Конечно, примеры того, как творцы даже в преклонном возрасте сохраняют интеллектуальную силу, есть. Гете дописал вторую часть “Фауста” (достаточно неоднозначную, но не из-за упрощения, а наоборот - усложнения замысла) в 81 год. Глеб Панфилов снял “Ивана Денисовича” в 87, Андрей Смирнов в 82 выпустил настоящий шедевр “За нас с вами”, Георгий Данелия создал незаслуженно недооцененный мультфильм “Ку! Кин-дза-дза” в 83. Но все же это исключения. Гораздо чаще мы убеждаемся, что искусство, как и наука, и спорт, - это дело молодых. Ладно, зрелых сюда тоже вполне можно включить. Но в случае с пенсионерами мы чаще видим грустное угасание таланта. Тут и Гайдая, и Рязанова можно вспомнить из мэтров нашего кино.
Особенно жалко, когда авторы сами ухудшают свои лучшие творения. Как можно испортить то, что существует уже несколько десятилетий? Сделать продолжение. И законченное произведение, которое обожают миллионы, получает невнятный последыш. Как взять литровую бутылочку отличного вина и перелить в двухлитровую тару, а потом дополнить до горлышка пивом. Что получится? Фильм “Гардемарины. 1787. Мир” получится.
Я являюсь поклонником того, что было трилогией о гардемаринах. Правда, ее автор Светлана Дружинина ее в прошлом веке принялась ухудшать собственное творение. У режиссера портились отношения с актерами, она с легкостью выгоняла их. На пользу картинам это не шло. Из классического три Жигунов-Харатьян-Шевельков, которое так полюбилось публике в первой части “Гардемарины, вперед!”, сначала Дружинина убрала Шевелькова. Никиту Оленева стал играть Михаил Мамаев. Потом она рассорилась с Жигуновым - его персонаж Александр Белов совсем пропал из этой истории. В “Гардемаринах-3” мы узнаем, что его с отрядом услали на Аляску. А в картине о 1787 годе нам и вовсе сообщают, что он и Анастасия Ягужинская умерли.
Портились отношения и у актеров. Насколько знаю, Жигунов и Харатьян много лет не общаются. Хотя в первых фильмах видно, что парни реально дружны. Настолько у них хорошая химия на экране. Но у всех людей свои сложности в характерах. Надо признать главное: даже со всеми этими дурацкими перестановками “Гардемарины” совершенно заслуженно стали классикой нашего кино, потому что их делали талантливые люди во главе с режиссером. Да, это абсолютно зрительское, массовое кино, которое редко берет премии. Но я в то же время абсолютно убежден, что это авторский кинематограф. Для Дружининой это не был коммерческий проект, это была ее история, в которую она вкладывала душу.
Мы видели, как загубил “двоюродных братьев гардемаринов” Юнгвальд-Хилькевич, сняв просто ужасное окончание истории мушкетеров. Знаем, чем закончилось превращение дилогии о бременских музыкантах в трилогию. Возможно, вы помните, как Алла Сурикова плюнула в своего же бесподобного “Человека с бульвара Капуцинов” невразумительным “Человеком с бульвара Капуцинок”. К сожалению, теперь этот ряд продолжила Дружинина.
В ее новом фильме нет вообще ничего из того, чем были прекрасны прежние “Гардемарины”. Даже ее любимец Харатьян появляется только в середине. Тут главным героем становится сын Алексея Корсака - Шурка. А роман он крутит с дочерью Белова и Ягужинской Александрой. Убитый еще в ленте “Виват, Гардемарины” де Брильи вдруг оказывается жив (пожелаю здоровья Михаилу Боярскому). Вот только реплики у шевалье поистрепались, как и он сам. Вместо “Анастасия, звезда моя” он обращается к даме со словами: “Птица моя прожорливая”.
Знаете, я понял, о чем были старые фильмы этого цикла. Не о любви, не о бумагах Бестужева, не о шпагах и даже не о дружбе. Они были о несгибаемом человеке, который свое достоинство не уронит, как бы его ни старались макнуть в слякоть. А стараются очень сильно. И именно поэтому “Гардемаринов” полюбили не только любители исторического фехтования и любительницы пышных платьев. Советская интеллигенция увидела человека, который говорит: “Жизнь - Родине, честь - никому”. И ведь Алешка, Сашка, Никита (а потом и Паша Горин) отстаивают свою Россию, а не чиновничью, потому что бороться за нее им приходится не только с французским шпионом, но и с отечественными бюрократами и предателями.
Россия состоялась по принципу “всё сам”. Не благодаря власти, а вопреки. Сейчас поперхнулся где-то в своем дворце Никита Михалков (пожелаем ему тоже здоровья). Чтобы в империи возник университет, Ломоносову пришлось пешком прийти из-под Архангельска. Чтобы освоить Придонье, крестьяне из центральных губерний бежали на юг и становились казаками. Они несли с собой русский язык и православную веру. А потом в Сибирь устремились старообрядцы, спасавшиеся от гонений. И они тоже несли дальше на восток нашу культуру. А благодаря кому Амур течет по территории России? А благодаря Геннадию Невельскому (в европейской части страны практически забытая фигура и настоящая - по заслугам - легенда на Дальнем Востоке), который фактически ослушался приказа (что грозило разжалованием в матросы) и поднял русский флаг в устье Амура. Между прочим, был гардемарином.
И песни Юрия Ряшенцева, прекрасно дополнившие сюжет, ведь тоже об этом.
Но согласны и сапог и лапоть,
Как нам наши версты не любить?
Ведь браниться здесь мудрей, чем плакать,
А спасаться легче, чем ловить.
И дальше в строчку перечислим: “русский взнос за счастье милых - Не кошелек, а голова”; “разлука - вот извечный враг российских грез, разлука - вот полночный тать счастливой полночи”; “земля, где так много разлук, сама повенчает нас вдруг”; “как у кривды правды ни проси – дешева обида на Руси”.
Вот о чем были “Гардемарины”: кругом подлость, а ты не будь подлецом, люби, дружи, храни верность. И всё от сердца. А в 1787 году все наполнилось казенщиной. Боярский раздраженно кричит: “Русские своих не бросают!” Ну, де Брильи простительно. Он же пропустил “Гардемаринов-3”, не видел, как бросают, еще как бросают.
А как пафосна финальная речь Александры:
- Пусть знает, что русские не дикари, не варвары, как он нас называл, пусть знает, что русские умеют защищаться и побеждать, сострадать страдающим и снисходить грешникам!
Почему она не добавила “аминь”?
Фильмы детства я не пересматривал лет 20. Но до сих пор помню слова клятвы хранить любовь и верность принцессе Фике, данной близ города Риги. И горькую реплику Пашки Горина “Эх, гардемарины, какую победу украли!” Потому что снято так, что врезается в память на всю жизнь.