Найти тему
ПроАвтобизнес

Как французский дизель стал российским мотором

Эта история началась еще в далекие нулевые, когда на мировом рынке грузовой техники начались процессы консолидации и укрупнения автопроизводителей. По сути, этот процесс продолжается и сегодня. Глобализация связей и концентрация производств приводит к тому, что одни автопроизводители переходят под контроль других. Именно при одной такой сделке и началась история российского мотора, выпускаемого сегодня. Речь идет о семействе тяжелых дизелей ЯМЗ-650.

-2

В те годы владельцем грузового подразделения Renault Truck становится шведский грузовой гигант Volvo Truck. У французской компании имелись мощные производственные активы, в частности, завод двигателей. Процессы внутри компаний после приобретения подлежали оптимизации, ведь до этого момента они работали раздельно. У каждой под свою производственную программу были настроены производство и поставки. Выявилось, что дизельный мотор Renault dCi 11, по сути, является «лишним», поскольку есть отличный аналог у шведов.

На этот мотор тут же нашелся и покупатель. Им стала российская Группа ГАЗ, которой как раз требовался рядный тяжелый дизель. Сразу сделаем отступление, в истории российской Группы рассматривался и такой вариант. Ей предлагалось приобрести и германский Deutz, и итальянскую компанию VM Motori. Кстати, ГАЗ был очень близок к приобретению последней. Но, после серьезного анализа, выяснилось, что нет смысла приобретать старые и уходящие с рынка продукты. От этих предложений отказались.

На сборке в Тутаеве
На сборке в Тутаеве

Производство бывшего французского дизеля, который стал семейством ЯМЗ-650, перенесли в Тутаев Ярославской области. Тут нужно не путать, в этом городке, расположенном на Волге между Ярославлем и Рыбинском, две площадки. ТМЗ принадлежит КАМАЗу, а на местном экспериментально-ремонтном заводе (ТЭРЗ), подразделении Ярославского моторного завода, ведут сборку «шестьсот пятидесятого» с 2007 года.

Также следует отметить, что французский мотор был заточен под нормы Евро-3. С помощью английской инжиниринговой компании Ricardo удалось довести его мощность до 450 лошадиных сил и улучшить его экологические характеристики до норм Евро-5. Изначально мощностной диапазон французского двигателя составлял 312-420 л.с.

Первоначально планировалось выпускать по 20 тысяч двигателей семейства ЯМЗ-650 в год. Основными покупателями должны были стать Минский автомобильный завод, автозавод Урал, Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), а также машиностроительный завод «Тонар» из подмосковного Орехово-Зуево. Рассчитывали и на спрос со стороны производителей дизель-генераторных установок.

И еще один важный момент. Одним из условий «Соглашения о промышленной сборке» между Группой ГАЗ и Renault Trucks была локализация двигателя. Прошло уже немало лет с начала выпуска первых ЯМЗ-650, но степень локализации деталей двигателя, его узлов и компонентов составляет чуть более 20%. И череда кризисов, и снижение спроса, как и другие факторы,  повлияли на организацию этого процесса. Поэтому сейчас двигатели семейства ЯМЗ-650 собирают преимущественно из импортных комплектующих, в отличие от выпускаемого семейства средних ярославских дизелей ЯМЗ-530.

-4

Однако и ранее, как и сейчас жизнь вносит коррективы, часто и не совсем приятные. Во-первых, уже изначально спрос оказался ниже расчетного. Но еще одна «неприятность» пришла  со стороны белорусских партнеров. Дело в том, что в индустриальной зоне «Великий камень», расположенной под Минском, было создано ООО «МАЗ-Вейчай», где освоено производство двигателей WP12.430E50 и WP7.300E51, которые стали конкурентами нашему «русскому французу», и соответственно, уменьшился спрос. Хотя полностью МАЗ от ярославских моторов не отказался.

Особая индустриальная зона "Великий камень" под Минском
Особая индустриальная зона "Великий камень" под Минском

Еще одним потребителем ярославского мотора заявляется новый самосвал Урал.

-6

Он выпускается уральским автозаводом в Миассе. Дизели семейства ЯМЗ-650 устанавливаются на самые мощные бескапотные версии дорожного трехосного самосвала Урал-С35510. О проблемах становления семейства этих грузовиков уральского завода мы рассказывали в этом материале. 

источник

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz