Долго длились эти переговоры. Чехи не хотели пускать представителя казанского вуза в свою страну. И не знаю, уж почему. Брненскому университету имени Гарика Масарика не нужны были все эти "лишние движения", если они не приносят доход. Доход получала частная чешская лавочка из города Брно, которая и основала в нашем вузе Чешский центр. Они рекрутинговали наших студентов, за что у себя на родине получали немалые деньги - за иностранный контингент. Они получают, а "отдуваться" университету, да еще и бесплатно. Реально, что-то не вполне логично.
Но универзита (так университет звучит по-чешски. В женском роде, а не в мужском), наконец, сдалась. Дали «добро»…
Брно... Что в имени мне твоем? Говорят, раньше город назывался Брюнн (по-немецки), а есть и другие догадки. Возможно, от названия кельтского поселения Эбуродунон. А, может, от слова «брнити» - оборонять. Правда, древняя история города еще не изучена. Найден только так называемый "маг (шаман) из Брно" эпохи верхнего палеолита. Про кельтов почти ни слова. Поэтому официально история Брно начинается с одиннадцатого века, когда, наконец, поселение упомянули в рукописях.
Управляли городом и древние чешские короли (Пржемысловичи), и маркграфы моравские (Люксембурги), а потом уж и Габсбурги через своих сановников, наконец, чешская идея свободы от австрияков сбылась/воплотилась - в тысяча девятьсот восемнадцатом году Гарик Масарик благодаря Ленину отстоял право Чехословакии быть автономным государством.
…
Еду в милом трамвае на работу, а, вернее, на свою рекламную акцию - рекрутинговать чешских студентов для учебы в Казани. Чехи смеялись - никто в вашу Россию не поедет, план не выполнишь. Но позже оказалось, что живет еще в молодых чешских людях жажда приключений. Поехали, и не один раз!
Трамваи ходят по расписанию. Утром - через каждые три минуты, днем - пять минут, вечером - десять минут. У меня один и тот же маршрут - от своего отеля для преподов (Стара Осада) к одному из зданий Масарикова университета на улице Яна Амоса Коменского. Только я читала студентам об этом педагоге, и вот, везде Коменский - и улица, и Собор. Но не об этом соборе сейчас речь, а о другом, мимо которого я ездила почти каждый день. Собор Святого Томаша (именно туда все время бегала одна моя чешская студентка на католическое богослужение).
Собор не производил на меня должного впечатления. В светло-желтых тонах, в стиле барокко построено это здание. А я представляла, что все соборы католиков должны быть в одном стиле - готическом. Помню четвертый класс, уроки истории. Молодая, красивая учительница Татьяна Николаевна рассказывала о католических церквях (в советское время). О том, что католики строили соборы с высоченными шпилями, чтобы человек осознал свое ничтожество и величие Бога. Тогда четвероклашка соглашалась. Конечно, она ведь не только училка, но и классная.
Увы, этот собор шпилей не имел, и мое трафаретное сознание не воспринимало его всерьез. А зря...
Феодальная средневековая вражда внесла особую лепту в историю этого храма. Здесь захоронены правители Брно и других земель этого моравского края. Ничего нам не скажут эти имена, и не обязательны они для оценки по истории. Но...
Это был сначала действительно собор, а вернее, костел в готическом стиле - августинцев-эремитов, кто-то пишет - монастырь. Его построил родной брат самого известного чешского короля - Карла Четвертого, в честь которого и Карлов мост, и Карлов университет в Праге, Иоганн Генрих. Строил собор не только для почитания Бога, но и как свою усыпальницу, в целом - усыпальницу своего рода.
Карл был не только королем Чехии, но и впоследствии стал Императором Священной Римской империи. Это вам не "халам-балам".
Так что его родной брат - Иоганн Генрих маркграф Моравии и вассал Карла - был "на коне". И как любой правитель - строил храмы. Правда, Иоганну не хватало денег на строительство. Оплачивал все сюзерен - брат Карл, который любил строить. А потом Иоганн и вовсе умер. Похоронили его в еще недостроенном костёле, в пресвитерии. Продолжил дело отца один из его сыновей - Йост (именно его статуя на коне стоит рядом с храмом. Статуя такая своеобразная, что многие чехи смеются. Впрочем, специфических памятников в Брно много). Вместе со своим братом Прокопом Йост принес в дар храму огромный колокол. Но Йост и Прокоп стали врагами. В Средние века этот сюжет не в новинку. Брат на брата - ради власти. Война между братьями продолжалась долго, вплоть до смерти младшего в тысяча четыреста пятом году. Но и Йост - маркграф Моравии и король Германии - не далеко ушел. В тысяча четыреста десятом году он почил в бозе и был похоронен в Соборе святого Томаша - перед алтарем под красной мраморной плитой. Красный цвет тогда мог быть алхимическим знаком. Это цвет последней стадии алхимических опытов в поиске философского камня. Но брат Иоганна – король Карл Четвертый – скорее всего, так и не нашел эликсира жизни (а очень и очень увлекался алхимией и в целом магией). Иоганн и его сын, как видим, похоронен в Брно, в соборе св. Томаша, ну, а Карл – великий чешский король – в Праге – в Соборе святого Вита, который сам и построил (тут же и его четыре жены. Правда, почему-то в одном гробу – четыре в одном!).
Шли годы.
Готический стиль собора заменили на барокко. Собор строился не один век, к тому же его постоянно повреждали - во время гуситских войн, Богемской войны, шведской осады, наконец, и пожары не пощадили постройку. К восемнадцатому веку храм перестроили архитекторы Гриммы - отец и сын, чьи мумии находятся сейчас в капуцинской гробнице Брно.
Ну, а Иоганн Генрих – брат короля Карла 4 - прославился на всю Европу своим неудачным первым браком. Женился по политическим соображениям на Маргарите из Тироля. Но та после того, как муж прибыл из похода, просто не пустила его в замок, у нее оказался под боком другой женишок (специально? Кто-то надоумил? Это ведь был удар под дых чешскому королю Карлу). Так и расстались супруги. Маргарита стала притчей во языцех. Получила прозвище Маульташ. Это о ней потом напишет свой известный роман Лион Фейхтвангер «Безобразная герцогиня». Была ли она уродливой – не ясно. Возможно, Иоганн так отомстил бывшей жене за ее поступок. Маульташ – губошлепка (по другой версии – шлюха). ...
Смотрю на фасад храма. Здесь фигуры католических святых - прекрасные статуи: Августина Блаженного, Святой Моники, Святого Эгидия, Николая Толентинского. А там - на втором уровне фасада - сцены Благовещения с Архангелом Гавриилом и отдельно с Девой Марией. Здесь же и сам апостол Фома. Красота скульптур поражает. Каждая скульптура - застывшая психология, у каждой - особенный лик и поза.
Барокко уже не отталкивает меня. Смотрю на Святую Монику (вспоминаю своего "сюзерена"-покровителя в этой чешской кампании - Монику, преподавателя русского языка, Phd). Святая не смотрит на меня, а протягивает руки и отклоняет свое лицо в бок, в ее лике - блаженный взгляд, умиротворение. Что она хочет сказать? Может, то, что пила и не мало, что смогла справиться с этой пагубной привычкой, выйти замуж, родить сына, отправить его учиться в Италию (ведь сама была берберского происхождения). А сын ее прославил на века - Августин Блаженный.
Вот так и смотрят на меня мать и сын в своей святости и красоте изображения.
Что жизнь? Подвиг послушания и терпения. Подвиг победы над своими грехами и покаяние перед Богом.
Зашла в храм. Поют. Молятся. Звук молитвы умиротворяет. И я, тетка в 50 плюс, чувствую себя ребенком перед отцом нашим. И понимаю, что эти святые до сих пор умнее нас. Ну, а Собор - наглядное пособие греха и святости.