю, однако просто сплетни сами по себе – не травля. А как травля проявляется?

Человек: У неё была лучшая подруга, они все друг другу рассказывали. Дочка поделилась с ней своей тайной. А та взяла и всем растрепала.

Я: Понимаю, неприятно, однако это тоже не травля. Это возымело какой-то эффект? Над ней стали смеяться? Её обижают? Бойкотируют.

Человек: С ней не особо дружат. Да, бойкотируют.

Я: Не дружат именно после этого конфликта с подругой?

Человек: Да они с самого начала с ней не дружили.

Я: При этом звучат призывы не дружить? Не подходить к ней?

Человек: Не знаю. Она не говорила. Но ведь не дружат.

Я: Тогда это не бойкот. Это похоже на непопулярность. Это неприятно, но это не травля, с нами никто не обязан дружить ведь. Иногда мы и сами отторгаем людей. Так бывает. Вы, как мама можете помочь. Понаблюдать, проанализировать, почему идёт отторжение, может, стоит что-то скорректировать.

Человек: Вы бездушная. Сплетничать – не травля, выдать тайну – не травля, не дружить – не травля. А что вообще тогда травля?

***

Человек: Здравствуйте. Я учитель. Кажется, меня хотят обвинить в травле. Помогите. Что мне делать?

Я: Здравствуйте. Это ужасно. А есть повод вас в этом обвинить?

Человек: Сейчас такие яжматери и их дитятки, что им не надо повода. Видите ли, я как-то там неудачно ребёнка назвала, ну, посмеялись над ним пару раз всем классом, но он сам виноват был. Мама считает, что я его прессую по учёбе.

Я: А вы прессуете?

Человек: Слушайте, ну сейчас все такие нежные, нас самих так прессовали. А как иначе ребёнок получит знания? Вы мне скажите, какие шаги предпринять, чтобы меня не обвинили?

Я: Не прессовать, а создавать обучающую среду))) Не обзывать и смеяться, а уважать.

Человек: Понятно, а я думала, вы реально помогаете.

***

Человек: Здравствуйте. У меня есть история травли. Это было 10 лет назад. Я готов рассказать. А можно так написать статью, чтобы они ответили за это?

Я: А как именно они могут ответить по прошествии 10 лет? Вы хотите юридической ответственности?

Человек: Нет, просто чтобы по всему интернету это обсуждали. Вот у вас же там были резонансные статьи.

Я: То есть, вы хотите указать номер школы, все имена? Тогда нужно предоставить документы, подтверждающие. Иначе это будут просто слова.

Человек: У меня нет.

Я: Тогда я смогу вашу историю взять только анонимно, потому что бездоказательно я не рискну указывать номера и имена.

Человек: А зачем мне это тогда?

Я: Не знаю. Это вопрос к вам. Я могу взять в просветительских целях, высветив важные для понимания травли моменты, включив свой комментарий. А зачем вам? Мотивы обычно у людей разные. Кто-то просто хочет, чтобы где-то осталась эта история, кто-то хочет помочь мне в просвещении.

Человек: Нет, это не интересно, я хотел, чтобы они страдали.

А вы думали, все истории подряд сюда доходят?

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.