145,6K подписчиков

Портрет любимой женщины

44K прочитали
Источник stylishbag.ru
Источник stylishbag.ru

1967 год

Антонина вошла в кабинет директора школы и поздоровалась с начальством:
- Здравствуйте, Нина Сергеевна. Вызывали?
- Антонина Васильевна, проходите, дело у меня к вам есть. Вернее, даже не у меня, а у нашей школы...
- Не понимаю вас, - Тоня сложила руки на столе и внимательно посмотрела на директора.
- Вы у нас ведете уроки рисования и вам ближе по духу будет наш гость, который посетит наше учебное заведение на следующей неделе.
- Вы пригласили в школу художника? Но зачем? - удивилась Тоня. Никогда ранее их не посещали художники. - Это же не дом культуры, а школа!
- Это не обычный художник, это ветеран, фронтовик. У него есть рисунки, которые он делал во время войны. Представляете, как ребятам будет интересно?
- На самом деле интересно... - пробормотала Тоня. - Но как вы его уговорили? Насколько мне известно, ветераны не особенно любят рассказывать о тех тяжелых годах.
- Боль немного утихла за двадцать два года, притупилась, а нынешнее поколение уже начинает это все воспринимать как сказки. Так что мы решили устроить такой вот классный час для детей.
- И что, в каждый класс ходить будет?
- Нет, мы соберем детей в актовом зале, Дмитрий Алексеевич предложил устроить что-то вроде выставки. Он принесет рисунки и по этим рисункам будет рассказывать их историю.
- Замечательная идея, особенно важно, что это происходит накануне дня Победы, - кивнула в знак одобрения Тоня.
- Значит, в следующую среду вы, Антонина Васильевна, поможете организовать эту выставку рисунков.

*****

В день, когда Дмитрий Алексеевич решил посетить школу, Антонина с утра хозяйничала в актовом зале. Она принесла графин с водой, вытерла сама всю пыль, которую уборщица не заметила и на всякий случай из медпункта принесла аптечку, мало ли что? Человек он, по видимому, не молодой.

Но увидев в дверях гостя, она обомлела. Не таким она представляла Дмитрия Алексеевича... К ней подходил высокий и статный мужчина, у которого в глазах были веселые искорки. Она знала, что ему пятьдесят три года, но только седые волосы выдавали в нем возраст.
- Здравствуй, милая девушка, я Дмитрий Алексеевич Ступин, - он взял ее руку и нежно поцеловал.
- Антонина Васильевна, - краснея, произнесла девушка.
- Все ли готово к встрече с учениками?
- Да, Дмитрий Алексеевич. Я благодарю вас за то, что вы смогли выбрать время и посетить нашу школу.
- Ну что вы? Как я мог остаться в стороне, когда молодое поколение начинает принижать значение победы нашей страны?
- Ну не совсем так, вы не правы... - смутилась Антонина.
- Разве? - он улыбнулся шикарной улыбкой, а Тоня посмотрела ему в глаза:
- Наши дети хорошо знают историю.
- Но лишь из учебников и пособий, - заметил он. - А надо, чтобы слышали из первых уст.
- Да, вы правы. Ну что, я зову ребят?
- Зовите, милая, зовите.

Два часа без устали Дмитрий Алексеевич рассказывал ребятам историю каждого из рисунков, которые расположил на столе. В его глазах проскальзывала грусть и печаль, когда он вспоминал о боевых товарищах, и радость, когда он говорил с гордостью о выигранном бое...

Когда уже настала пора прощаться и дети покинули актовый зал, Дмитрий Алексеевич попросил Тоню помочь ему собрать рисунки.

Она сложила стопку и пошла вдоль сдвинутых столов и вдруг нечаянно задела папку и она упала на пол.
- Простите! Ой, тут еще рисунки, вы их не показывали, - заметила она, собирая наброски, но он вдруг подбежал и стал помогать ей быстро их собирать. Вдруг один из рисунков привлек ее внимание. Быстро схватив листок, она ахнула.
- Кто это?
- Это не важно... - забирая у нее из рук рисунок, он сложил его в папку.
- Это тайна? - сердце ее бешено забилось.
- Это моя тайна, мой грех и мое наказание.
- Расскажите.
- Антонина Васильевна, все что я хотел рассказать, я рассказал. Надо было оставить эти рисунки дома, на кой черт я их сложил в общую папку? -
раздраженно проворчал он.

Когда Дмитрий Алексеевич ушел, Тоня отправилась к директору.
- Нина Сергеевна, мне очень нужен адрес нашего гостя.
- Зачем он тебе? - удивилась Нина Сергеевна. - Разве не хватило вам двух часов? Пусть человек отдыхает, он и так многое сделал для наших ребят.
- Я хотела бы организовать подарок от нашей школы и пусть ребята сделают его своими руками.
- Ну что же, неплохая идея. Вот адрес, - Нина Сергеевна написала его на листке и протянула Тоне.

Несколько дней Тоня и несколько ребят трудились над подарком ветерану. Девочки вышили панно, на котором голубь держал в клюве ленту. А мальчишки сделали из гипса миниатюру вечного огня, раскрасив его в соответствующие цвета.

- Я сама отнесу это Дмитрию Алексеевичу, а вы сделайте еще открытки и я их ему передам.

6 Мая Антонина поднималась на третий этаж неся в руках подарки для Дмитрия Алексеевича. Ей было немного тяжело, но дети делали эти подарки с любовью.
Дмитрий Алексеевич встретил ее удивленно, но расплылся в улыбке, увидев дары от школьников.
- Проходите, милая Тонечка, я вас чаем напою.

Тоня не стала отказываться, ведь она все это придумала лишь для того, чтобы вывести его на разговор. Ей было важно знать ответ на свой вопрос.

- Дмитрий Алексеевич, простите еще раз мое любопытство, - помешивая сахар в чашке, произнесла Тоня. - Но расскажите о портрете девушки, который вы сохранили в папке и не показывали детям. И почему вы сказали о нем как-то странно? Сейчас вспомню... Это моя тайна, мой грех, и мое наказание.
- Значит, вы именно за этим сюда пришли? - недовольно спросил он.
- Нет, что вы! - вспыхнула Тоня и покраснела. - Но мне правда очень интересна история этого рисунка. Обещаю, это останется между нами.

Он смотрел на нее внимательным взглядом, а потом вздохнул и тихо произнес:

- Ну что же...Скрывать уже это не имеет смысла, да и вы поймете, насколько все банально. Эта девушка на портрете - Машенька, наша связистка. Я рисовал ее после победы в Сталинградской битве. Любовь у нас с ней случилась. Грешная любовь... Я ведь женат был, хоть и не довелось нам с женой родить детей, но Любочка все же супругой моей была, любила и ждала меня. А я вот не очень хорошим мужем оказался. Любил я Машеньку, а бросить жену не мог. Чувствовал себя очень гадко - Люба мне носки зимние вяжет, рукавицы шьет, да табак из дома присылает, а я тут со связисткой кувыркаюсь. Но сердцу не прикажешь, тянуло меня к ней, не было сил все прекратить. А в январе сорок пятого наши пути разошлись. Я в госпиталь попал, а наши дальше пошли. Когда выписался и вернулся к своим, то уже победу праздновали. Машенька тогда домой уехала, знала она, что женат я и супругу не брошу, вот и исчезла из моей жизни, а я к жене вернулся в Вологду. Но сердцем всегда с Машей был, знал адрес, но писать не смел, вдруг замуж вышла, а тут я со своими чувствами. Мучился я ужасно... Вот так и вышло, что девушка на портрете - это моя тайна, мой грех перед женой и мое наказание, потому что любил я ее и страдал многие годы. Это мне расплата за то, что жене не верен был.
- Ваша жена видела этот портрет?
- Видела, - кивнул он. - Но даже ни о чем не догадывалась, у меня много портретов сослуживцев было.
- А где сейчас ваша жена?
- Любочка умерла три года назад, сердце...
- А дети есть? - тихо спросила Тоня.
- Нет, не получилось у нас с Любой родить детей. Вот и живу один, рисую, да по школам хожу.

Тоня молча посмотрела в окно, сердце ее сжималось от жалости к этим людям.

- Теперь позвольте и мне любопытство проявить, - Дмитрий Алексеевич подлил ей чай в чашку. - Почему вас так заинтересовал этот портрет?
- Я сирота, - вздохнула Тоня. - Мама родила меня в августе 1945 года. Отца у меня не было, в семье вообще были под запретом вопросы об отце. Мама сказала, что он умер. Но я часто видела ее грустные глаза, когда она рассматривала снимки. А позже я поняла - нагулянная я. Отчество у меня от дедушки, фамилия мамина, значит, замужем она не была.
В пятьдесят втором году умерла моя бабушка, а четыре года назад мамы не стало, несчастный случай на производстве.
- Бедная девочка. Но какое это имеет отношение к портрету? - спросил мужчина.
- Дело в том, что на портрете моя мама... - прошептала Тоня, чувствуя, как скользит слеза по щеке.

Повисла пауза, Дмитрий Алексеевич переваривал услышанное, затем едва промолвил:
- Этого не может быть...
- Но это она.
- Когда, говоришь, ты родилась?
- В августе 1945 года в Подмосковье, - ответила Тоня.

Дмитрий Алексеевич стал считать и взгляд его был каким-то отрешенным.
- Я пойду, пожалуй, - Тоня поднялась и пошла к выходу из кухни.
- Стой, я прошу тебя, стой... - прошептал он, глядя ей в глаза. - Не уходи...

Тоня вернулась и села на стул.
- Как вы здесь с матерью оказались? - потребовал он ответа.
- Когда мне было восемь лет, мама вышла замуж за дядю Колю и они переехали сюда. Когда мне было двенадцать, дядя Коля ушел к другой женщине, не получилось у мамы с отчимом семьи, не любила она его. Мама на производстве работала, квартиру ей дали, вот и не возвращались в сельский дом бабушки, что делать там, в деревне? У меня была тяга к рисованию и мама отдала меня на кружок, а потом в художественную школу.
- Ты моя дочь.. - выдохнул он. - Я все посчитал. Все сходится... Я только сейчас понял, что удивляет меня в тебе.
- И что же?
- Ты похожа на мою маму, то есть на свою бабушку. А тяга к рисованию и талант от меня. Ты моя дочь, без сомнения.

Тоня это и так поняла, еще когда Дмитрий Алексеевич рассказывал об истории рисунка.
- У меня никогда не было отца.. Я не знаю, что такое быть папиной дочкой.
- А у меня никогда не было ребенка, но видимо, свыше есть Господь над нами, что он сжалился надо мной за все мои страдания. Не смотри на меня так, жизнь заставила верующим стать...

ЭПИЛОГ

Сперва Тоня часто навещала отца, а потом и вовсе перебралась к нему жить. Он научил ее разным техникам рисования, по ее просьбе организовал художественный кружок и жизнь его заиграла другими красками, когда он обучал детишек рисованию. Спустя год он познакомил ее с одним из своих взрослых учеников, который брал уроки у него дома и Тоня вышла за него замуж.
Вот так один написанный портрет много лет назад изменил его жизнь в будущем. Именно благодаря этому портрету он нашел свою дочь, а спустя время стал дедом и окунулся в эту радостную, полную приятных забот жизнь.

Спасибо за то, что прочитали мою короткую историю. Другие рассказы можно найти в
НАВИГАЦИИ. Так же создано сообщество ВКонтакте для тех, кому удобнее читать через соцсеть.