Найти тему
Роман Апрелев

Почему новые "Гардемарины" вызвали боль

Конечно, примеры того, как творцы даже в преклонном возрасте сохраняют интеллектуальную силу, есть. Гете дописал вторую часть “Фауста” (достаточно неоднозначную, но не из-за упрощения, а наоборот - усложнения замысла) в 81 год. Глеб Панфилов снял “Ивана Денисовича” в 87, Андрей Смирнов в 82 выпустил настоящий шедевр “За нас с вами”, Георгий Данелия создал незаслуженно недооцененный мультфильм “Ку! Кин-дза-дза” в 83. Но все же это исключения. Гораздо чаще мы убеждаемся, что искусство, как и наука, и спорт, - это дело молодых. Ладно, зрелых сюда тоже вполне можно включить. Но в случае с пенсионерами мы чаще видим грустное угасание таланта. Тут и Гайдая, и Рязанова можно вспомнить из мэтров нашего кино.

Кадр из фильма “Гардемарины. 1787. Мир”
Кадр из фильма “Гардемарины. 1787. Мир”

Особенно жалко, когда авторы сами ухудшают свои лучшие творения. Как можно испортить то, что существует уже несколько десятилетий? Сделать продолжение. И законченное произведение, которое обожают миллионы, получает невнятный последыш. Как взять литровую бутылочку отличного вина и перелить в двухлитровую тару, а потом дополнить до горлышка пивом. Что получится? Фильм “Гардемарины. 1787. Мир” получится.

Кадр из фильма “Гардемарины. 1787. Мир”
Кадр из фильма “Гардемарины. 1787. Мир”

Я являюсь поклонником того, что было трилогией о гардемаринах. Правда, ее автор Светлана Дружинина ее в прошлом веке принялась ухудшать собственное творение. У режиссера портились отношения с актерами, она с легкостью выгоняла их. На пользу картинам это не шло. Из классического три Жигунов-Харатьян-Шевельков, которое так полюбилось публике в первой части “Гардемарины, вперед!”, сначала Дружинина убрала Шевелькова. Никиту Оленева стал играть Михаил Мамаев. Потом она рассорилась с Жигуновым - его персонаж Александр Белов совсем пропал из этой истории. В “Гардемаринах-3” мы узнаем, что его с отрядом услали на Аляску. А в картине о 1787 годе нам и вовсе сообщают, что он и Анастасия Ягужинская умерли.

Кадр из фильма “Гардемарины. 1787. Мир”
Кадр из фильма “Гардемарины. 1787. Мир”

Портились отношения и у актеров. Насколько знаю, Жигунов и Харатьян много лет не общаются. Хотя в первых фильмах видно, что парни реально дружны. Настолько у них хорошая химия на экране. Но у всех людей свои сложности в характерах. Надо признать главное: даже со всеми этими дурацкими перестановками “Гардемарины” совершенно заслуженно стали классикой нашего кино, потому что их делали талантливые люди во главе с режиссером. Да, это абсолютно зрительское, массовое кино, которое редко берет премии. Но я в то же время абсолютно убежден, что это авторский кинематограф. Для Дружининой это не был коммерческий проект, это была ее история, в которую она вкладывала душу.

Кадр из фильма “Гардемарины. 1787. Мир”
Кадр из фильма “Гардемарины. 1787. Мир”

Мы видели, как загубил “двоюродных братьев гардемаринов” Юнгвальд-Хилькевич, сняв просто ужасное окончание истории мушкетеров. Знаем, чем закончилось превращение дилогии о бременских музыкантах в трилогию. Возможно, вы помните, как Алла Сурикова плюнула в своего же бесподобного “Человека с бульвара Капуцинов” невразумительным “Человеком с бульвара Капуцинок”. К сожалению, теперь этот ряд продолжила Дружинина.

Кадр из фильма “Гардемарины. 1787. Мир”
Кадр из фильма “Гардемарины. 1787. Мир”

В ее новом фильме нет вообще ничего из того, чем были прекрасны прежние “Гардемарины”. Даже ее любимец Харатьян появляется только в середине. Тут главным героем становится сын Алексея Корсака - Шурка. А роман он крутит с дочерью Белова и Ягужинской Александрой. Убитый еще в ленте “Виват, Гардемарины” де Брильи вдруг оказывается жив (пожелаю здоровья Михаилу Боярскому). Вот только реплики у шевалье поистрепались, как и он сам. Вместо “Анастасия, звезда моя” он обращается к даме со словами: “Птица моя прожорливая”.

Кадр из фильма “Гардемарины. 1787. Мир”
Кадр из фильма “Гардемарины. 1787. Мир”

Знаете, я понял, о чем были старые фильмы этого цикла. Не о любви, не о бумагах Бестужева, не о шпагах и даже не о дружбе. Они были о несгибаемом человеке, который свое достоинство не уронит, как бы его ни старались макнуть в слякоть. А стараются очень сильно. И именно поэтому “Гардемаринов” полюбили не только любители исторического фехтования и любительницы пышных платьев. Советская интеллигенция увидела человека, который говорит: “Жизнь - Родине, честь - никому”. И ведь Алешка, Сашка, Никита (а потом и Паша Горин) отстаивают свою Россию, а не чиновничью, потому что бороться за нее им приходится не только с французским шпионом, но и с отечественными бюрократами и предателями.

Кадр из фильма “Гардемарины. 1787. Мир”
Кадр из фильма “Гардемарины. 1787. Мир”

Россия состоялась по принципу “всё сам”. Не благодаря власти, а вопреки. Сейчас поперхнулся где-то в своем дворце Никита Михалков (пожелаем ему тоже здоровья). Чтобы в империи возник университет, Ломоносову пришлось пешком прийти из-под Архангельска. Чтобы освоить Придонье, крестьяне из центральных губерний бежали на юг и становились казаками. Они несли с собой русский язык и православную веру. А потом в Сибирь устремились старообрядцы, спасавшиеся от гонений. И они тоже несли дальше на восток нашу культуру. А благодаря кому Амур течет по территории России? А благодаря Геннадию Невельскому (в европейской части страны практически забытая фигура и настоящая - по заслугам - легенда на Дальнем Востоке), который фактически ослушался приказа (что грозило разжалованием в матросы) и поднял русский флаг в устье Амура. Между прочим, был гардемарином.

Кадр из фильма “Гардемарины. 1787. Мир”
Кадр из фильма “Гардемарины. 1787. Мир”

И песни Юрия Ряшенцева, прекрасно дополнившие сюжет, ведь тоже об этом.

Но согласны и сапог и лапоть,
Как нам наши версты не любить?
Ведь браниться здесь мудрей, чем плакать,
А спасаться легче, чем ловить.

И дальше в строчку перечислим: “русский взнос за счастье милых - Не кошелек, а голова”; “разлука - вот извечный враг российских грез, разлука - вот полночный тать счастливой полночи”; “земля, где так много разлук, сама повенчает нас вдруг”; “как у кривды правды ни проси – дешева обида на Руси”.

Кадр из фильма “Гардемарины. 1787. Мир”
Кадр из фильма “Гардемарины. 1787. Мир”

Вот о чем были “Гардемарины”: кругом подлость, а ты не будь подлецом, люби, дружи, храни верность. И всё от сердца. А в 1787 году все наполнилось казенщиной. Боярский раздраженно кричит: “Русские своих не бросают!” Ну, де Брильи простительно. Он же пропустил “Гардемаринов-3”, не видел, как бросают, еще как бросают.

А как пафосна финальная речь Александры:

- Пусть знает, что русские не дикари, не варвары, как он нас называл, пусть знает, что русские умеют защищаться и побеждать, сострадать страдающим и снисходить грешникам!

Почему она не добавила “аминь”?

Фильмы детства я не пересматривал лет 20. Но до сих пор помню слова клятвы хранить любовь и верность принцессе Фике, данной близ города Риги. И горькую реплику Пашки Горина “Эх, гардемарины, какую победу украли!” Потому что снято так, что врезается в память на всю жизнь.