Хотя война традиционно считается мужским занятием, но на самом деле с древности и женщины нередко участвовали в сражениях. А даже если и не доводилось биться с оружием в руках, то это не значит, что войны проходили мимо них. Голод, изнасилования, грабежи... Поэтому сегодня обратимся к самым известным книгам о слабом поле на войне.
“Записки кавалерист-девицы”
Прежде всего это хорошая автобиографическая литература. Стиль Надежды Дуровой хвалил Пушкин. Обычная дворянка сбежала в мужской одежде в армию. Ее верным другом был личный конь Алкид. К тому времени Надежда уже была замужем, у нее был маленький сын. Но, очевидно, семейная жизнь даму ничуть не привлекала. Она была сначала гусаром, а потом уланом. Представлялась именем Александр.
“Дневник Анны Франк”
Вот как раз пример сочинения, в котором нет ни выстрелов, ни взрывов. Еврейская девочка-интеллектуалка Анна завела дневник от одиночества. Она в записях обращалась к воображаемой подруге Китти. С 13 до 15 лет Франк фиксировала события своей жизни. Ее семья скрывалась в конторском здании, пока их не выдали. Анна попадет в концлагерь. Но это, естественно, не войдет в дневник, который останется в убежище. Неофашисты периодически пытаются оспорить подлинность дневника, но экспертиза подтвердила, что он написан девочкой.
На самом деле это обычный, довольно откровенный подростковый роман от первого лица. Я бы сравнил его с популярной книгой ”Ты тут, Господи? Это я, Маргарет”. Только, естественно, в совсем других исторических обстоятельствах.
“А зори здесь тихие...”
Может, и не лучшую, но точно самую известную художественную книгу о девушках на войне создал все-таки Мужчина. Борис Васильев обратил внимание, что о женщинах на тот момент не было ничего сказано, а ведь их на фронте и рядом были сотни тысяч! Его героини глупо гибнут, не совершая никакого подвига. Даже Лиза не добежала, утонула в болоте. Но писатель хотел показать не бестолковость девчонок, а ужас того, что они - умные, красивые, женственные - оказались на войне.
“У войны не женское лицо”
Книга, которую точно не читали ни Порошенко, ни Путин и Шойгу. Это, пожалуй, самое честное повествование о женщинах на войне. Когда Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию, некоторые злословили, что впервые литературный приз вручили “за журналистику”. Но журналистика высокого уровня сама становится частью литературы. Разве Гиляровский остался в прошлом? Его читают и поныне.
Как верно подмечает Алексиевич, историю войны у нас подменили историей победы. Из воспоминаний вытравили грязь, вшей, кровь. Собственно, саму войну. Оставили подвиги, награды, цветы, летящие на танки. Когда автор встречалась со своими респондентками, их мужья наставляли, как правильно надо рассказывать. Были две правды: как было на самом деле и как принято в газетах.
А женщинам, конечно, приходилось тяжелее. Они и физически слабее были, и для них первое время даже обмундирования не было. Одежду перешивали, а с обувью как быть? Книга Алексиевич составлена из пронзительных эпизодов “неофициальной истории”. Например, санитарка вспоминает, как надо было под Сталинградом вытащить раненого бойца. Медсестер убивали одну за другой (потери среди них были высочайшими). И тогда она встала в рост и запела. Все оцепенели - и наши, и враги. Она взвалила на спину тяжелого раненого и донесла до своих позиций.