Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Бесприданница» 1974 года - все звёзды и никакого эффекта

Татьяна Доронина – любимая актриса моей мамы, поэтому отношение к Татьяне Васильевне у меня особое. Она - великая, может быть и бабой, и королевой. Тем страннее кажется мне её Лариса Огудалова в телепостановке из телепостановки «Бесприданница» (1974).

Кадр из телепостановки «Бесприданница» (1974). Скриншот.
Кадр из телепостановки «Бесприданница» (1974). Скриншот.

Там почти все артисты не на своём месте, и дело не в том, что мы привыкли к Ларисе Гузеевой-1984 или к Нине Алисовой-1936, а в том, что Доронина – это м глыба, и женщина-вихрь, умеющая быть нежной. Но!

Она никогда не может быть вещью, которую можно разыгрывать в орлянку. Дело не в том, что волевая актриса, которой здесь …очень сильно за 30, а точнее 40-41, играет юную девушку, не пытающуюся за себя постоять...

Кадры из телепостановки «Бесприданница» (1974). Скриншоты.
Кадры из телепостановки «Бесприданница» (1974). Скриншоты.

...А в том, что понятие амплуа всё-таки существует. Его рамки можно игнорировать, что в СССР часто и делали, но далеко не всегда получался шедевр.

Такое чувство, что автор телеспектакля Константин Худяков решил повторить эффект, произведённый «Женитьбой Бальзаминова» (1964) Константина Воинова – там был колоссальный мискаст, но получилась гармония.

Кадр из телепостановки «Бесприданница» (1974). Скриншот.
Кадр из телепостановки «Бесприданница» (1974). Скриншот.

А тут – увы. Татьяна Доронина могла бы сыграть и Кручинину, и Гурмыжскую, и Хариту Игнатьевну. И Катерину и – Кабаниху. Всё то, где воля. Лариса же – это не субъект, но объект.

Доронина переполнена энергиями. Поэтому слабо веришь в эту сладостно-печальную покорность судьбе. Но тут и Карандышев - с лицом Армена Джигарханяна.

Кадр из телепостановки «Бесприданница» (1974). Скриншот.
Кадр из телепостановки «Бесприданница» (1974). Скриншот.

Можно ли представить забитого и самолюбивого чиновничка с такой бешеной мужской харизмой? Да такой Карандышев застрелит всех в первом же акте. А если не застрелит - научит политесу так, что мало не покажется.

Это, скорее, тот горский князь, что женился на старшей сестры Ларисы, но так и не довёз невесту – зарезал по дороге от ревности. Сложно поверить, что герой Джигарханяна может быть унижен.

Кадры из телепостановки «Бесприданница» (1974). Скриншоты.
Кадры из телепостановки «Бесприданница» (1974). Скриншоты.

Глядя на него, кажется, что на деле-то он – …глава местной мафии (или революционной организации), но прикрывается маской неприметного скромника с массой комплексов.

Валентин Гафт в образе Сергей-Сергеича Паратов? Тут он играет какого-то коммивояжёра или провинциального адвоката, причём желчного и без огонька. Представить, что Лариса могла бросить всё, особенно такого Карандышева ради вот эдакого Паратова …не получается.

Кадр из телепостановки «Бесприданница» (1974). Скриншот.
Кадр из телепостановки «Бесприданница» (1974). Скриншот.

Кнуров и Вожеватов здесь фоновые персоны, хотя, их тоже играют прекрасные театральные актёры – Иван Воронов и Евгений Лазарев (не путать с Александром).

Кстати, Евгений Лазарев в «Сослуживцах» (1973) - театральном варианте «Служебного романа» (1977) играл Самохвалова и был там органичнее, интереснее, ...добрее Олега Басилашвили.

Кадры из телепостановки «Бесприданница» (1974). Скриншоты.
Кадры из телепостановки «Бесприданница» (1974). Скриншоты.

Мы привыкли к тому, что эти герои едва ли не главнее «любовного треугольника», а тут – просто для массовки. Харита Игнатьевна? Тоже малоинтересный образ.

Но опять-таки в кадре – замечательная театральная актриса из Театра Советской Армии – Вера Капустина. О, да разбаловала нас Алиса Фрейндлих с её глубоким прочтением роли, но тут совсем уж как-то скучно вышло.

Кадры из телепостановки «Бесприданница» (1974). Скриншоты.
Кадры из телепостановки «Бесприданница» (1974). Скриншоты.

Единственный, кто на месте – Лев Дуров - ему идёт роль Аркашки Счастливцева, которому дали тут кличку Робинзон. Этот неоднозначный герой – глубокая грусть под личиной дурачества - есть также в пьесе «Лес».

Однако на одном Робинзоне Счастливцеве, а он тут явно не первая скрипка, вытянуть постановку не удалось. Тот случай, когда всё на месте, слова - как в первоисточнике, без отсебятины, а не смотрится.

Кадр из телепостановки «Бесприданница» (1974). Скриншот.
Кадр из телепостановки «Бесприданница» (1974). Скриншот.

Впрочем, если бы мы не знали фильма Эльдара Рязанова, который во многом перевернул наши представления о «Бесприданнице», мы бы не замечали, что здесь что-то не так.

Ещё такое чувство, что актёрам было ...неинтересно это играть. Не их амплуа или не совпало с личным видением героев. Где-то читала разбор, что Гафта и Джигарханяна следовало поменять местами, но и тут не вышло бы...

Zina KorZina (c)