Так получилось, что посмотрела\пересмотрела примерно в одно время 3 интересных фильма: «Любимая девушка», «Высота» и «Сладкая женщина». И бросилось в глаза, что подача женщины (конкретно, женщины самостоятельной и харизматичной) в них разная.
Поэтому углублюсь в каждый фильм, чтоб объяснить, что я имею в виду.
1. Идеальная «Любимая девушка» (1940).
Самый мощный, пожалуй, характер у героини этого фильма, 20-летней Вари. В свои годы она уже мастерица на заводе и уважаемый член общества. Она настолько самодостаточна, что не заявляет права на своего ухажера. Даже скрывает отношения с Васей Добряковым от товарищей и коллег, считая, что это не серьезно для нее как работницы.
Забавно выглядит этот перевернутый шаблон в отношениях: обычно жениться не хотят мужчины, а тут девушка бегает от жениха.
Очень по-феминистски она видит себя в первую очередь как отдельную личность и профессионала. В отношениях с мужчиной не хочет ему подчиняться, не приемлет ни малейшего манипулирования и запугивания. Уже беременная, переехав к Васе, она легко от него снова уезжает и отказывается от замужества, когда он попытался ее припугнуть отказом от отцовства. Она прямо говорит, что не хочет, чтобы он ей командовал.
При этом она его действительно любит, ждет, что он переосмыслит свое поведение и перестанет ее подминать под свои представления и ревновать к каждому столбу. В фильме есть очень трогательные сцены с малышом, когда Варя поет ему колыбельную, ребенка она тоже любит. Она в целом отличный, порядочный человек.
Она даже разоблачает почти-что-мужа на работе. Он, очень крутой токарь-многостаночник, ведет себя высокомерно с коллегами. Коллеги, кстати, тоже видят собственническую натуру Васи, который не такой уж добряк.
Вмешиваться в конфликт пары «коллективным путем» здесь показали неприемлемым, что прямо здорово радует. Отец Вари говорит Васе, предъявляющему права на девушку: «По теперешним временам я даже над старухой своей командовать не могу!». Врач сочувствует Варе, оставшейся без мужа.
Только один однозначно плохой персонаж – тётя Маня – пытается отправить Варю под пяту «феодала»-племянника.
«Куды ж ей деваться! Прибежит, явится!» - обещает она Васе, когда тот переживает разлуку.
Удивительно, что фильм не запретили в те годы. Феминистка здесь уж очень положительный герой и, по сути, нет вопроса, в котором она была бы не права.
2. «Высота» (1957) – исправление пацанки.
А здесь у нас молодая, смелая и свободная сварщица Катя. Образ уже более сложный: она курит, гуляет с молодыми монтажниками и отплясывает под частушки на высоте. Очевидно для привлечения внимания.
И привлекает, разумеется. Такого же отчаянного монтажника-верхолаза Колю Пасечника. Пасечник начинает за ней бегать, болтать разную романтичную чушь про «подарю тебе гром и молнии, и вечер этот подарю», но девушка, хоть он ей и приглянулся, не собирается терпеть мелкие насмешки.
Так он высмеял ее наряд для похода в цирк, наколку на руке, подтрунивал над украшательствами на стенах общежитской комнаты. Много раз он «уколол» Катю даже при первом разговоре в грозу.
В итоге Катя выгнала такого хамоватого ухажера. Не дала себя в обиду. Вообще девушка умеет давать отпор (она ведь сирота).
Но все же. У Кати есть недостатки: уже то, что она проводит время в ресторане, курит и не вступает в комсомол, показывается в фильме проблемой. Девушка не очень культурная (не знает кто-такой Денис Давыдов, например)).
Трагедия, произошедшая с Колей, в итоге сближает их с Катей: та самоотверженно ухаживает за больным. И Коля поправляется. При этом он девушку полюбил после ее рассказа о нелегком детстве.
Дальше Катя вступает в Комсомол, бросает курить, и уже по доброй воле обещает, что будет слушаться Колю: "я ведь грубая, все назло делала, а теперь я тебя слушаться буду". Вот такое превращение "гадкого утенка" в замужнюю даму.
3. «Сладкая женщина» (1976), которая плохо кончила (но это не точно).
Теперь самый из этих трех отрицательный пример сильной женщины – Анна Доброхотова, о которой я уже писала здесь.
Анна – меркантильная мещанка, глупая и грубая, к тому же судящая людей по себе. Тем не менее она сильная цельная натура. Да она сформировалась слишком практичной. Потом некоторые повороты в ее судьбе и черты натуры довершили ее образ жизни. Получилось, что ее основой стало скопидомство.
Мы видим ее мать, тоже не простую хозяйственную женщину с характером, которую соседи боялись. Потом Анна забеременела от ненадежного юноши и выбрав путь свободной женщины, которая лучше потратит время на свою карьеру, чем на прислуживание в семье, где ей не место (слишком они разные с Шубкиными).
Далее и второй муж не смог привить ей любовь к культуре (литературу и театр она не уважает, отмахивается). Ее прагматичность и цинизм отвращают супруга.
То, что поначалу привлекало мужчин (и Тихона тоже), а именно, незамысловатость, открытость и простота в общении, в итоге отталкивают их. Они считают ее пустышкой.
Что же это получается? Женщина спокойно живет без мужа. Даже без его материальной поддержки? Даже без его наставлений? Ну раз так, надо ее наказать. Это сделал третий мужчина Анны – Тихон.
Сразу понятно, что тип, хитро поглядывающий на плачущую в электричке женщину, хочет ее охмурить. Методы у него нахальные, видимо этим он некоторых женщин и привлекал. Сразу переходит на «ты», называет Анну «Рыженькая», дает советы из разряда бытовой философии – свысока учит жизни.
В итоге Анна сама стала за ним бегать, признаваться в любви и требовать в ответ таких же чувств, что Тихону было совсем не интересно.
Он, видя, что Анна проста и откровенна, вволю потоптался на ее чувствах, оскорбил ее как личность и обвинил в мещанстве, в том, что она хочет привязать этакого свободного сокола. Он то ведь благородный и непьющий крановщик, не умеющий устроиться в жизни, как Анна.
Но несмотря на тяжесть финала, в такой развязке для Анны как раз заключается точка отрыва: Тихон смог вывести ее из равновесия, и она наконец задумалась о том, что с ней что-то не так.
Да, в книге финал плохой, но в фильме, мне кажется, нам дают надежду.
Если статья вам понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь.
Почитать еще: