Найти тему

Лучшие работы Воана Уильямса: 10 основных произведений

Иллюстрация: uDiscoverMusic
Иллюстрация: uDiscoverMusic

Ральф Воан Уильямс (Ralph Vaughan Williams) - образец двойственности: идеальный синтез старого и нового, традиций и инноваций, света и тьмы. Его неонационалистический композиционный стиль отчетливо и уникально напоминает стиль Вона Уильямса, и все же глубоко резонирует как символ английскости. Его инновационная смесь музыкального модернизма уходит корнями в прошлое, в значительной степени опираясь на традиции английской хоровой музыки и пропитанная деревенской звучностью народной музыки. Учитывая, что жизнь и карьера Вона Уильямса протекали между двумя мировыми войнами, его музыка может быть как праздничной и радостной, так и мрачной и бурной.

Откройте для себя величественный мир звучания лучшего британского композитора с нашей подборкой лучших произведений Воана Уильямса.

10. In the Fen Country (1907)
9. Dark Pastoral (orch. David Matthews, 2010)
8. Fantasia on a Theme by Thomas Tallis (1910)
7. Pilgrim’s Progress (1951)
6. English Folk Song Suite (1924)
5. Symphony No. 1 ‘Sea Symphony’ (1910)
4. Five Mystical Songs (1911)
3. Fantasia on ‘Greensleeves’ (1928)
2. Five Variants of ‘Dives and Lazarus’ (1938)
1. The Lark Ascending (1914)

10: В стране болот (1907) / In the Fen Country (1907)

Одна из ранних композиций Воана Уильямса "В стране болот" - красивая, вызывающая воспоминания оркестровая поэма, изображающая унылый пейзаж густой болотистой местности. Несмотря на то, что это одна из его ранних работ, зачатки его уникального композиционного стиля уже очевидны. Партитура без особых усилий изображает дикие открытые пространства в яркой цветовой гамме и атмосферной оркестровке, напоминающей французский импрессионизм. К 1907 году Воан Уильямс уже несколько лет собирал народные песни; важность этой работы проявляется уже в Стране болот, с оттенками модальности и мерцающими аллюзиями на народные мелодии.

9: Мрачная пастораль (реж. Дэвид Мэтьюз, 2010) / Dark Pastoral (orch. David Matthews, 2010)

Это прекрасное произведение для оркестра и виолончели основано на сохранившемся фрагменте концерта для виолончели Воана Уильямса (1942). Оригинальный концерт так и не был полностью завершен, и именно благодаря Дэвиду Мэтьюзу в сотрудничестве с фондом RVW мы можем воспринимать это замечательное, элегическое произведение как самостоятельное произведение. В 2010 темно-пастырское премьера в Лондоне Би-би-си Промс, исполняют Стивен Иссерлис, и теперь заветный часть Воан-Уильямса каталога.

8: Фантазия на тему Томаса Таллиса (1910) / Fantasia on a Theme by Thomas Tallis (1910)

Воан Уильямс был мастером перевоплощения и часто обращался к далекому прошлому для творческого воздействия. Таллис был английским композитором 16 века, и тема для "Фантазии" Воана Уильямса изначально была написана для переложения псалма, первоначально сочиненного в 1567 году. Воан Уильямс гениально переосмысливает эту тему как пьесу для струнного оркестра, сохраняя при этом присущие ей ренессансные качества. Этот прекрасный баланс между старым и новым не только приводит к созданию одной из лучших работ Вона Уильямса, но и по-настоящему демонстрирует его композиторский гений.

7: Путешествие пилигрима (1951) / Pilgrim’s Progress (1951)

"Прогресс пилигрима" представляет еще одну дихотомию Воана Уильямса: самопровозглашенный атеист с глубоким и неизменным интересом к христианству и священной духовности. Действительно, он назвал это произведение скорее "моралью", чем оперой: в либретто сложная и убедительная партитура сочетается с одноименной аллегорией Джона Баньяна 1678 года, выдержками из Библии и стихами, написанными женой Воана Уильямса Урсулой. После теплого приема на премьере в 1951 году мнения о "Прогрессе Пилигрима" разделились. Однако в более поздних постановках была предпринята попытка восстановить и модернизировать постановку, благодаря чему она заслужила место шедевра оперы 20-го века.

6: Сюита из английских народных песен (1924) / English Folk Song Suite (1924)

Любовь Вона Уильямса к народной музыке пронизывает каждый уголок его репертуара; в частности, "Сюита из английских народных песен", одна из его лучших работ, прославляет народное наследие, включая такие песни, как "Seventeen Come Sunday", "Мой красивый мальчик" и "Народные песни из Сомерсета". Эта очаровательная сюита была написана для военного оркестра, но сегодня широко исполняется в полностью оркестрованном виде. На этой партитуре исполняются возрожденные народные песни, наполненные сердцем и душой, которые характеризуют многое в творчестве Воана Уильямса.

5: Симфония № 1 ‘Морская симфония’ (1910) / Symphony No. 1 ‘Sea Symphony’ (1910)

Все девять симфоний Ральфа Воана Уильямса по-своему выдающиеся произведения. Первая симфония - толстая, глянцевая партитура, битком набитая роскошной народной идиомой Воана Уильямса, которую мы знаем и любим, но в огромном масштабе. Обширные исполнительские силы включают полный оркестр и массовый хор с отдельными солистами. Написанная после того, как композитор изучал оркестровку в Париже у Равеля, "Морская симфония" великолепно оркестрована, чтобы подражать чистой мощи океана, с массой кружащихся, набухающих струнных, эпической медью и драматической перкуссией. Хор эффектно открывает первую часть, восклицая: “Смотрите, море!”

4: Пять мистических песен (1911) / Five Mystical Songs (1911)

Вокальные произведения Воана Уильямса всегда особенные. Пять мистических песен для баритона, хора и оркестра основаны на священных поэмах Джорджа Герберта. Каждая песня имеет свой характер и ощущение: ‘Easter’ радостная и ликующая, "I Got Me Flowers" более мягкая и неземная, в то время как финальные части "The Call" и ‘Antiphon’ больше похожи на гимны, в них чувствуется праздничность. Просто завораживает.

3: Фантазия на тему "Зеленых рукавов" (1928) / Fantasia on ‘Greensleeves’ (1928)

И снова историческое сталкивается с современным в потрясающей адаптации Воаном Уильямсом знаменитой мелодии ‘Зеленые рукава’. Первоначально написанный для оперы "влюбленный сэр Джон", но теперь исполняемый как самостоятельное концертное произведение, Воан Уильямс возрождает стиль тюдоровской полифонии, который он так почитал, наряду с народными мелодиями ‘Greensleeves" и "Lovely Joan", заключенный в его фирменный сверкающий, живой музыкальный стиль. В этой партитуре есть что-то мирное и безмятежное, но в то же время она пропитана сильным патриотическим духом.

2: Пять вариантов "Дайвз и Лазарь" (1938) / Five Variants of ‘Dives and Lazarus’ (1938)

Изысканная, пронзительная постановка народной мелодии ‘Дайвз и Лазарь’. Стремительный лиризм мягко перетекает с чувствительными штрихами модальности и мягкими столкновениями отдаленных тональностей, приводя в конечном итоге к излиянию безудержных, безграничных эмоций. Dives and Lazarus, одно из лучших произведений Воана Уильямса, было исполнено на собственных похоронах композитора в 1958 году как дань его любви к народной песне; это делает такое великолепное произведение еще более пронзительным.

1: Восхождение жаворонка (1914) / The Lark Ascending (1914)

Будет ли когда-нибудь еще какое-нибудь музыкальное произведение близко к тому, чтобы покорить сердце целой нации, как Восходящий жаворонок? “Пасторальный романс” Вона Уильямса для скрипки соло с оркестром был признан лучшим музыкальным произведением в Зале славы Classic FM, крупнейшем в мире опросе о вкусах классической музыки, в рекордно одиннадцатый раз в 2021 году – с его идиллическим, безмятежным пасторальным качеством, мелодичным скрипичным соло и нотами деревенской модальности, легко понять почему. Хотя "Восходящий жаворонок" был написан до Первой мировой войны, премьера была отложена до 1921 года. К этому времени The Lark Ascending стал чем-то большим, чем изысканным произведением неонационалистической музыки: он открыл окно в довоенную Британию. Возможно, именно поэтому это нашло отклик и продолжает находить отклик у зрителей. Как сказал Воан Уильямс: “Музыкальное искусство, прежде всего искусство, является выражением души нации”.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц