512 подписчиков

Дефицит, которого нет: что о нехватке водителей говорят грузоперевозчики, эксперты и статистика системы «Платон»?

10K прочитали
Как пишут СМИ, водителей-профи в России не хватает. При этом статистика «Платон» против: количество грузовых автомобилей стабильно растет. А как считают сами грузоперевозчики?

Как пишут СМИ, водителей-профи в России не хватает. При этом статистика «Платон» против: количество грузовых автомобилей стабильно растет. А как считают сами грузоперевозчики?

Квалифицированных водителей дальних рейсов — как и любых других специалистов с опытом — всегда не хватает. Эта проблема обострилась в последние два года. Цепная реакция запущена: машины простаивают, транспортные компании несут убытки, логистика дорожает, растут цены на товары. Но ежемесячно в системе «Платон» регистрируют все больше автомобилей. Если количество грузовиков растет, значит, никакого дефицита водителей не существует?

О дефиците водителей в цифрах

Некоторые грузоперевозчики действительно испытывают нехватку профессиональных рук. Общественная организация «Водители России» называет несколько причин образовавшегося дефицита:

  • низкая популярность профессии;
  • старение отрасли;
  • выпускники автошкол недостаточно подготовлены.

Как пишут СМИ, водителей-профи в России не хватает. При этом статистика «Платон» против: количество грузовых автомобилей стабильно растет. А как считают сами грузоперевозчики?-2

Грамотных водителей с опытом работы конечно не хватает в отрасли. Молодых водителей очень мало из-за специфики работы: нужно ночевать в разных городах, самостоятельно заниматься мелким ремонтом машины — это все большая ответственность. Молодежь ищет более спокойное место. Многим не хватает рвения, чтобы стать настоящими профессионалами, сконцентрированными на деле всей своей жизни.

Эксперты выяснили, что сейчас транспортные компании России не досчитались 500 000 водителей. В отрасли зафиксирована нехватка кадров до 25%. При этом средний возраст дальнобойщика — 50 лет. Такими темпами без притока новых кадров уже через 10-15 лет водить большегрузы будет некому.

Как нехватку кадров решают грузоперевозчики?

Транспортные компании не ждут, когда ситуация с дефицитом профессиональных водителей разрешится сама, и действуют. Грузоперевозчики привлекают новые кадры несколькими способами:

  • повышают уровень зарплаты;
  • улучшают условия труда;
  • проводят дополнительное обучение.

В нашей компании дефицита водителей нет, в том числе потому, что мы предлагаем профессионалам лучшие условия труда и заработную плату выше среднего уровня в отрасли.

Работодатели охотно трудоустраивают кандидатов старше 45 лет. Некоторые компании выдают водителям спецодежду и обувь, оплачивают проживание в гостиницах и мобильную связь. Иногда для соискателей проводят вводное обучение в течение нескольких недель.

Как пишут СМИ, водителей-профи в России не хватает. При этом статистика «Платон» против: количество грузовых автомобилей стабильно растет. А как считают сами грузоперевозчики?-5

В некоторых случаях решить проблему с дефицитом кадров помогает альтернативный метод — привлечение иностранных водителей. Специалисты работают на основе патента — разрешения на трудовую деятельность в конкретном субъекте РФ.

Таким образом можно компенсировать нехватку водителей при осуществлении перевозок только в пределах региона, но сотрудников-иностранцев нельзя перевести на междугородние рейсы. К тому же, чтобы работать профессиональным водителем соискатель из другого государства еще должен пройти переобучение в российской автошколе, сдать экзамен в ГИБДД и получить водительское удостоверение.

Так, опыт найма иностранцев по примеру, например, строительной отрасли, перенять в логистику невозможно. По мнению общественной организации «Водители России» трудовые мигранты и беспилотники сократить дефицит кадров в отрасли не способны. Профессия водителя остается очень востребованной. Такой же процесс идет и в европейских странах, где к перевозке грузов привлекают иностранцев.

Что говорят о дефиците водителей грузоперевозчики — партнеры Monopoly.Online?

Чтобы оценить реальное положение дел с дефицитом водителей, мы пообщались представителями транспортных компаний. Опрошенные партнеры Monopoly.Online опровергают мнение об устойчивой нехватке кадров в логистической отрасли.

Все эти методы не устраняют проблему кардинально. В некоторых автопарках автомобили все равно простаивают. Из-за дополнительных издержек грузоперевозчиков, которые направлены на удержание и привлечение водителей, и других объективных факторов, тарифы на перевозку растут.

Как пишут СМИ, водителей-профи в России не хватает. При этом статистика «Платон» против: количество грузовых автомобилей стабильно растет. А как считают сами грузоперевозчики?-6

Наша компания не испытывает дефицита водителей. Их заработная плата находится на уровне рынка и зависит от тарифов на перевозку. В нынешней ситуации мы сократили автопарк, но поддерживаем контакты со всеми бывшими водителями и стараемся найти им рабочее место.

На сегодняшний день штат практически не наполняется извне. Возможно из-за того, что профессия дальнобойщика не так популярна. Тем не менее в нашей компании текучки кадров нет, как и очереди из желающих наняться водителем.

Логистика на подъеме

Дефицит водителей, если он существует в некоторых транспортных компаниях, не повлияли на восстановление логистической отрасли. В руки профессионалов переходит новая техника. По статистике платформы «Авито Спецтехника» за III квартал 2023 года спрос на крупнотоннажные транспортные средства вырос на 35% по отношению к прошлогодним показателям. Количество предложений тоже увеличилось на 110%.

Все новые и старые грузовики России за 9 месяцев 2023 года «нарастили» общий пробег по федеральным трассам на 12,8%. Показатели с платных дорог еще выше — более 14% роста по отношению к 2022 году. Грузовой трафик растет, как и грузооборот. По предварительным оценкам Росстата показатели с января по сентябрь 2023 года поднялись почти на 18% в сравнении с тем же периодом 2022 года.

Выводы

Позицию опрошенных нами грузоперевозчиков дополнительно подкрепляет статистика системы «Платон». Из общего числа зарегистрированных в системе грузовиков (более 1,8 млн единиц техники) только 24% принадлежат юридическим лицам (российским и иностранным транспортным компаниям) и 7% индивидуальным предпринимателям. Остальные 69% — грузоперевозчики — физические лица, которые скорее всего сами работают водителями.

Нехватка профессиональных водителей — действительно проблема для некоторых транспортных компаний. Многие грузоперевозчики делают все возможное, чтобы привлечь на работу больше мотивированных и инициативных молодых специалистов.
А соискатели все еще считают профессию дальнобойщика высокооплачиваемой, но не престижной.

Если изменить отношение общества к этой рабочей профессии, возможно ситуация с дефицитом кадров изменится.