Часть 7.
Дневник вело-путешествия от Мурманска до Печенги по Кольскому и Рыбачьему полуостровам. 10 – 27 августа 2023 года.
18 августа. Пятница.
Плывущий в синеве огненный шар настойчиво мешал нам спать, пробиваясь сквозь шоры из натянутой на глаза шапки. На Рыбачьем в это время года в два часа ночи уже светло как днём. Вчера мы встали у ручья примерно в пятидесяти метрах от дороги и в метре от норки маленького мыша - леминга. Сегодня с утра уже прогрохотало несколько машины, а пушистый хозяин с любопытством поглядывал на нас с соседнего валуна. Мы выволокли из палатки вещи и разбросали их для просушки на траве. Ветер был умеренны, а солнце жарким. Оставив на прощание горсточку орехов у входа в норку грызуна, отправились в путь.
Дорога от Зубовской губы до губы Большая Корабельная, проходящая мимо маяка в посёлке Цыпнаволок, оказалась самой удобной для велосипедиста на Рыбачьем: ровная, без крупных валунов с хорошим плотным покрытием. На против мыса Логнаволок мы въехали в заброшенный посёлок, обслуживающий в советское время веерный радиомаяк (ВРМ), предназначенный для навигации кораблей. Ржавая рама мотоцикла 1982 года выпуска, покинутый двухэтажный кирпичный дом с лоджиями, здание дизельной электростанции – молчаливые свидетели шумной, полнокровной жизни бывшей недавно в тундре. Посёлок оставили в 1995 году. Минуя губу Лауш с низкими, подтопленными берегами, у посёлка
Цыпнаволок дорога раздваивается: одна направляется к маяку и метеостанции, а другая поворачивает на юг и идёт среди карликовой ольхи и берёзы. В тундре видели человека на промысле: собирал морошку.
Цыпнаволок – территория от губы Лауш до реки Аникиева, давно обжита: от стоянок древних людей в эпоху мезолита, рыболовецких становищ 16 века до зенитно-ракетных дивизионов в конце 20. Первый маяк был построен в 1896 году. За речкой Аникиева проехали мимо большого, капитального, бетонного ангара и спортивной площадки с футбольным полем, турником и брусьями. Здесь в советское время стоял дивизион ПВО с позывным «Методичный».
Стрелки на установленном у дороги деревянном столбе указывали расстояния до некоторых городов России: Саратов 2100, Казань 1700, Владивосток 5000 ... Взобравшись на небольшую горку Корабельная (46,9), полюбовались на острова Малый и Большой Аникиев, вздымающиеся из моря между мысами Цыпнаволок и Рюмина.
Большой Аникиев остров – известное историческое место, на котором была таможенная застава. На скалах острова много древних надписей.
Далее дорога как обычно шла то вверх, то вниз. Поднявшись на перевал в основании мыса Сергеева(Корабельного), увидели в море белые, пенные буруны, будто стая касаток атакует косяк рыбы. Я воскликнул, что это киты и мы побежали вверх по горе, чтобы разглядеть их получше. С вершины сопки я сфотографировал панораму губы Большая Корабельная от Мыса Рюмина до мыса Типунова. Рассматривая бурление воды через видоискатель фотоаппарата, стало ясно, что это брызги разбивающихся о камни на мелководье волн. У берега Корабельной губы можно рассмотреть разрушенные строения. Здесь ранее процветала рыболовецкая фактория. От Цыпнаволока и далее вдоль пути как верстовые столбы стоят пустые деревянные опоры. Состояние дороги существенно ухудшилась и скорость движения упала.
На реке Пузырёва сделали остановку, чтобы полюбоваться красивым каскадным водопадом в каньёне с гладкими вертикальными плитами, отражающими лучи низкого северного солнца.
Берег с юго-восточной стороны Рыбачьего от мыса Баргоутный до мыса Городецкий скалистый и обрывистый.
Основная дорога - «наезженное направление» уходит вглубь полуострова. От мыса Шарапова до мыса Городецкого можно было бы пройти и по нижней тропе. Я спустился, осмотрелся. Карабкаться набирая и сбрасывая высоту по скалам, брести по девственным мхам с нагруженным велосипедом сомнительное удовольствие.
Поэтому мы двигались верхней дорогой менее живописной, но более приемлемой для езды на велосипеде. Вечерело. Идеально защищённых от ветра мест не было.
Остановились на берегу ручья, берущего своё начало на склонах высоты 168 метров у мыса Шарапова. Ничем не прикрытая палатка обдувалась сильным ветром и всю ночь шумела, мешая спать. К счастью дождя почти не было. Иногда налетали шквалы, но они были кратковременными. К утру ветер усилился.
Преодолели 35 километров. Набор 1025 метров. Сброс 975 метров.