Найти в Дзене

Что такое глобальные проблемы

Глобальными проблемами принято называть комплекс неблагоприятных общепланетарных явлений и процессов, которые в силу своей остроты и масштабности сильно осложняют существование и даже ставят под вопрос выживание человечества.

Пластинки «Пионера» (англ. Pioneer plaques) — две идентичные пластинки из анодированного алюминия на борту «Пионера-10» (запущен 2 марта 1972) и «Пионера-11» (запущен 5 апреля 1973) с символьной информацией о человеке, Земле, Солнечной системе и её местоположении во Вселенной, авторы — Карл Саган из Корнеллского университета и Фрэнк Дональд, автор рисунка мужчины и женщины — Линда Саган, вторая жена Карла Сагана.
Пластинки «Пионера» (англ. Pioneer plaques) — две идентичные пластинки из анодированного алюминия на борту «Пионера-10» (запущен 2 марта 1972) и «Пионера-11» (запущен 5 апреля 1973) с символьной информацией о человеке, Земле, Солнечной системе и её местоположении во Вселенной, авторы — Карл Саган из Корнеллского университета и Фрэнк Дональд, автор рисунка мужчины и женщины — Линда Саган, вторая жена Карла Сагана.

Справиться с глобальными проблемами не под силу ни одному государству в отдельности. Даже простое их осмысление, ранжирование, постановка вытекающих из них задач требуют объединенных усилий лучших умов Земли. Не говоря уже о решении таких задач. Тут, как правило, нужны не только новые идеи, но и огромные финансовые ресурсы, а также организационные меры планетарного масштаба.

В качестве иллюстрации приведем, казалось бы, не самую сложную для понимания проблему – дефицит питьевой воды. В марте 2023 года опубликован очередной доклад ООН «О состоянии водных ресурсов». В настоящее время недостаток безопасной питьевой воды испытывают 2 миллиарда человек (каждый четвертый в мире!). Почти половина населения Земли – 3,6 миллиарда – не имеет доступа к современной канализации. По прогнозу специалистов, к 2040 году 44 страны столкнутся с чрезвычайно высоким дефицитом воды. Тяжелые последствия такой ситуации коснутся всего мира, потому что нельзя оставлять миллиарды людей в опасности, да они этого и не позволят сделать. С каждой ситуацией нужно разбираться в отдельности, а потом и принимать решения. Недостаток питьевой воды может быть связан: а) с истощением источников в результате изменения климата (опустынивание), б) с локальным перенаселением, когда имеющейся воды физически не хватает, в) с промышленным и бытовым загрязнением водоемов, г) с отсутствием доступа к современным технологиям очистки. Это только на поверхностный взгляд. Соответственно, и решения будут разные – главное, кто-то должен целенаправленно их искать. 

Становление современной глобалистики (сферы теории и практики, в центре внимания которой находятся процессы глобализации и глобальные проблемы) происходило, в основном, во второй половине ХХ века. Хотя и много раньше ученые размышляли над мировыми проблемами и предлагали стратегии выживания человечества.

Пионером глобалистики можно считать английского экономиста Томаса Роберта Мальтуса, жившего в конце XVIII века. Он обратил внимание на тот факт, что в отсутствии губительных ограничителей – войн и эпидемий – население Европы начинает расти в геометрической прогрессии (удваиваясь каждые 25 лет), в то время как производство средств существования, прежде всего пищи, прирастает существенно медленнее. Такое отставание, по мнению Мальтуса, неизбежно приводит к нарастанию голода, бедности, болезней и, как следствие, к социальным потрясениям, которые могут обернуть вспять развитие человечества. Мальтус и его последователи, в числе которых оказался и Чарльз Дарвин, предлагали принять меры по ограничению рождаемости в бедных странах и в бедных слоях общества, поскольку прежде всего малоимущие и необразованные люди не умеют планировать состав семьи и «плодят нищету». Отсюда пошло понятие «социальный дарвинизм», вызвавшее острые дискуссии как научного, так и морального свойства. Они стихли только после начала технологической революции в Европе, которая по не очевидным причинам привела к резкому снижению рождаемости (демографический переход), росту благосостояния и устранению угрозы голода (зеленая революция). Важно отметить, что позитивные изменения коснулись далеко не всех территорий и не всего населения Земли. Оно продолжает расти угрожающими темпами, в первую очередь за счет развивающихся и бедных стран. Если во времена Мальтуса на планете жило примерно 1 миллиард человек, то в ноябре 2022 года была зафиксирована цифра 8 миллиардов. Угроза голода постоянно висит над целыми материками. Но, как выясняется, беда не только в недостатке пищи и других необходимых для жизни ресурсов...

Главное о Мальтусе и мальтузианстве: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мальтузианство

Глобальная проблема «человекоемкости» планеты Земля никуда не делась, к ней приходится возвращаться новым поколениям ученых. С рассмотрения именно этой темы начал свою деятельность в 70-х годах прошлого века так называемый «Римский клуб» – международное неправительственное объединение мыслителей-глобалистов, созданное по инициативе итальянского промышленника Аурелио Печчеи. Клуб и сам действует как аналитический центр, и выступает заказчиком трудоемких междисциплинарных исследований. Их результаты периодически публикуются в виде объемных докладов. Если в первые годы работы «Римского клуба» к предостережениям ученых-алармистов не хотели прислушиваться, то сейчас и политики, и население – во всяком случае в развитых странах – учатся «мыслить глобально, действовать локально». Огромную информационную и организационную работу в области глобалистики взяли на себя структуры ООН. 

Главное о деятельности Римского клуба: https://ru.wikipedia.org/wiki/Римский_клуб

Первый доклад Римского клуба был опубликован в 1972 году и назывался «Пределы роста». Он был подготовлен группой исследователей Массачусетского технологического института. Члены группы супруги Донелла и Деннис Медоуз построили первую в мире компьютерную модель развития глобальной экономики и окружающей среды. Передовая для своего времени программа получила название World3. Она позволила отследить рост мирового производства, населения, продовольствия, потребления ресурсов и загрязнения окружающей среды. Вбив в программу примерные данные до 1970 года, исследователи смоделировали несколько сценариев развития до 2100 года. Программа предсказывала, что если человечество не предпримет серьезных действий по защите окружающей среды и разумному использованию ресурсов, то мировую экономику, население и природу ожидают перегрузка и коллапс в период до 2070 года. Такое развитие событий называлось в докладе «обычным» сценарием – то есть, неизбежным результатом нерегулируемого роста. Главной идеей научной работы – за что ее ожесточенно критиковали не столько ученые, сколько политики разных направлений – было представление о том, что «Земля конечна», что неограниченный рост населения и потребления приведет к истощению ресурсов и экологической катастрофе. Следствием всего этого станет резкое сокращение населения Земли во второй половине XXI века, падение производства, упадок образования и здравоохранения, постоянные войны за обычные ресурсы типа пищи и питьевой воды. 

Как и в случае с прогнозами Мальтуса, скептики ожидали, что ученые-алармисты будут посрамлены огромными возможностями для роста и развития, которые возникнут в результате очередной смены технологических укладов. Действительно, за 50 лет, прошедшие с публикации «Пределов роста», мир кардинально изменился – в первую очередь в сфере генерирования и обработки информации. Наступает постиндустриальная эра, а значит проблемы эры индустриальной должны отойти на второй план. Ослепительные перспективы начинают даже пугать человечество – футурологи всерьез беспокоятся, что развитие роботизации и сферы искусственного интеллекта отнимет у человечества рабочие места, сделают людей лишними, лишит содержания жизни. Возможно, это действительно станет глобальной проблемой. Но не в ближней перспективе.

Неблагоприятные тенденции, описанные в «Пределах роста» и последующих работах «Римского клуба», оказались, к сожалению, весьма устойчивыми. Авторы доклада 1972 года возвращались к нему и двадцать, и тридцать лет спустя, анализировали новые данные и вносили их в свою усовершенствованную программу. Прогноз в корне не менялся. Хуже того, едва обозначенная в первом докладе опасность существенного влияния промышленных выбросов на изменения климата стала сегодняшней головной болью человечества. Но и первой глобальной проблемой, с которой люди пытаются справиться объединенными усилиями – на уровне ООН и межправительственных соглашений. 

Последняя по времени попытка критического анализа «Пределов роста» была предпринята в 2014 году профессором Грэмом Тернером из Мельбурнского университета. Им был проанализирован огромный массив новых данных. Если коротко, исследователь не увидел смену тенденций – мир как по рельсам катится к экологической, экономической и демографической катастрофам. У Тернера получилось, что заметные признаки наступающего глобального кризиса проявятся после 2020 года.

Статья Грэма Тернера «Limits to Growth was right. New research shows we’re nearing Collapse»: https://www.theguardian.com/commentisfree/2014/sep/02/limits-to-growth-was-right-new-research-shows-were-nearing-collapse?CMP=fb_gu

Что же мы имеем в настоящее время, то есть, после 2020 года? Прогноз «Римского клуба» определенно начинает сбываться, но каким-то не совсем предсказанным образом. Как уже было сказано, Томас Мальтус открыл, что при отсутствии эпидемий и войн рост населения Земли происходит с геометрической прогрессией. Это опасно для сохранения вида. И вот вам, пожалуйста, словно кто-то включил жестокий компенсаторный механизм: сначала происходит ужасающая по последствиям пандемия ковида, которая, по данным Всемирной организации здравоохранения, погубила почти 15 миллионов человек, а следом начинаются вспышки яростных локальных войн, угрожающих перейти в мировое побоище, которое затмит любые глобальные проблемы. Но все же будем надеяться, что у человечества еще есть шанс договориться и не допустить катастрофу.

Тем более, что и без мировой войны неприятностей хватает.

Общепринятой классификации глобальных проблем до сих пор не существует. Иногда к ним относят только неблагоприятные явления антропогенного характера — в первую очередь экологические.

Но существует большой класс планетарных угроз, которые от деятельности людей никак не зависят. Это опасные явления внеземного и земного происхождения. Первые – это избыточная (или недостаточная) солнечная активность и возможность столкновения Земли с крупными космическими объектами. Вторые – это стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, ураганы, взрывы вулканов и так далее. Несмотря на «нечеловеческий» масштаб и мощь таких угроз, люди думают над их предупреждением или хотя бы смягчением последствий. В ближайшие десятилетия должна быть разработана система противоастероидной защиты Земли. Из скромных успехов – уже создана международная система предупреждения об угрозе цунами, действующая во всех опасных регионах. Кстати, смертельные волны могут быть вызваны не только землетрясениями, но и активностью подводных вулканов, а также масштабными оползнями в океанских впадинах.

Теперь об антропогенных глобальных проблемах. Пока просто их перечислим:

  • деградация окружающей среды, снижение биоразноообразия, распространение связанных с загрязнением воздуха и воды болезней людей и животных, общее ухудшение качества жизни
  • истощение необходимых для жизни людей и функционирования мировой экономики ресурсов
  • энергетическая проблема
  • угроза крупных техногенных катастроф типа Чернобыльской
  • проблема неравномерного развития стран и территорий, неравенство в доступе к ресурсам и технологиям, в том числе образовательным – что может привести к социальным потрясениям мирового масштаба

Это вкратце.

Следует отметить, что некоторые глобальные проблемы определенно носят смешанный характер – как антропогенный, так и природный. К примеру, катастрофические лесные пожары происходили и в доисторическое время (лес нередко загорается от ударов молний), но сейчас карта распространения пожаров в большинстве случаев совпадает с сетью автомобильных и железных дорог, то есть, связаны с человеческой деятельностью.

Но самая сложная и комплексная мировая проблема связана с неблагоприятными изменениями климата. Человечество как биологический вид может существовать в ограниченном диапазоне температур и, возможно, не вынесет резких изменений. Как не вынесли динозавры глобального оледенения примерно 400 миллионов лет назад, а мамонты – резкого потепления давностью 15 тысяч лет. Колебания климата на Земле были всегда. Их изучает наука палеоклиматология, подраздел геологии. Ученые говорят о естественных климатических циклах, ищут причины изменения климата. Известные ученые-геологи еще недавно предупреждали о наступлении очередной эпохи оледенения. Но сейчас все больше исследователей склоняются к гипотезе глобального потепления, причем отмечают значительную роль в этом процессе промышленных выбросов диоксида углерода – СО2. На этот счет достигнут устойчивый консенсус, в том числе и среди политиков. Принимаются международные меры по снижению выбросов. Не очень понятно, насколько они помогут сдержать потепление. Вклад человеческой деятельности в общий прирост парниковых газов выглядит не самым большим: к примеру, по мере отступления вечной мерзлоты резко увеличиваются выбросы метана из огромных залежей газогидратов на приполярных территориях Земли. До четверти выбросов СО2 приходится на лесные пожары, площадь которых с каждым годом увеличивается. Скорее всего, в области климата происходят разнонаправленные процессы, и тут главное не отбрасывать факты, противоречащие общепринятым взглядам. 

Подробнее глобальная проблема изменения климата будет рассмотрена в следующих публикациях.

РЕПЛИКА ЭКСПЕРТА

Кузнецов Евгений (CEO в Orbita Capital Partners, известный российский футуролог, исследователь мировых научных и технологических тенденций), апрель 2023.

Ваш обзор получился вполне информативным, при этом кратким и читабельным. Но меня насторожило вот это суждение:

«Вклад человеческой деятельности в общий прирост парниковых газов выглядит не самым большим: к примеру, по мере отступления вечной мерзлоты резко увеличиваются выбросы метана из огромных залежей газогидратов на приполярных территориях Земли. До четверти выбросов СО2 приходится на лесные пожары, площадь которых с каждым годом увеличивается. Скорее всего, в области климата происходят разнонаправленные процессы, и тут главное не отбрасывать факты, противоречащие общепринятым взглядам.»

Это абзац могут прочесть как «она сама нагревается, мы ни при чем». Всё обстоит сложнее – антропогенный СО2 способен включить положительную обратную связь, которая ускоряет потепление (усугубляет те факторы, что упоминаются в обзоре). До определенного предела экосистема Земли может самостоятельно регулировать климат путем усиленного усвоения СО2 – увеличивается фотосинтез, усиливается связывание карбоната кальция организмами Мирового океана. Но «сверхнормативные» выбросы нарушают эту сложную систему регуляции – и тогда даже при малозаметном общем потеплении фотосинтезирующая зеленая масса, наоборот, уменьшается, а высвобождение углекислоты из почвы резко увеличивается. Что приводит к дальнейшему, уже катастрофическому изменению климата. Расчеты показывают, что при сохранении нынешних тенденций под водой могут оказаться прибрежные территории с крупнейшими городами, где проживает 40 процентов населения Земли. А огромные территории глобального Юга будут или запустыниваться, или подвергаться смертельно опасным волнам тепла при высокой влажности. Такие тепловые волны уже наблюдаются – к примеру, в Индии.

Так что альтернативы снижению антропогенных выбросов СО2 для человечества не существует.

Скептики говорят, что успехи на этом пути демонстрируют постиндустриальные страны, но как быть с индустриальными гигантами – Индией и Китаем? Действительно, эти страны сжигают неимоверное количество угля в топках своих электростанций. При этом уже подсчитано, что энергопереход для Индии будет стоить «всего лишь» 100 миллиардов долларов. Это значительно дешевле, чем, к примеру, переселение целых народов на какие-нибудь плавучие острова, которых еще надо придумать. Что касается Китая, то сейчас никто в мире не делает для спасения климата больше, чем эта страна. Они уронили стоимость солнечных батарей в 10 раз с 2010 года и уронят еще в 2-3 раза в ближайший период. Они практически полностью перешли на электротранспорт. Придумали уйму технологий по улавливанию СО2 из промышленных выбросов. Это дорого, но необходимо. 

Вообще, в мире уже нет разногласий по поводу необходимости энергоперехода. Спорят только о том, кому и как за это платить. Придется научиться договариваться. И в этом положительный момент всей этой истории с глобальным потеплением.

Ирина Самахова

Статья впервые была опубликована 15 апреля

Специально для Telegram-канала «Глобальные вызовы. Локальные решения»

Наука
7 млн интересуются