Найти тему

10 лучших произведений Сергея Рахманинова

Оглавление
Фото: Fine Art Images/Heritage Images via Getty Images
Фото: Fine Art Images/Heritage Images via Getty Images

Сергей Рахманинов был легендарным русским композитором-романтиком, пианистом и дирижером. Его музыку характеризуют размашистые мелодии, виртуозный пианизм и пьянящая оркестровка. Московское образование подготовило его прежде всего к тому, чтобы стать концертным пианистом, но в молодости он проявил незаурядные способности, ошеломив своего наставника Чайковского Прелюдией до-диез минор и одноактной оперой "Алеко", которую он сочинил еще подростком. Большинство его произведений выдержаны в позднеромантическом стиле, родственном Чайковскому, хотя очевидно сильное влияние Шопена и Листа. Среди его сочинений - четыре фортепианных концерта, три симфонии, две фортепианные сонаты, три оперы, хоровая симфония, инсценировка вечерни, рапсодия на тему Паганини, 41 прелюдия и этюд, симфонические танцы и множество песен. Рахманинова - одно из величайших произведений в фортепианном репертуаре.

Сергей Рахманинов - Концерт для фортепиано с оркестром №2 до минор, соч.18 / Piano Concerto No.2 in C minor, Op.18

После провальной премьеры своей первой симфонии Рахманинов почти ничего не сочинял около трех лет. Он обратился за помощью к гипнотерапевту, и его ответное произведение, Концерт для фортепиано с оркестром № 2, посвященное его гипнотерапевту, является одним из величайших произведений в фортепианном репертуаре. Концерт открывается неуклонно усиливающейся серией фортепианных аккордов, прежде чем скрипки и альты приступят к первой из нескольких прекрасных, медленно разворачивающихся мелодий.

В основном спокойное медленное движение (лихо использовал в фильме "короткая встреча"), мелодичный обязанности распределяются между пианистом и деревянных духовых инструментов, солисты. Финал начинается с виртуозного фейерверка, хотя вскоре Рахманинов находит время для другой знаменитой большой мелодии. Эта мелодия даже попала в чарты в виде песни Full Moon и Empty Arms, записанной такими исполнителями, как Фрэнк Синатра, Сара Вон и Боб Дилан.

Сергей Рахманинов - Соната для виолончели и фортепиано соль минор, соч.19 / Sonata for Cello and Piano in G minor, Op.19

После успеха своего Соч.18 Рахманинов с головой ушел в свою работу. Эта прекрасная соната для виолончели появилась вскоре после возвращающей уверенность премьеры Второго фортепианного концерта, ее волшебное ‘Анданте’ временами напоминает ‘Адажио" более раннего произведения. Однако в сонате музыка звучит менее непринужденно, более деликатно балансируя между надеждой и отчаянием.

Партию виолончели Рахманинов сочинил для своего друга (и шафера) Анатолия Брандукова. Виолончельный текст страстно мелодичен почти на всем протяжении: длинная первая часть сонаты - подарок для любого виолончелиста, который действительно умеет петь. Партия фортепиано, однако, дьявольская. Любой виолончелист, собирающийся взяться за это дело, должен найти очень одаренного аккомпаниатора.

Сергей Рахманинов - 10 прелюдий, соч.23 / 10 Preludes, Op.23

Рахманинов сочинил 24 фортепианные прелюдии: по одной в каждой мажорной и минорной тональности. Знаменитая прелюдия до-диез минор появилась первой в 1892 году; полный набор из 23 соч. последовал 11 лет спустя, а последние 13 прелюдий появились в 1910 году.

Набор из десяти прелюдий Соч.23 широко варьируется по настроению. Наряду с "таинственным вступлением" и "томлением № 4" (с оттенками Шопена) есть "штурм барнаула" №2 и "серьезное испытание" №7, требующее высочайшей пальцевой работы.

После навязчивого кружения № 9 десятая и заключительная прелюдия сета мирно завершает концерт. Безусловно, самым известным является № 5, популярное исполнение на бис. Во внешних частях этой прелюдии преобладают отрывистые ритмы марша, звучащие в самом начале. Контрастная средняя часть снова отсылает к большим мелодиям Фортепианного концерта № 2.

Сергей Рахманинов - Симфония №2 ми минор, соч.27 / Symphony No.2 in E minor, Op.27

Премьера Второй симфонии Рахманинова состоялась в Санкт-Петербурге, на месте фиаско Первой симфонии. Но на этот раз, когда на подиуме был Рахманинов (а не, вероятно, пьяный Глазунов), все пошло по плану, и симфония, одно из лучших произведений Рахманинова, стала любимицей публики.

Основные моменты включают атлетическое ‘Скерцо’ с его ослепительным центральным фугато, в котором струнные неистово гоняются за хвостами друг друга. Медленная часть также является жемчужиной, в ней одно из величайших (и самых продолжительных) соло для кларнета в оркестровом репертуаре. В финале быстро устанавливается атмосфера карнавала – хотя, как всегда, Рахманинов более чем счастлив сбавить обороты для одной-двух лирических тем.

Сергей Рахманинов - "Остров мертвых", соч.29 / The Isle Of The Dead, Op.29

"Остров мертвых" был вдохновлен картиной Арнольда Беклина, на которой Харон, перевозчик мертвых в греческой мифологии, везет гроб на жуткий остров. Симфоническая поэма Рахманинова открывается повторяющейся фигурой "пять в такте", возможно, представляющей весла Харона, рассекающие воду.

Сверху мы слышим фрагменты простого пения "Dies Irae". Эта зловещая тема, которая переводится как ‘День гнева’ и традиционно включается в католическую заупокойную мессу, очень часто всплывает в музыке Рахманинова. Хотя вступительная часть явно посвящена смерти, Рахманинов утверждал, что более свободная центральная часть - это размышления о жизни. Музыка "жизни" постепенно становится все более мучительной (придумайте здесь свою собственную историю), прежде чем Dies Irae вернется и паромщик уедет, завершив свою работу.

Сергей Рахманинов - Концерт для фортепиано с оркестром №3 ре минор, соч.30 / Piano Concerto No.3 in D minor, Op.30

Рахманинов написал этот концерт для тура по США, используя бесшумную клавиатуру, чтобы выучить партию фортепиано во время морского перехода. В этом, третьем концерте для фортепиано с оркестром, узнаваем тот же композитор, что и во втором, хотя он длиннее, насыщеннее и его еще сложнее исполнять.

Вступительная фортепианная мелодия звучит довольно сдержанно, но вскоре начинают разлетаться искры. Позже, в первой части, солисту предстоит обсудить невероятно сложную каденцию (Рахманинов даже предоставил две версии). Медленная часть намного мрачнее, чем соответствующая часть второго концерта: есть несколько гневных взрывов фортепиано и дьявольски быстрый вальс, который разыгрывается ближе к концу. Финал почти неоправданно труден.

Сергей Рахманинов - Вокализ, соч.34, №14 / Vocalise, Op.34, No.14

Соч.34 Рахманинова состоит из 14 песен для голоса и фортепиано. В номерах с первого по 13 использованы тексты известных русских поэтов. Вокализация, с другой стороны, бессловесна: исполнитель на протяжении всего исполнения поет один и тот же гласный звук. Эта пронзительная песня без слов, одно из лучших произведений Рахманинова, привлекла внимание бесчисленного множества композиторов и исполнителей и была аранжирована практически для всех инструментов, которые только можно вообразить – от скрипки Яши Хейфеца до электрогитары Слэша из Guns N’ Roses.

Одна из самых известных аранжировок была сделана самим композитором. В оркестровой версии Рахманинова мелодию в основном играют скрипки. Ближе к концу за дело берется кларнет, освобождая скрипкам возможность сыграть новую волнующую строчку.

Сергей Рахманинов - "Колокола", соч.35 / The Bells, Op.35

Превосходная хоровая симфония Рахманинова представляет собой русскую адаптацию поэмы Эдгара Аллана По. Поэма удобно разделена на четыре части, посвященные рождению, браку, ужасу и смерти соответственно. В свою очередь, каждый из этих жизненных событий связан с типом колокола: серебряным, золотым, латунным и железным.

В первой части Рахманинов катает нас на скоростных санях. Во второй части (‘Нежные свадебные колокола’) солирующее сопрано предсказывает счастливой паре мирное будущее. Это настроение рассеивается третьей частью, безжалостным изображением ужаса, в котором Рахманинов доводит хор до предела. Его четвертая часть, "Размышление о смерти", заканчивается более позитивно, чем оригинал По, восходящими струнными линиями и мягко поставленным мажорным аккордом.

Сергей Рахманинов - Всенощное бдение, соч.37 / All-Night Vigil, Op.37

Эта постановка русской православной службы Всенощного бдения написана для хора без сопровождения, с солистами-тенором и альтом. В девяти из 15 частей Рахманинов использует традиционные православные песнопения: простые однострочные мелодии. Однако богатые гармонии повсюду принадлежат композитору. Он пишет для хора с большой свободой: в какой-то момент он делит его на целых 11 частей – в других местах он просит напевать, а не петь.

Чтобы получить представление об особой красоте этой партитуры, попробуйте пятую часть, которую Рахманинов хотел исполнить на собственных похоронах. Здесь, поверх идеально подобранных аккордов в хоре, тенор-солист поет завораживающую мелодию, основанную на украинском распеве. В последних двух тактах басовая партия, как известно, опускается до смехотворно низкого си-бемоль. Рахманинов, должно быть, знал нескольких особенно одаренных певцов.

Сергей Рахманинов - Рапсодия на тему Паганини, соч.43 / Rhapsody On A Theme Of Paganini, Op.43

Последний из 24 каприсов Николо Паганини для скрипки соло послужил основой для музыки многих других композиторов, включая Брамса, Листа, Лютославского и Шимановского (а также Бенни Гудмена и Эндрю Ллойд-Уэббера). "Дань уважения Рахманинова своему коллеге-композитору-исполнителю" представляет собой набор вариаций для фортепиано с оркестром и является одним из лучших произведений Рахманинова.

Всего 24 вариации, хотя, если вы подсчитываете, имейте в виду, что первая вариация предшествует теме. Это еще одно произведение, в котором Dies Irae играет большую роль. Пианист вводит песнопение в седьмой вариации, в то время как оркестр продолжает с Паганини. В основе произведения лежит величественная 18-я вариация, основанная на более медленной, перевернутой версии темы. Последние шесть сложных вариаций - захватывающее приключение для пианиста, оркестра и слушателя.

Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравилась эта подборка, не забудьте поставить лайк, подписаться на канал и написать в комментариях свои любимые произведения Сергея Рахманинова. До новых встреч, друзья! С вами был Дзен канал «Мир классических гармоний».

Если Вы пропустили наши другие подборки:

Лучшие произведения Ференца Листа
Кто такой Людовико Эйнауди
Лучшие работы Воана Уильямса