Еще несколько лет назад без американских двигателей Сummins невозможно было представить российский автопром. Они фактически нацеливались на роль главного дизеля страны. Но теперь времена кардинально изменились, и пошел откат. Однако не стоит думать, что «эра Cummins» завершилась в России.
По сути не сегодня, а вчера проблема с замещением Cummins встала во весь рост. Дело в том, что с 2010 года на выпускаемый коммерческий ряд автомобилей Группы ГАЗ, и прежде всего семейство «Газелей», устанавливались дизели ISF 2.8 китайского производства, который выпускает совместное предприятие Beijing Foton Cummins Engine Company Limited (BFCEC), расположенное в Пекине.
Руководители и топ-менеджмент много раз заявляли, что импортировать такой дизель выгоднее, чем организовать выпуск аналогичного двигателя в РФ. Все равно американо-китайский мотор дешевле. Но дело в том, что Группа ГАЗ еще в 2018 году оказалась в санкционных списках Минфина США. И над нижегородским автопроизводителем подвис «дамоклов меч». Правда, введение непосредственно собственно самих санкций откладывалось каждые полгода. И такие «проволочки» американцы дотянули до 2022 года, когда объявили о введении собственно санкционных ограничений.
В руководстве российского автопроизводителя прекрасно понимали, что когда-нибудь они ударят. Об этом еще в ноябре 2020 года докладывала вице-президент Группы ГАЗ Ирина Матвеева на круглом столе в Совете Федерации. Она перечисляла позиции, которые являются критическими.
Группа ГАЗ не сидела сложа руки, и в результате на свет появился дизельный двигатель, который теперь устанавливают вместо Cummins в моторные отсеки ныне выпускаемых автомобилей ГАЗель Next, а также новые автомобили ГАЗа как «Соболь NN», «Газель NN» и «Валдай 8». Это легкий дизельный двигатель G 2.5. И как утверждает пресс-центр Группы ГАЗ, благодаря современной высокотехнологичной конструкции со стальным кованным коленвалом и алюминиевой головкой блока цилиндров силовые агрегаты G-серии объемом 2,5 л и мощностью 150 л.с. обладают низким весом, а небольшой объем, высокое давление впрыска топлива (2 000 бар) и оптимальные калибровки двигателя обеспечивают низкий расход топлива.
Понятно, что за основу нового российского дизеля G-серии китайский мотор Foton. Пока нет речи о полной локализации данного двигателя - все в процессе, работа идет. Локализация производства ведется в Нижнем Новгороде. Напомним, что в прошлом году пресс-центр Группы ГАЗ рассказал о появлении новой структурной единицы в 2021 году – Нижегородском литейном заводе (НЛЗ). Тогда же и была приоткрыта завеса о новом малом дизеле, заготовки для которого делают на этом новом предприятии.
НЛЗ станет площадкой, где будут делать отливки и для малого дизеля, который до сих пор в России не выпускался, — отмечал тогда президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин.
Но каково было наше удивление, когда на выставке Comtrans-2023, прошедшей в Москве в начале осени, где на суд грузоперевозчиков был выставлен новый российский грузовик. Это седельный тягач "Валдай 45", рассчитанный на эксплуатацию в составе автопоезда полной массой до 45 тонн. Тягач будет выпускать АО "Нижегородские грузовые автомобили" (АО НГА).
Новый отечественный магистральник станет вызовом китайским автопроизводителям, которые ведут агрессивную экспансию в этом сегменте российского авторынка.
Седельный тягач "Валдай 45" - первенец этого модельного ряда. Он построен в сотрудничестве с китайским автопроизводителем Foton. Это модель Foton EST1846, оснащенная 12-литровым двигателем Cummins мощностью 470 л.с. и 12-ступенчатой роботизированной коробкой передач. В общем, опять Cummins!!!
Впрочем, сразу выпустить локализованный тягач, молодому автопроизводителю не под силу. Поэтому на начальном этапе предусмотрена SKD-сборка с доставкой всех основных агрегатов из Китая. Но в планах глубокая локализация.
Уже в следующем 2024 году планируется производство с полным циклом (сварка, окраска и установка навесного оборудования). Также в планах перевод на агрегаты российского производства - двигатели и коробки передач ЯМЗ.
То есть, иными словами процесс замещения Cummins продолжится. Интересно посмотреть с этой точки зрения на линейку грузовой и коммерческой техники «Валдай». На новую модель среднетоннажника «Валдай 8» с полной массой 7,5 тонн и грузоподъемностью шасси до 4,6 т в качестве силового агрегата используют уже упоминаемый выше отечественный мотор G-серии объемом 2,5 л, мощностью 150 л.с.
Следующая модель среднетоннажника «Валдай 12» грузоподъемностью шасси до 8 тонн и полной массой 12 тонн, является одной из самых глубоколокализованных моделей, оснащена ярославским дизелем ЯМЗ-534 мощностью 170 л.с.
На следующие более старшие модели линейки, грузовики «Валдай 18» и «Валдай 33», как было показано на выставке Comtrans-2023, будут устанавливаться силовые агрегаты мощностью 261 и 400 л.с. Пока об их локализации говорить рано.
Но на самую старшую модель «Валдай 45», с высокой вероятностью, будут примерять новый ярославский дизель ЯМЗ-770. Поскольку по мощностным характеристикам ярославский дизель ЯМЗ-650 вряд ли подходит. Напомним, что мощностной диапазон этого локализованного лицензионного агрегата Renault dCi11 составляет 286-422 л.с. Наш канал рассказывал увлекательную историю появления этого тяжелого дизеля объемом 11 л в модельной линейке российского двигателестроителя.
Сегодня в Ярославле проводятся стендовые испытания двигателя ЯМЗ-770 объемом 12,42 л. Моторы этого семейства покрывают широкий диапазон мощности (360-620 л.с.) и крутящего момента 2200-2550 Нм. Впервые об этой серии силовых агрегатов стало известно в 2016 году. У них полностью оригинальный блок цилиндров, головка блока, коленвал, а степень локализации свыше 90%. Таким образом, новый рядный отечественный 6-цилиндровый дизель с размерностью цилиндра 130х156 мм идеальный кандидат для моторизации новой линейки тяжелых грузовиков АО НГА.
Но наш рассказ охватывает не весь процесс "камминз-замещения" в стране. О том, как работает предприятие "Кама Дизель" (бывш. СП "Камминз-КАМА") предстоит особый разговор.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz