Найти тему
Без лишнего

Как перестать тратить деньги и время на то, чем мы не пользуемся

Оглавление

Это вторая часть статьи о том, как и зачем перестать покупать ненужное.

Я разделила этот путь на 5 этапов:
1. Расставление приоритетов и постановка цели.
2. Выявление внутренних причин спонтанных покупок.
3. Выявление триггеров, внешних стимулов к излишкам.
4. Определение способа достижения своей цели.
5. Процесс и результат.

Сегодня рассмотрим третий шаг.

Выявление внешних стимулов к спонтанным покупкам

В прошлой статье мы говорили о внутренних причинах и состояниях, которые толкают нас к компульсивным покупкам. В этой - поговорим о причинах внешних.

Что (и кто) заставляет нас покупать ненужное

Я проработала несколько лет тренером по обучению специалистов в крупном банке, и теперь у меня стойкий иммунитет к активным продажам. Продающие фразы, работа с возражениями, формирование потребности, прогревы перед праздниками, работа с холодными базами..

Нужно понять, что людей специально обучают находить болевые точки, играть на эмоциях. Использовать наши человеческие уязвимости и слабости, чтобы сделать выручку, выполнить план, поднять продажи.

Чтобы быть стойким ко всем этим «уникальным предложениям», нужно научиться их замечать. Обращать внимание на слова-крючки, на незаметные манипуляции продавцов и менеджеров. Внимательно слушать, чтобы услышать, что вложено в их слова на самом деле.

***

В прошлом месяце я начала ходить в новый спортивный клуб. Первое впечатление, которое у меня сложилось - меня хотят обработать. Менеджер (не выясняя моих потребностей и мотивов) начала предлагать самые дорогие абонементы, которые "украшены" дополнительными скидками (до 30% - прямо "Ух ты!"). Это годовые абонементы. Казалось бы, я ведь действительно намерена заниматься спортом постоянно, почему бы не приобрести абонемент по самой выгодной цене, если есть такая возможность?

Я поддержала беседу с сотрудником, ведь мой интерес заключался в том, чтобы понаблюдать за своими реакциями на выгодные акции.

Какие слова они используют, чтобы подтолкнуть к покупке:

  • «Это самый популярный тариф среди наших клиентов!»

Это манипуляция и скорее всего ложь. Мало кто, посетив клуб один раз, захочет выложить крупную сумму. Пока у меня не сформирован внутренний контакт с местом, тренером, я не уверенна, что смогу ходить к ним целый год.

Цель продавца: создать ощущение надежности. Большинство выбирают этот тариф, значит, это надежно и нам можно доверять.

  • «Этот абонемент для тех, кто работает на результат»

Прямая манипуляция и даже обесценивание моих усилий. Если я выбираю абонемент не на год, а на месяц - разве я не работаю на результат?

Цель: "замотивировать" здесь и сейчас. Похоже на то, как мотивируют маленьких детей: хочешь вырасти здоровом и сильным - ешь кашу.

  • «Предложение ограничено. Со следующей недели мы вынуждены повысить стоимость.»

Цель - не дать нам возможности обдумать решение, посоветоваться с близкими. Ощущение ускользающей выгоды.

  • «С этим абонементом вы точно придете к поставленной цели!»

Это называется "Продавать мечту!" - самый популярный крючок, используемый в эффективных продажах и рекламе. Цель не определенна, будущие усилия и обстоятельства не учтены, но положительные эмоции прямо сейчас обеспечены!

На самом деле, исследования психологов говорят об обратном. С такой мотивацией достичь цели сложнее всего. Мы уже получили положительные эмоции и приятные ощущения от них. Значит, дело сделано.

К тому же длительный абонемент (или подписка в случае с приложениями) вызывает ощущение, что времени в запасе еще много. И не обязательно начинать заниматься прямо сейчас. Начну с понедельника, ну или по крайней мере, в следующем месяце. Тогда как ежемесячный абонемент не даёт этой ложной свободы. Занятия просто "сгорят" и уже скоро. Нужно идти и заниматься.

Прямая цель всех этих продающих фраз - увеличить средний чек и "привязать" клиента надолго, не вкладываясь в качество обслуживания. Раз уже оплатил на год вперед - никуда не денешься. Даже если перестанешь ходить, выручка уже получена. Так же и с товарами - нет разницы, будете ли вы пользоваться вещью или нет, вы уже сделали выручку магазину.

  • «Вы можете оформить рассрочку»

Самое удобное на первый взгляд. Но проработав в банке я знаю, что это приводит к самым печальным последствиям. Есть такая поговорка про кредиты: "Берешь чужие деньги и на время, а отдаешь свои и навсегда".

Многие клиенты буквально испытывают эйфорию, получив кредит "на свою мечту". Однако реальность такова, что мечты в кредит не приносят такого же удовольствия, как если бы мы шли к ней шаг за шагом. Или может оказаться, что я вовсе не так уж мечтал об этом. Даже если мы приобрели шикарный автомобиль, невероятное путешествие или тело мечты. Вместе с ним мы получили еще и кредит.

Нет ничего плохого в том, что мы берем займы, взвесив все за и против, распланировав свой бюджет и учтя непредвиденные обстоятельства. Плохо, когда мы поддаемся сиюминутным импульсам и навязанным ценностям.

Как не поддаваться на уловки и внешние стимулы

Когда мы наблюдаем и замечаем подобные уловки, у нас появляется выбор. Я вижу, что сотрудники просто делают свою работу. И выбираю не отдавать свою энергию и деньги. Не чувствуя себя некомфортно (когда-то у меня возникли бы мысли: они подумают, что у меня просто нет денег). И не заставляя чувствовать некомфортно их (мысль сказать, что я не ведусь на такие манипуляции тоже может показаться заманчивой).

А просто выбираю себя. Я пришла с намерением купить абонемент на месяц. Я его купила. Да, он самый невыгодный, если считать стоимость отдельных занятий. Зато я оплачиваю только те занятия, которые точно посещу.

Я выбираю не быть чьим-то способом достижения цели. Понимать и ставить свои цели, рассчитывать силы и средства.

Как это делается? Через взращивание в себе зрелой личности.

Насыщенная событиями и осознанная жизнь - лучшее средство от ненужных покупок
Насыщенная событиями и осознанная жизнь - лучшее средство от ненужных покупок

Первая часть статьи - вот здесь. А окончание следует.