Найти тему

Репортаж. Часть 3

Пока Серёга устанавливал свет, благо он у него автономный и электричество не нужно, и Зина, и Рая успели «принарядится». Как отметил про себя Илья, одежда их совсем не приукрасила, особенно если учесть, что их юбки заметно выцвели, а платочки на головах местами были заштопаны.

Он вспомнил, как участвовал в съёмках сюжета из деревни в Московской области, через которую проложили газовую трубу в соседний коттеджный посёлок, а жителям подключиться к газу не позволили. Эти жители были небогатыми людьми, простыми, и даже казалось странным, что в такой близости от столицы может находиться такая бедная деревня. Сейчас же Илья видел, что те жители были более чем обеспечены, если сравнивать их с Зиной и Раисой.

Обе с детским любопытством на одутловатых лицах следили за каждым движением оператора и с большим удивлением смотрели, как он устанавливает камеру.

- Что это? – не выдержала Райка.

- Камера, – спокойно заметил Илья.

- Такая крошечная? Вот чудеса!

Мужчины переглянулись, но ничего не сказали.

- Готов? – тихо спросил Серёга у друга. – Поехали!

- Мы находимся в гостях у местной жительницы Зинаиды. К нам на огонёк и чашку чая присоединилась её соседка, Раиса. Женщины живут здесь всю жизнь без привычных для нас комфортных условий жизни, – мгновенно включился Илья. Он не знал, пригодится ему интервью, но второй раз сюда ехать не хотелось, так что нужно было отснять по максимуму.

- Нормальные у нас условия, – влезла Раиса, разворачиваясь на камеру. – Света нет, а так всё есть! И огородики небольшие, и поле картошки. Лошади, куры и коровы. Козы у Маньки. Живём хорошо. Скучно бывает только. Особенно зимой.

- Зинаида, – обратился к хозяйке дома Илья. – Расскажите, как вы оказались здесь? И чем занимаетесь?

- Да как оказалась? Замуж вышла за студента, а того возьми и по распределению сюда отправь. На лесозаготовки. Да только не лес валить, а руководить. У мужа моего высшее образование было. Ну, раз распределили, делать нечего, собрались да поехали. А здесь уже жили люди, местные. Какой-то заводик функционировал, но что там делают, я не в курсе была. Да и никто не знал, кроме тех, кто сам там работал. В те годы сюда серьёзные люди приезжали, и не менее серьёзные люди здесь жили. Какие-то учёные! Они ни с кем не общались. Из дома сразу на завод, с завода домой. Глаза вечно в пол, ни на кого не смотрят. Даже за продуктами не ходили! Им всё на дом доставляли. Надзор за всеми сотрудниками был, буквально следили за каждым шагом. И за нами следили, чтобы мы не пытались с заводчанами общаться. И всё это было… Рай, в каком году?

- А я помню? – удивлённо спросила Рая. – В лохматых годах! Мы молодки совсем ещё были, несмышлёные.

- Ну, в общем, тогда завод вдруг и свернули.

- Он перестал действовать? – спросил Илья.

- Ну да. А как он действовать будет, если от него ничего не осталось?

- Совсем?

- Ничегошеньки. Всё разобрали и вывезли. И людей, которые там работали. Даже духа их не осталось. А мы остались. Лесозаготовка функционировала ещё недолго, но потом и её остановили. Всё потихоньку пришло в упадок, электричество убрали, про нас забыли. Вот так, кряхтим помаленьку, живём. Да и нормально живём! Вода есть, еда есть. С кем пообщаться – тоже есть.

- У вас здесь санатории были…

- Да не здесь! – всплеснула руками Райка. – У озера. На берегу построили два: один для тех, кто на местном заводе работал, второй позже появился, для всех.

- Дура ты, что ли? – возмутилась Зинка. – Когда это здесь санаторий для всех был? Один для заводчан, да, а второй тоже профильный. Определённые люди из определённого места приезжали!

- А я тебе говорю – для всех! – шлёпнула ладошкой по столу Раиса.

- Да мало ли что ты говоришь, дурёха! – судя по блеснувшим глазам Зины, такие склоки её радовали. – Тебе туда путёвку хоть раз дали?

- А чего мне её давать, если я и так живу, как в санатории?

- Ты?

- Я!

- Тьфу на тебя!

- На тебя тьфу!

- Всё, всё, понял! Это не так важно, для кого были санатории, – кинулся разнимать их Илья. – Мы рассматриваем это место, как новое направление для отдыха.

- Ну, отдыхать здесь хорошо, – кивнула Зина, переведя дыхания. – Люди приезжали, весело было. Недолго музыка играла. И они забросились. Хорошо, если снова сюда ездить начнут. А то совсем скучно.

- Сейчас озером кто-то интересуется? – спросил Илья.

- Нет, – махнула рукой Зина. – Кому оно нужно? Правда, поговаривают, что оно у нас уникальное. Состав воды какой-то особенный. И мол, на заводе что-то делали, с этим озером связанное. Слухи разные ходили, а что уж там происходило, никто вам не скажет. Если связей на самом верху нет.

- Ещё бы! Все под подписками были, – фыркнула Рая, бросив быстрый взгляд на Зину. – Помнишь, историю с Антоном Витальевичем? Зинк, помнишь, нет?

- Да помню, я же ещё не старуха, как некоторые! – огрызнулась Зинка. – Был такой. Напился как-то и режим нарушил. Ему выходить нельзя было, а он пошёл по посёлку что-то невнятное орать.

- И что потом? – спросил Илья.

- А что в таких случаях делают? – пожала плечами Рая. – В тайгу его вывезли, обратно он не вернулся. Застрелили небось.

Илья переглянулся с Серёгой. Да уж, занесло их!

- Сколько сейчас здесь проживает людей?

Настала очередь переглядываться Зине с Раей. На лицах обеих появилось такое выражение, словно они задумались, но сделали это с большим трудом.

- Человек двести? – спросила Зина.

- Или около того, – кивнула Рая.

Илья не мог поверить, что этих людей просто оставили здесь выживать! Пришла в голову мысль, что они сами не захотели уезжать, а поэтому он решился спросить:

- Вам предлагали переселиться в другое место?

- Нет, – ответила Зина и улыбнулась. – А зачем? Мы не сразу поняли, что происходит, а когда до нас допёрло, что бросили нас здесь, уехать уже было не на чем.

- Вы говорили в посёлке есть райпо. Продукты же вам на машине привозят?

- Давно не привозят, – сказала Раиса. – Мы там обменом занимаемся. Кто хлеба испечёт, кто молочка принесёт, кто сметанки. Поменяемся продуктами, считайте, отоварились!

- А хлеб вы из чего печёте?

- Так растёт у нас рожь, – пожала плечами Зинка. – Немного, но растёт.

- Покажете нам посёлок? – спросил Илья. – И нам бы хотелось посмотреть ваше озеро.

- Там есть на что посмотреть! – кивнула Рая. – Уникальное место! А если окунётесь, всю усталость с вас снимет.

Они вышли из дома. Теперь Илье он показался каким-то странным. Он видел пустую улицу, слышал тишину, но где те двести человек, что здесь живут? Они что, целыми днями дома сидят? Неслышно музыки, телевизоров. Ну с этим всё было понятно: ничего подобного ни у кого нет. И всё равно, каждый человек создаёт определённый шум. Здесь же казалось, что никого вокруг нет. По спине Ильи побежали мурашки.

Сзади рассмеялся Серёга. Задумавшись и разглядывая всё вокруг, Илья даже не обратил внимание, что они уже двинулись по неширокой улице посёлка. Шли медленно, беседуя и слушая рассказы Зины и Раи.

- Вот, здесь жил Макар Иванович, – с гордостью сказала Раиса, показывая на простой бревенчатый дом. Такой же, как и остальные вокруг. – Директор того завода. Хороший человек. С его подачи у нас в райпо чего только не продавали! Клуб построил, правда, он сгорел потом. Макар Иванович уехал, дом занял забулдыга Захар. У нас тут просто всё – одни уехали, другие заселились. Участков как таковых нет, среди деревьев всё строили. Мы же где? В лесу. Дом, десять соток земли, а кругом лес. Три дерева – ширина, дальше снова дом, десять соток и лес.

- А почему так? – спросил Илья, оглядывая ближайший дом.

- А кто же знает? Деревья рубить прямо в Затерянном запрещено, – пожала плечами Рая. – Нужды дрова – ступай в лес.

- Потому мы и Затерянное, не видать нас не откуда, – хихикнула Зинка. – Вот же названице! Как накаркали. Теперь и на картах-то нас нет…

И она как-то резко погрустнела.

- А до озера далеко? – спросил Илья, бросив быстрый взгляд на часы. Дорога сюда заняла чуть больше трёх часов. И уже сегодня хотелось вернуться в город.

- Да не. Из посёлка выйдем, а там уже недалеко останется. Вот место, где завод стоял! – вдруг остановилась и показала в сторону Рая. Серёга присвистнул. Посёлок, надёжно укрытый соснами, с небольшими приусадебными участками – это ерунда. Но вот пустырь среди него казался бельмом на глазу. Большое голое место, размером с хорошее поле. И ни одного дерева. Даже трава здесь не росла.

- Вы ничем его не засадили? – удивился Илья.

- А зачем? – пожала плечами Рая. – Пустырь и пустырь. Пусть будет.

- Но почему здесь само ничего не выросло? – спросил Серёга. – Ну те же сосны. Трава. Сорняк какой. Или вы специально всё выдёргиваете?

- Ничего мы здесь не трогаем, – отрезала Зоя. – Нам как было запрещено сюда ходить, так никто и не ходит! – строго произнесла она, глядя в камеру.

- Это кто здесь глотки дерёт? – спросил мужской голос, и одновременно с ним залаяла собака, которая следовала рядом. – А ну, Дик, молчи! Сначала разберёмся, кого это к нам занесло!

Из-за ближайшего к бывшему заводу дома появился мужчина, которого легко можно было принять за молодого, пока взгляд не зацепится за глубокие морщины на лице. Они и выдавали возраст, хотя спина была прямая, тело худощавое, а глаза ясные.

- Тьфу на тебя, Петька! – воскликнула Рая. – Напугал! Чего шумишь?

- Я шумлю? Сами разорались на всю улицу! У нас всегда тишина такая, а сегодня, как две трещотки! Раскудахтались! Нарушаете общественный порядок.

- А кстати, хорошее замечание, – кивнул Илья. – Я тоже заметил, что у вас весьма и весьма тихо. И по улице никто не ходит. Почему? Что за порядок такой, при котором ходить по улице нельзя?

- Не принято у нас праздно шататься, – сказал мужчина и закурил самокрутку. – Давно порядки установлены, не нам их менять. Да и чего делать посреди улицы? В райпо с утра все ходят, больше ничего нет. Вот и сиди дома, делами занимайся. Кто в тайге на охоте, кто в огородах копошится. А вы ходите тут, покой людёв нарушаете.

И он укоризненно покачал головой.

- Это журналисты! – всплеснула руками Зинка. – Нами заинтересовались! Сейчас им про посёлок расскажем, на озеро сводим. Чего ты разворчался? Когда у нас гости последний раз были?

- Да уже и не припомню, – почесал жиденькую бородку мужчина. – Да-а… вон жирные какие. А одеты как! Не чета нам. Из крупного города будете?

- Из Москвы, – сказал Серёга и быстро подмигнул Илье.

- Аж из самой Москвы! – удивлённо воскликнул Пётр. – Ну и чего вы, клуши, ведёте их этой дорогой! Через лесок короче будет! Километр срежете!

- Так они и не торопятся, – ответила мужчине Раиса.

- Дуры бабы, – вздохнул мужик. – Им до ночи уехать нужно, а вы их ночью только к озеру приведёте. Ещё и задерживаете своими бабскими сплетнями. А ну, все за мной! – скомандовал Петя.

Илья покорно отправился следом, а за ним пошли и остальные.

- В посёлке тишину любят, покой. Никогда у нас здесь, как в других деревнях, люди друг с другом на улице не перекликались. А всё почему? Потому что все знают: тихо живёшь, тебя никто не заметит.

- Какая интересная логика, – пробормотал Илья.

- Какая уж есть, – пожал плечами мужчина. – Дик! Рядом!

Пёс непонятной породы, который было вильнул куда-то в дебри, тут же оказался рядом с хозяином.

- Такого озера вы нигде не увидите. Чудо настоящее! Вода – бирюза. А вокруг! Да чего я болтаю? Сейчас сами посмотрите.

И больше Пётр не проронил ни слова. Зинаида и Раиса в его присутствии тоже не спешили рты раскрывать. Все шли быстро. Тропа, по которой шли, была очень чистая, без лесного мусора. Нигде не было видно поваленных ветром или больных деревьев. Очень приятное впечатление производил этот лес.

Скоро деревья стали расступаться. Теперь попадались только сосны, а ноги ступали на мягкий ковёр из осыпавшейся хвои.

- Готовы? – на ходу спросил Пётр.

- Да, – ответил Серёга. Он снимал без остановки, весь их путь.

- Ещё несколько шагов, и они оказались на крутом обрыве. Внизу которого расположилось небольшое, идеально круглое озеро.

- И правда, вода бирюзовая! – воскликнул Илья. Он смотрел на неё, не в силах оторвать взгляд. Серёга молча снимал открывшийся им вид. Круглое озеро, с одной стороны – обрыв, с другой пологий – берег. Вокруг всё в соснах. Тихо, спокойно, а главное, так хорошо, что на секунду у Ильи появилось желание остаться здесь жить. Чтобы каждый день наблюдать красоту этих мест.

- Здесь спуск, – показал Пётр. – Но я вниз не пойду. Стар уже, не буду без нужды вниз ползать.

- Да и мы не полезем, – открестилась сразу за обеих Зинка. – Вы если пойдёте вниз, аккуратнее спускайтесь. А внизу искупайтесь. И поднимайтесь обратно. Мы ждать уже не будем, потопаем дела делать. А вы по тропинке легко обратно до посёлка дойдёте. Места у нас тут светлые, не заблудитесь.

- А где санаторий стоял? – спросил Илья.

- Один здесь прямо, – ответила Рая, – который закрытый был, только для заводчан. Второй вон там! Его не разобрали, крыша виднеется ещё.

И она показала на торчащую из леса крышу. Илья тут же кивнул Серёге, и первым направился вниз. Он уже мысленно потирал руки, представляя, какой ажиотаж вызовет первобытная деревенька, таинственный завод и необычайно красивое лесное озеро.

Продолжение 👇 Спасибо вам за ваши лайки и комментарии!