Найти тему

Катя Лель, Мармеладный TikTok, и телевизоры, которые идут на ХХХ

Песня Кати Лель «Мой мармеладный», которой, в общем,уже двадцать лет в обед, неожиданно поднялась в ТОП-5 вирусных треков во всем мире по версии Spotify. Короче, в ноябре-декабре 2023 года он стал хитом хитов во всем мире.

Трек благополучно завирусился в англоязычном TikTok - дамы разных стран мира надевают меха и изображают загадочную русскую страсть под песню 20-летней давности про "джага-джага".

Если у Вас на телефоне по каким-то причинам нет приложения TikTok (хотя его популярность растет во всем мире в том числе, как показывают опросы, и у людей пред-пенсионного возраста), то пожалуй, надо пояснить, как выглядят такие клипы. В общем, выглядит это примерно так:

Вот так выглядит русская поп-культурная экспансия в год, когда железный занавес между Россией и Западом уже опустился почти до конца, а практика отмены всего русского захватила США и Европу.

В целом, мне интересно было бы тут поразмышлять, "кто в этом виноват, и что делать". Чем я и займусь, пожалуй.

Начнем с того, что музыкальной модой в мире сейчас правят не политики, не CNN или какой-то другой информационный кластер, не радио и не телевизор (хотя некоторые сильно взрослые титулованные дядьки почему-то до сих пор уверены, что телевизор по-прежнему лидирует в воздействии на умы). Музыкальную моду сейчас задают короткие треки из TikTok, и тому есть официальное подтверждение - однако не у нас, а там же, на загнивающем Западе.

-2

Согласно исследованиям ресурса Luminate, большинство современных потребителей предпочитают открывать для себя "старую" музыку, а не рыться в новинках.

Потребление цифровых архивов, которые состоят из не новой музыки, только к 2022 году выросло на 19% - и продолжает расти сейчас. А вот новую музыку, по данным того же Luminate, 66% пользователей открывают для себя, просматривая короткие клипы в TikTok. То есть мировой музыкальной модой сейчас в большинстве случаев правит TikTok, а пользователи скачивают музыку, знакомясь с ней благодаря коротким вирусным роликам в интернете. Ну, вот так сейчас работает музыкальная массовая поп-индустрия.

По факту, TikTok сейчас правит миром и музыкальными вкусами - как бы ни пытались телевизоры, хиты-ФМ, песни года и прочие модамейкеры тянуть одеяло на себя.

-3

Именно с ТикТок связан феномен неожиданной популярности трека 2003 года "Мой мармеладный" Кати Лель. Кто-то из блогеров с большим количеством подписчиков случайно запостил его вместе со своим видео и... начавшееся далее не поддается никакому контролю мировых СМИ, владельцев корпораций и политических анклавов: зарубежные пользователи, не понимая слов (а в особенности того, что такое загадочные "джага-джага") раскрутили мелодию большим количеством просмоторов и далее остальные кинулись поддерживать растущий тренд своими роликами, где нужно просто танцевать, соблазнительно двигаться или просто открывать рот под музыку с "джага-джага".

Примерно так было когда-то с вокализом "Трололо" 1976 года Эдуарда Хиля. The Trololo Man полюбился публики из YouTube и стал мировой сенсацией еще до появления ТикТок, в 2009 году. Помнится, тогда в Сети было много хайпа вокруг того хита.

В общем, никогда такого не было, и вот случилось снова - на этот раз, с Катей Лель.

-4

Впрочем, стоит разобраться, происходит ли это с Катей ли? Может, секрет популярности этого хита в другом? Для этого стоит коротко изложить историю певицы.

Катя Лель когда-то была девушкой на бэк-вокале у Льва Лещенко. Было это в конце 1990х и ничего особенного и уж тем более зазорного нет - многие звезды начинали свою карьеру со вторых-третьих ролей (вспомним хотя бы ту же Жанну Фриске, которую долгое время знали, как "ту темненькую из "Блестящих"), или например, первое время после переезда в Москву работали в караоке-барах.

Судьба была к Кате благосклонна: именно в группе у Льва Валерьяновича ее заметил бизнесмен Александр Волков, ставший для нее спонсором и любовью. Катя начала выпускать по сольнику ежегодно, но звездой первой величины она тогда так и не стала: дело в том, что песни ее не выбивались из привычного усредненного эшелона российской попсы -и ничем не выделялись. К тем годам, например, относятся ее песни «Я по тебе скучаю» и «Горошины». Кто их помнит и знает? Осмелюсь предположить: сейчас уже их знают только самые ярые ее фанаты - и наверное больше никто.

-5

А вот потом, в начале 2000-х годов к работе с Катей Лель подключился "тот самый" продюсера Макса Фадеева, который, как мы уже давно знаем, очень крут, известен многими интересными проектами - и ,к слову, в своей карьере смог вывести российскую группу "Тату" на мировой уровень. Этого же успеха за рубежом пытались тогда достичь многие российские звезды - но "T.a.t.u" Макса Фадеева до сих пор остается единственной российской группой, поп-успех которой за рубежом был поистине огромным.

Однако вернемся к Кате Лель. Вы знаете, что за всю карьеру у нее вышло 10 альбомов? А сколько песен Кати Лель вы помните?

Уверен: только то, что она сделала под началом Макса Фадеева. В основном - именно хит "Мой мармеладный", ну и еще памятные «Муси-пуси».

Никто из музыкантов до сих пор не может точно сказать, каков рецепт эстрадного хита. Это касается не только "Мармеладного" - но и всех хитов в целом. Часто неожиданно выстреливают песни, на которые никто не делает ставок, включая самих авторов. И наоборот - потенциальные хиты по мнению продюсеров, часто не находят отклика у публики. В этом деле надеяться можно только на продюсерскую "чуйка" - которая у Макса Фадеева работает великолепно.

К слову, Фадеев не был уверен в том, что "Мармеладный" станет хитом. Есть информация, что он пытался уничтожить уже записанный трек, когда был в плохом настроении. Впрочем, как видите, трек до сих пор цел и даже очень хорошо себя чувствует.

-6

Есть и еще одна составляющая всей этой новой славы старого хита. Судя по всему, жители мира подсознательно не хотят переустройства миропорядка, которое затеяли политики. И голосуют против отмены всего русского - неявно, но таким вот способом.

Кстати, так считает и сам Макс Фадеев.

"Моя песня "Мой мармеладный" - в мировом топ-5 в Spotify и в мировом топ-10 Shazam... - написал Макс Фадеев в ответ на новости о внезапном мировом успехе его старой песни. - Именно сегодня, в условиях так называемой "отмены" всего русского, песня на русском языке взлетела в мировых чартах. Я всегда говорил, что однажды благодаря нашей культуре множество сбитых с толку людей снова повернутся к России лицом. Люди не хотят отмены русской культуры, они ее любят, что и доказал успех песни "Мой мармеладный" спустя 20 лет с момента ее релиза".

В общем, я думаю, что и Катю Лель, и Макса Фадеева еще не раз спросят о рецептах успеха и о том, что они думают о неожиданном возвращении старого хита.

Но вот я думаю, что ничего особенного они не расскажут. Слава в TikTok похожа на рулетку в казино - она вываливает числа, подчиняясь хаотичному движению. Примерно с тем же успехом можно вычислять амплитуду волн морских во время вселенского шторма. Хотя тенденции при этом все равно вырисовываются весьма интересные.

Надеюсь, вам было интересно. Спасибо за внимание.

Читайте также на моем канале: