Найти тему
Это странное кино

«Берегите женщин» (1981): что не так с темой феминизма?

Для тех, кто смотрел фильм в годы ее выхода, это музыкальная комедия с хитами Антонова и легкой атмосферой лета. В первую очередь смотрят на историю любви, ну, может быть еще на конфликт по поводу старого суденышка. А сопутствующая тема женского труда выступает помехой и надуманной проблемой.

Хрупкая девушка-капитан Люба. Кадр из фильма "Берегите женщин", источник https://www.youtube.com/watch?v=osaeNiLyWvk&list=WL&index=1
Хрупкая девушка-капитан Люба. Кадр из фильма "Берегите женщин", источник https://www.youtube.com/watch?v=osaeNiLyWvk&list=WL&index=1

Но посмотрим внимательнее именно на тему феминизма.

Я смотрела этот фильм полностью в первый раз и мне не примелькалась легко поднятая женская повестка.

Обычно утверждается, что в советское время провозглашалось равенство мужчин и женщин, пусть не в семье, но в труде, на самовыражение в рабочей сфере. Тут же как будто конъюнктура ломается совершенно, сексизм так и прет с экрана.

1. Стереотипы о женской и мужской работе

Главный герой, Женя Масловский, неприятно удивлен, когда видит на борту Циклона трех женщин, даже ошарашен. Ждет капитана-мужчину. В итоге он принял заведующего складом за капитана.

Буксир "Циклон". Кадр из фильма "Берегите женщин", источник https://www.youtube.com/watch?v=osaeNiLyWvk&list=WL&index=1
Буксир "Циклон". Кадр из фильма "Берегите женщин", источник https://www.youtube.com/watch?v=osaeNiLyWvk&list=WL&index=1

А когда понял свою ошибку и вернулся на Циклон, то не верит, что Люба капитан, перепирается с ней и требует документы.

Тут меня еще удивило, что молодой образованный человек, будущий журналист, транслирует дремучие стереотипы, отказываясь воспринимать женщин в профессии, которую он собирается освещать в своей работе.

Более того, в другом эпизоде, во время разговора молодых сотрудников завода с инженером Игорем Константиновичем (который сам-то имеет жену начальницу Портофлота) тот прямо говорит: женщине место на кухне, флот – профессия мужская.

Кок Женя Масловский. Кадр из фильма "Берегите женщин", источник https://www.youtube.com/watch?v=osaeNiLyWvk&list=WL&index=1
Кок Женя Масловский. Кадр из фильма "Берегите женщин", источник https://www.youtube.com/watch?v=osaeNiLyWvk&list=WL&index=1

2. Закрытые профессии

В то же время Люба в кабинете начальника Айвазова пытается добиться ремонта Циклона, выпрашивает хотя бы детали для буксира, на котором их заставляют работать. Но ремонт не рентабелен, и они договариваются о новом буксире.

Это потом мы понимаем, что вся команда Циклона – дочери сотрудников порта и у них есть некое преимущество перед женщинами «с улицы». Другие девушки скорее всего отсеиваются еще на этапе учебного заведения.

И конечно их отцы и мать – сама начальница порта – не хотят, чтобы девушки служили на флоте. Любовь девушек к морю вероятно передалась от родителей, они видят в ней свое призвание. В общем людям явно не дают развиваться.

Сами девушки встречают кока с настороженностью, ведь уже привыкли к препятствиям от мужчин. Они так и озвучивают Любе: А потом они нас вообще с буксира выживут.

Айвазов. Кадр из фильма "Берегите женщин", источник https://www.youtube.com/watch?v=osaeNiLyWvk&list=WL&index=1
Айвазов. Кадр из фильма "Берегите женщин", источник https://www.youtube.com/watch?v=osaeNiLyWvk&list=WL&index=1

3. Липкий пол

Следующее что мы узнаем: девушки плавают\ходят на выработавшем свой ресурс буксире уже год. Им до сих пор не дают новое судно, не переводят на другую работу. Их выживают из порта.

Им не дают даже нормального пропитания на судно (в мире этого фильма так устроен порт). Считают, что они должны съесть пуд соли, чтоб быть признанными равными мужчинам.

Айвазов прямо так и говорит: подождем еще! Немного осталось их дожать, чтоб сломались и ушли.

4. Доброжелательный сексизм

Само название говорит: берегите женщин. В нем выражается отношение мужчины к женщине: сверху вниз. Он как бы заботится о женщинах, потому что они вроде детей, не могут сами увидеть, куда лезть не следует. Бережет от трудностей, не признавая ее самостоятельность.

Но дело в том, что взрослая женщина сама может решать, где ей работать, откуда уходить, если окажется не по силам. Так же как в прочем и неопытный юноша, пробующий разные профессии.

Работники судоремонтного завода, они же группа "Девятый вал". Кадр из фильма "Берегите женщин", источник https://www.youtube.com/watch?v=osaeNiLyWvk&list=WL&index=1
Работники судоремонтного завода, они же группа "Девятый вал". Кадр из фильма "Берегите женщин", источник https://www.youtube.com/watch?v=osaeNiLyWvk&list=WL&index=1

5. Отказ в субъектности

Теперь самое интересное, на чем построен сюжет фильма, починка Циклона.

Юноши с судоремонтного завода, вроде как передовики производства и умельцы, бросаются помогать своим возлюбленным.

Они это решают своими силами, сами на заседании комсомольцев выдвигают инициативу. После отказа Игоря Константиновича не сдаются и Костик идет к самой начальнице порта. Договариваются сделать необходимый ремонт и улучшения во время субботника, то есть бесплатно. К тому же журналист Женя пишет статью для привлечения внимания к проблеме. Чтоб невозможно было «замолчать».

Мне тут видится опять же опека девушек в их же деле. Для них этот ремонт – сюрприз, женщин договариваются не пускать на субботник. Даже начальница с трудом туда проникает.

Сначала девушек ставят в зависимое положение, а потом им помогают, чинят буксир. Выглядит будто им дарят игрушку. Разрешают еще поиграться.

Хэппи энд с женихами, типичная концовка для романтической комедии, как бы говорит, что фильм не о профессиях женщин, а о месте женщины в такой системе (скорей на кухне это место).

Фото после субботника. Кадр из фильма "Берегите женщин", источник https://www.youtube.com/watch?v=osaeNiLyWvk&list=WL&index=1
Фото после субботника. Кадр из фильма "Берегите женщин", источник https://www.youtube.com/watch?v=osaeNiLyWvk&list=WL&index=1

Что меня больше всего возмущает.

Как я и говорила в начале, советская система, по моим представлениям, поощряла труд женщин в разных профессиях, социальное равенство. И это снято в 1981 году, до перестройки. А тут что показано…

Женщин систематически гнобят на рабочем месте, выживают из профессии, к тому же это делают близкие родственники, совершенно кумовские взаимоотношения между начальниками, в таких обстоятельствах женщине еще сложнее работать. Ведь начальники сошлись во мнении. Да к тому же насилие (психологическое), исходящее от близких (да, домашнее насилие получается), с которым бороться попросту невозможно: окружающими оно воспринимается как воспитание неразумных.

А когда берутся чинить Циклон – еще не лучше.

Во-первых, не понятно, зачем его механизируют, ведь можно было всем начальникам договорится между собой и выделить новый буксир.

Система борется сама с собой? Кто не дает им определить женщин на нормальное судно? Они ведь уже съели этот «пуд соли».

Портовое начальство. Кадр из фильма "Берегите женщин", источник https://www.youtube.com/watch?v=osaeNiLyWvk&list=WL&index=1
Портовое начальство. Кадр из фильма "Берегите женщин", источник https://www.youtube.com/watch?v=osaeNiLyWvk&list=WL&index=1

Да и надо ли было его есть. Любому мужчине уже были бы открыты куча дверей. Для сравнения, Женю забирают на сухогруз через 2 недели. Хотя он журналист-практикант, он даже не настоящий повар. Его готовы взять матросом.

Мужчины тут друг друга поддерживают. Прекрасно показано, как во время разговора с молодыми инженерами Игорь Константинович по телефону пытается отмазаться от нежелательной женской работы, но не выходит, потому что жена в рейсе, а дочь на вахте. За готовку и уборку не платят, да и не престижно это. Проще не пустить жену и дочь в сложную профессию, чтоб у них было время на борщи.

Вот он и говорит инженерам: «Флот – профессия мужская, мальчики!»

Так и где же здесь равноправие. Его попросту нет. Само разрешение женского вопроса подменяется решением частной проблемы. Не показано, что мужчины-начальники осознали свою предвзятость. Не пришел какой-нибудь более высокопоставленный чиновник и не указал на ошибки Айвазова, например.

Из других статей на Дзене я узнала, что сценарий фильма изначально строился на обличении тяжелого женского труда на заводе. Оказывается, сценарист Анатолий Козак однажды был поражен, увидев, как работают формовщицы в литейном цехе. Фильм по его сценарию должен был быть протестом, «вызовом тем, кто разрешает и узаконивает подобное».

То есть он действительно примерно таким и задумывался, транслирующим мысль, что кое-где женщинам не место. О том что, не вообще работники любого пола не должны работать в нечеловеческих условиях, а именно женщины. А что, если женщина обладает соответствующей комплекцией и сноровкой, и не слабее многих мужчин? Тут скорее вопрос в специфическом отборе и медицинской комиссии для всех работников.

На самом деле проблема сексизма обширнее профессиональной сферы. Ведь даже конкретно взятые девушки почему застряли на буксире? Будь они мужчинами, их и приняли бы, и не считали исключительно обслугой для мужей и будущими матерями, которым следует беречь здоровье. Им было бы не опасно находится в море с другими мужчинами. В мужском коллективе.

А пока, с нашим восприятием женщины, как существа, отличающегося от среднего человека (которым является мужчина), так и будет повсеместно.

Вот такие невеселые мысли посещают при просмотре комедии.

Если статья вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь.

Почитать еще:

«Сладкая женщина» (1976). Почему Анна несчастна?
Это странное кино13 ноября 2023