ОДК открывает новые горизонты

4,2K прочитали

Задачи, стоящие перед ОДК, в год 15-летия компании сформулированы просто: сегодня - кратно нарастить объемы производства, завтра - снизить себестоимость продукции, а послезавтра - вывести на рынок новые продукты, в том числе в нишах, в которых ранее корпорация не присутствовала. И главная проблема заключается в том, что такт, отделяющий "сегодня" от "завтра" и "послезавтра", минимален. Как следствие, всеми задачами, и текущими, и перспективными, нужно заниматься одновременно.

Планы по консолидации в отрасли авиационного двигателестроения возникли в середине 2000-х годов, и понадобилось несколько лет, чтобы разрозненные активы, более 50 юридических лиц, собрать в единый конструкторско-производственный кулак.

В 2023 году предприятия ОДК выпустят порядка 3000 двигателей, что в полтора раза превышает рекордный объем в 1900 моторов, достигнутый в 1980-х годах. Компетенции российских разработчиков и производителей газотурбинных двигателей не просто полностью возрождены, но и расширены в сравнении с советским периодом. Речь идет о создании продукции, которую ранее российские предприятия не выпускали, в частности, это большие энергетические турбины ГТД-110М и морские энергетические агрегаты ГТА-8. Турбина большой мощности ГТД-110М станет основным агрегатом для модернизации существующих и строительства новых генерирующих мощностей.

Турбина большой мощности ГТД-110М в цехе предприятия ОДК © Объединенная двигателестроительная корпорация
Турбина большой мощности ГТД-110М в цехе предприятия ОДК © Объединенная двигателестроительная корпорация

ОДК сегодня демонстрирует финансовую устойчивость и эффективность. Качество управления огромным производственным комплексом находится на очень высоком уровне. Формируется глубокая кооперация при производстве современных высокотехнологичных продуктов. Мы видим, что происходит грамотная балансировка производственных мощностей, их планомерная модернизация и расширение.

Первый вызов, связанный с ростом объемов производства, может охарактеризовать Комплексная программа развития авиационной отрасли, утвержденная правительством России в июне 2022 года и существенно обновленная в августе 2023 года. В период до 2030 года предприятиями должно быть поставлено свыше 3,5 тыс. авиационных двигателей гражданского назначения (согласно документу, всего должно быть поставлено 3536 двигателей, из них только 172 - производства не ОДК).

Если принимать во внимание только государственный гражданский заказ, то до 2030 года ОДК нужно десятикратно нарастить поставки двигателей. Уже в следующем году необходимо произвести свыше 40 двигателей ПД-8 для импортозамещенного Superjet 100, и полтора десятка ПД-14 для среднемагистрального МС-21-310, с последующим масштабированием серийности этих двигателей. То же самое касается обеспечения выпуска ПС-90А для самолета Ту-214, ТВ7-117 для регионального Ил-114-300 и других типов самолетов, под которые будет адаптироваться данный двигатель. Большой пласт работы - по вертолетным двигателям. Речь идет о ВК-650, ВК-1600, ВК-2500 и ТВ7-117 в вертолетной версии.

Авиадвигатель ПД-14 на среднемагистральном самолете МС-21-310 © Объединенная двигателестроительная корпорация
Авиадвигатель ПД-14 на среднемагистральном самолете МС-21-310 © Объединенная двигателестроительная корпорация

Рост объемов производства в гражданском секторе генеральный директор ОДК Вадим Бадеха оценил как взрывной, и именно в этом направлении корпорация концентрирует свои основные усилия. При этом в своей стратегии ОДК рассчитывает на достижение годовой выручки в 1 трлн рублей, причем существенная часть дохода будет приходиться на гражданские двигатели, а также двигатели наземного применения.

Второй вызов связан с удержанием себестоимости продукции на приемлемом уровне. ОДК занимает первое место в мире по экспорту двигателей для военных самолетов, и такой результат связан с тем, что отечественная техника надежна, высокотехнологична, соответствует всем требованиями, конечно, выигрывает по цене. Для того, чтобы при увеличении объемов производства и росте инвестиционной нагрузки сохранить стоимостные параметры, необходимо работать над сокращением издержек.

В качестве одного из решений, позволяющих сократить издержки, считают внедрение цифровых технологий. Широкое использование цифровых технологий радикально сокращает сроки разработки новых авиадвигателей. ПД-8 был создан всего за четыре года, а быстрая разработка позволяет минимизировать расходы на начальном этапе.

Еще одно направление совершенствования производства связано с автоматизацией и масштабным внедрением робототехники, новых технологических процессов, в том числе - аддитивного производства.

Авиационный двигатель ПД-8 в цехе предприятия ОДК © Объединенная двигателестроительная корпорация
Авиационный двигатель ПД-8 в цехе предприятия ОДК © Объединенная двигателестроительная корпорация

Напряженная инвестиционная программа предприятий ОДК - явление необходимое, без масштабных вложений невозможно кратно наращивать объемы производства. Загрузка предприятий просматривается на десятилетия вперед, что дает возможность вернуть сделанные инвестиции.

В рамках гражданского государственного целевого заказа вплоть до 2030 года предусматривается последовательное увеличение объемов поставок двигателей, и далее, до 2035 года, перспективы по росту темпов выпуска вполне просматриваются. На рубеже десятилетий в продуктовой линейке ОДК должен появиться новый двигатель - это мотор большой тяги, создаваемый на базе унифицированного газогенератора ПД-35. Кроме того, сохранится большой объем поставок по гособоронзаказу.

Что касается перспектив после 2040 года, они связаны с развитием послепродажного обслуживания. Если мыслить категориями более стратегическими, за горизонтом 2040 года, то у ОДК будет обеспечена загрузка, как это и у всех основных конкурентов, которые зарабатывают деньги на послепродажном обслуживании. Сегодня у корпорации стоит задача - контракты жизненного цикла и обеспечение сервисного обслуживания заказчиков как внутри, так и вовне, качественным сервисом, с поставкой запасных частей, агрегатов, длинноцикловых, для текущего обслуживания, бесперебойно, также, как это делают зарубежные конкуренты, так называемое 24/7 обслуживание.

ОДК выпустит полтора десятка ПД-14 для среднемагистрального МС-21-310 в 2024 году © Объединенная двигателестроительная корпорация
ОДК выпустит полтора десятка ПД-14 для среднемагистрального МС-21-310 в 2024 году © Объединенная двигателестроительная корпорация

На 15-летии ОДК было сказано и о перспективах развития продуктовой линейки ОДК. Заместитель генерального директора - генеральный конструктор корпорации Юрий Шмотин отметил, что среди перспективных направлений, в которых уже ведутся поисковые работы, гибридные и электрические силовые установки различного применения, силовые энергетические установки на базе микротурбин и топливных элементов, ГТУ большой мощности и авиационные поршневые двигатели. Юрий Шмотин напомнил, что ранее, в ходе выставки "Технопром-2023", был представлен демонстратор гибридной силовой установки. Также в 2023 году планируется завершить очередной этап научно-исследовательской работы по созданию твердооксидных топливных элементов.

Большой объем исследований связан с освоением критических технологий, которые лягут в основу конструкции перспективных газотурбинных двигателей. В частности, речь идет об использовании керамических композиционных материалов, армированной керамики, керамических покрытий, которые позволят повысить рабочие температуры в ГТД. Широкое применение полимерных композиционных материалов, в том числе при создании рабочих лопаток вентилятора двигателей большой тяги, существенно улучшит массовые характеристики. Большие перспективы улучшения характеристик связаны с внедрением интерметаллидов титана.

В двигателях будущего будут широко применяться такие технологии, как ротационная и линейная сварка трением, различные аддитивные технологии, в том числе и печать керамическими материалами. Наконец, создание надежных подшипников, редукторов, способных передавать большую мощность, открывает путь к созданию нового поколения двигателей со сверхвысокой степенью двухконтурности, а применение регулируемых лопаток вентилятора обеспечит высокий КПД изделия в широком диапазоне эксплуатационных режимов.

Находясь в тесном взаимодействии с ведущими отраслевыми институтами - ЦИАМ, ВИАМ, ЦАГИ, институтами Российской академии наук, высшими учебными заведениями, инновационными компаниями и коллективами, ОДК уверенно продвигается в направлении формирования научно-технического задела, который позволит на рубеже десятилетий запустить работы по новому поколению газотурбинных авиационных двигателей.