Жители Ленобласти и Петербурга традиционно с 1 декабря смогут самостоятельно заготавливать себе елки в местных лесах. Все по закону, официально. Но по мнению ряда экспертов эта новогодняя акция не так уж безобидна.
Самостоятельно вырубать елки можно будет вплоть до 10 января. Основное правило остается неизменным уже 8 лет: один человек по паспорту может оформить одно дерево высотой до трех метров. Причем вырублено оно может быть только на определенном в документах участке, сообщили в пресс-службе правительства 47-го региона.
«Лучше всего конечно это делать с семьей, поскольку Новый год ― праздник семейный ― вместе выбрать ту елочку, которая вам понравится. За годы акции, а бесплатно елки выдаются с 2016 года, для многих это стало доброй новогодней традицией», ― поделился и.о. председателя областного комитета по природным ресурсам Федор Стулов.
В прошлом году жители только в Ленобласти заключили 25 575 договоров на заготовку елей, а значит – свалили как минимум такое же число деревьев. Это по документам. Больше всего рубили в Ломоносовском, Всеволожском, Гатчинском и Рощинском лесничествах. При этом лесная охрана провела за прошлогоднюю акцию более 2,3 тысячи рейдов по охране хвойных молодняков.
Новый год, елка в доме, хвойный запах, традиции – все это понятно, все это прекрасно. Но что будет с лесным фондом региона после таких вот бесплатных акций? По словам эколога, руководителя общественного движения «Экологическая милиция» Сергея Грибалева, подобные разрешения региональных властей приводят порой к печальным последствиям с учетом, что правила вырубки деревьев среднестатистическим гражданам не особо знакомы.
«Ощущение возможности зайти в лес и просто срубить себе елку может привести к тому, что это будет происходить в тех местах, где природа очень ранима. Например, мы фиксировали, когда в лесу высокий снежный покров, человек срубил себе елку, а потом летом видно, что там еще до корня метр или полметра. А кто-то вообще заходит и верхушку дерева отпиливает, чтобы удобнее было. Это все, я считаю, и ни с правовой точки зрения, ни с эстетической неприемлемо», – сетует собеседник нашего издания.
Эксперт полагает, что «лесные» решения властей не особо последовательны: зимой разрешают рубить себе елки в лесу, а летом запрещают посещать карьеры. В июне, как сообщала «Точка», туда сохранили доступ лишь экстренным службам и должностным лицам. Это якобы было нужно для сохранения здоровья и жизней граждан. Впрочем, две недели назад постановление правительства Ленобласти было отменено по требованию прокуратуры.
«Одной рукой разрешаем елочки рубить, другой рукой запрещаем летом в карьерах купаться. Мне кажется, это все от того, что региональные власти не в состоянии навести порядок в лесу, поэтому так и получается. Сейчас мы помимо вот таких загубленных елочек видим массу брошенной древесины, которую просто из леса не увозят. Например, не успели реализовать, и она просто сгнила. Такую бесхозяйственность в лесах, к сожалению, мы видим постоянно», – поделился мнением Сергей Грибалев.
По словам спикера, в советский период в Ленобласти работали порядка 10 тысяч сотрудников лесного фонда, а сейчас – по 2-3 лесничих на район. Раньше, кроме участкового лесничего, на территории работали еще и помощник, и мастера. И наш эксперт полагает, что именно в прежнем виде необходимо возрождать институт лесничества.
«Те цифры по состоянию лесного фонда, которые идут в министерство природных ресурсов, Рослесхоз, администрацию президента, совершенно не сопоставимы с тем, что происходит на самом деле в лесу. Очень много сейчас у нас просто загубленного леса. Даже идет вопрос сейчас не о самовольной вырубке – с этим полиция худо-бедно справляется, дело в большом количестве древостоя, который просто заброшен и становится очагом развития жучков и других вредителей», – уточнил эколог.
Также Сергей Грибалев удивляется недальновидности людей, заявляющих, мол, лес – возобновляемый ресурс, вырастет еще. По его словам, например, пятилетний ребенок на месте вырубок увидит «лысину» вместо бора, а вновь выросшим деревом на этом месте сможет полюбоваться только в глубокой старости.
«Идет разрушение той могучей системы, которая была в советский период, когда было большое количество работников лесного фонда. Я считаю, что лес – это важная для нашей страны стратегическая составляющая, которая должна быть в руках государства», – подвел итог спикер.
Ранее «Точка» писала о том, что у карьера Дубровка снова рубят лес.
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ.
Источник: https://iatochka.news/