Найти в Дзене
Alterlit Creative Group™

Рецензия на фильм «Создатель» / The Creator

Получить подтверждение теории о том, что жизнь — бесконечная борьба всевозможных конкурирующих сущностей, можно различными способами, например, прочитав Хоббса и Ницше, или же просто наблюдая за тенденциями развития отечественного и голливудского кино. Не успел я порадоваться успеху Петра Фёдорова, снявшего визуально совершенный идиотизм высшего сорта под названием «Ласт Квест», как Голливуд нанёс ответный удар, и ценой неимоверных усилий вырвал из рук российских кинематографистов переходящий вымпел «Идиот креативного труда».

И как бы мне не было тяжело признавать временное поражение соотечественников, чувство долга требует подробно разобрать новейшую франшизу, зародившуюся под благородным лозунгом «создано идиотами для идиотов».

-2

год: 2023
режиссёр: Гаррет Эдвардс
в ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Мэделин Юна Войлс, Джемма Чан, Эллисон Дженни, Кэн Ватанабэ, Стерджил Симпсон, Амер Чадха-Пател

Итак, фильм «Создатель» повествует о недалёком будущем, когда, по версии авторов, искусственный интеллект достиг таких высот, что полностью сравнялся с человеческим. Причём в качестве формы существования ИИ выбрал не бестелесную анонимность компьютационного облака, а вполне физические человекоподобные тела. Роботы, внешне слегка напоминающие плоды фантазии Азимова или даже ржавых киборгов из «Кибердеревни», стремительно вошли в общественную жизнь и начали мирно сосуществовать с людьми. Параллельно эволюционировал особый подвид роботов под названием «симы», представляющие собой копии сознания умерших людей, перед смертью завещавших свой мозг искусственному интеллекту. Некоторое время всё шло прекрасно, но едва роботов стали призывать в армию, как они неожиданно взбунтовались и взорвали атомную бомбу прямо в центре Лос-Анджелеса.

И не то чтобы кому-то было сильно жалко калифорнийских либералов, но отговорка роботов звучала уж очень оскорбительно — мол, люди сами виноваты, написали наш программный код с ошибками, откуда нам знать, что убить несколько миллионов это плохо? Но теперь мы поняли, что слегка погорячились, больше так не будем. На удивление, искусственному интеллекту на слово никто не поверил, и началась очередная мировая война. Особенно сильными позиции роботов оказались в Азии, где они вместе с симпатизирующими им людьми даже основали собственное государство с крайне оригинальным названием Новая Азия.

-3

Главный герой фильма, сержант американского спецназа по имени Джошуа, получает особое задание — втереться в доверие к азиатским роботам и вычислить местонахождение некого Нимраты, гуру кибернетики, работающего над новым видом оружием для железяк. Однако в процессе выполнения миссии Джошуа влюбляется в свою информаторшу — дочь Нимраты — которая в итоге беременеет, после чего герой фактически забывает о задании и начинает жить тихой семейной жизнью на райском островке у берегов Тайланда. Но правительство США, не получив донесения от своего агента, решает не церемониться с проклятыми террористами и тупо выжигает весь остров хай-тек напалмом, а протагонист получает возможность понаблюдать за гибелью жены. Вышеупомянутое нервное потрясение вызывает у Джошуа некоторую неприязнь к вооружённым силам и он уходит в отставку.

Проходит пять лет, и бывшие коллеги неожиданно навещают Джошуа. Оказывается, что Нимрату так и не накрыло авиаударом, и за прошедшие годы он умудрился создать супероружие под названием Альфа, способное взять под контроль всю электронику на планете. К тому же, выясняется, что жена Джошуа тоже выжила и поэтому он является единственным кандидатом, способным быстро подобраться к Нимрате и уничтожить вундерваффе киборгов. В надежде снова увидеть любимую, Джошуа соглашается, но не может себе и представить, что Альфа окажется кибернетической версией его нерождённой дочери, а значит ему предстоит выбор между семьёй и родиной.

-4

Ещё задолго до выхода картины на экран «Создатель» отметился весьма агрессивной рекламной кампанией. Маркетологи позиционировали фильм если не как новое слово в научной фантастике, то как минимум как свежую и оригинальную франшизу, подобную глотку воздуха для зрителя, утопающего в море римейков, рибутов и экранизаций комиксов. И правда, на первый взгляд, потенциал фильма огромен. Темы исследования человеческого и искусственного интеллекта, межвидовой борьбы, эволюции и синергии практически неисчерпаемы, и при желании тут можно без труда снять новый «Вестворлд». Мало того, в первые минуты хронометража фильм и правда кажется интересным, в первую очередь благодаря прекрасному визуальному исполнению, эстетике лайт-киберпанка и оригинальному дизайну техники.

Но чуда не происходит и потенциально наиболее интересные моменты проекта остаются не просто не раскрытыми, но даже минимально не разъяснёнными. В частности, фильм, вроде бы посвящённый исследованию взаимоотношений роботов и людей, не уделяет ни секунды столь важному моменту, как психология и мотивация роботов. Согласно видению авторов, роботы практически идентичны людям — носят одежду, хотя она им не нужна, едят, пьют и спят (-sic!!!), хотя их тело явно не биологического происхождения, оплакивают своих мёртвых, хотя по сути бессмертны и их сознание можно элементарно перенести в новое тело. И если репликантам из работ Филипа Дика, как чисто биологическим машинам, был смысл пытаться воспроизвести эмоциональные связи людей, то зачем механизмам подражать людям в абсолютно непродуктивных областях, включая религию (в фильме есть даже роботы-монахи, читающие проповеди о ценности всех форм жизни) — совершенно непонятно. У того же Карела Чапека роботы носились с последними людьми из чисто утилитарных соображений, поскольку не могли воспроизводить себя, но тут-то, учитывая уровень развития технологий и полную автономность искусственного интеллекта, дружелюбие роботов удивляет.

Свою лепту вносят также зияющие дыры сценария, быстро разрушающие любые иллюзии, поскольку даже эстетически прекрасный фильм невозможно смотреть, если каждую минуту приходится хвататься за голову от происходящего на экране идиотизма высшей пробы. Как известно, общий принцип построения жизнеспособной структуры сюжета весьма прост — каждое явление и сюжетный вираж должны быть либо подчинены некой общей идее фильма, либо обусловлены очевидной причинно-следственной связью. Но похоже, что авторы решительно забыли эту максиму, а может быть, никогда её и не знали, поскольку большую часть сценария занимают дикие глупости, условности и прочие deus ex machina.

Начнём с того, что поскольку нравы в будущем ультра-либеральные и инклюзивные, протагонист-спецназовец является ампутантом без одной руки и одной ноги. Понятно, что негр-инвалид позволяет поставить целых две галочки в графе «политкорректность», но кроме этого, какую сценарную задачу решает данный ход? Про боевую эффективность такого солдата даже не хочется упоминать, тем более она постоянно меняется согласно нуждам сюжета — то полимерную руку герою отрывает первый попавшийся робот, то он ей же пробивает стальные листы. К тому же, не совсем понятно, с чего это авторы пожадничали — если уж сделали протагониста негром и инвалидом, так сделайте заодно геем и хасидом, так будет совсем замечательно.

Под стать кадровой политике и общая стратегическая мудрость американской армии — если у вас есть скромная Звезда Смерти, способная беспрепятственно наносить удары с орбиты, какой смысл вообще заниматься играми с внедрением агента, кроме создания возможности для агента влюбиться и продвинуть вперёд сюжет? Тем более, что так и не получив от него никакой ценной информации, вы всё равно принимаете решение о ковровых бомбардировках? Как вообще можно не знать, где находятся базы роботов, если они живут не где-нибудь в джунглях или пещерах Тора-Бора, а в прекрасно видимом со спутника здании АЭС? О бессовестном попрании законов физики не хочется даже вспоминать — я понимаю, что авторы не могли устоять перед соблазном скопировать наиболее эффектные сцены из «Аватара», но факт того, что взвод 500-тонных танков размером с трёхэтажный дом сумел тихо и незаметно подкрасться к спящей деревеньке роботов, не укладывается в голове.

-5

Концентрированный абсурд в области высоких технологий также вызывает изжогу — у роботов есть кнопка «ВКЛ/ВЫКЛ», что, конечно, сильно помогает людям в бою, а техника людей аккуратно подсвечивает цели красивыми лазерными рамочками — чтобы враги точно знали, куда полетит снаряд и успели отбежать на безопасное расстояние. Во время перестрелок все стоят как дуэлянты, роботы то убиваются, то не убиваются с одного выстрела, ракетам людей то требуется, то не требуется маячок для наведения, а у стратегической орбитальной платформы нет даже простейшей системы ПВО и взять её на абордаж может любой шаттл, завершив тем самым очередную сюжетную линию. Бесценную орбитальную станцию защищает ровно пять человек. И наконец, полковник стратегического командования США — дама сильно под 60 и явно не спортсменка — регулярно летает на миссии, участвует в перестрелках, взламывает мозги роботам, и в целом, делает чёрную работу. Я ещё могу понять, когда Дарт Вейдер в маршальском чине лично рубит повстанцев световым мечом — с ним Сила и он один стоит батальона штурмовиков, но тут штабные навыки дамы скорее мешают.

Кстати, я не зря вспомнил о вселенной «Звёздных войн» — будучи неприятно удивлён откровенной тупости фильма, я попытался найти некое разумное объяснение этому феномену. Ознакомившись с биографией режиссёра, я констатировал, что Эдвардс в своё время снял приквел классической трилогии под названием «Изгой-один», после чего всё немедленно встало на свои места. Увы, но креативная группа, решив сделать коммерчески успешное кино для тупых детей, не учла тот факт, что она и сама не далеко ушла от целевой аудитории, и уж точно не ровня Лукасу и Курцу. И хотя в сценарии изредка встречаются весьма удачные моменты, в частности, прекрасно показаны либералы, протестующие против людей и поддерживающие роботов-беженцев, а также замещение человека роботами, в целом фильм не может предложить аудитории ничего, кроме красивой картинки.

-6

Труппа подобрана очень неплохо, к тому же, учитывая специфику вселенной фильма, продюсеры придумали гениальный ход — поскольку роботы обожают копировать личности людей, то часть актёров играют сразу роль как оригинала, так и цифровой копии. Джон Дэвид Вашингтон прилагает все возможные усилия, но картонная природа персонажа и пока не доросший до уровня отца талант не дают ему шанса. Мэделин Юна Войлс весьма актуальна в роли Альфы — андрогины нынче в моде, и далеко не сразу понятно, девочка это или мальчик. Джемма Чан стерильна и одномерна в роли Майи, а замечательному профессионалу Кэну Ватанабэ очевидно тесно в роли командира роботов. Единственная, кому повезло с ролью, это Эллисон Дженни, играющая полковника ВВС — старушка получилась очень боевой, целеустремлённой и рациональной, прямо Куотридж в юбке, выгодно отличаясь от серой массы остальных персонажей.

Итог: как в своё время метко подметил комиссар Кристини, идиотизм в цвете выглядит красиво. Очередная визуально прекрасная, но мертворожденная попытка голливудских финансистов создать новую франшизу, используя бизнес-модель «Звёздных войн». Громадный загубленный потенциал. Заинтересует разве что отстающих в развитии детей младших классов.

Александр Костин для портала Альтерлит