Найти тему

А это точно Дракула?

Портрет Влада III Цепеша из замка Амбрас, вторая половина XVI века. Деталь.
Портрет Влада III Цепеша из замка Амбрас, вторая половина XVI века. Деталь.

Такой портрет вылезет в любом поисковом запросе о том, как выглядел Влад III Бесараб или Цепеш (1428-1476). Он же — легендарный тиран и будущий граф-вампир (с легкой руки ирландца Стокера).

Только сам источник — довольно спорный. Зачастую пишут, что это копия второй половины XVI века с настоящего портрета XV века. Якобы его выполнили с натуры, когда Влад Дракула гнил в темнице, пользуясь венгерским гостеприимством. Только вот оригинал не сохранился. А создание вымышленных портретов известных персонажей — обычное дело для Европы XVI-XVII веков.

Гравюра с изображением Влада из посвященного ему немецкого памфлета, Нюрнберг, 1488.
Гравюра с изображением Влада из посвященного ему немецкого памфлета, Нюрнберг, 1488.

Как выглядел Дракула на самом деле? Единственное описание внешности Влада Дракулы, оставленное очевидцем, принадлежит Николаю, хорватскому епископу Модруша. В своем сочинении De Bellis (1472) тот говорит о невысоком, но крепко сложенном человеке с бычьей шеей. На широкие мощные плечи Влада спадали темные кудри. Густые и темные брови придавали его лицу грозный вид. Он носил усы, но брил бороду. Бросался в глаза орлиный нос, раздувавший ноздри. А очень длинные ресницы обрамляли большие зеленые глаза.

Гравюры конца XV века очень условны, хотя и выполнены явно по какому-то общему не сохранившемуся образцу. Посмотрим на картину из замка Амбрас, якобы сделанную в XVI веке копию прижизненного портрета Влада. Она во многом напоминает описание из
De Bellis. Но на портрете изображен человек с тонкими бровями, впалыми щеками, резкими чертами костистого лица. Такого мог бы сыграть Стив Бушеми. Еще и с выступающей нижней губой, которой позавидовал бы любой Габсбург. Не совсем понятен и цвет глаз. Они то ли темно-зеленые, то ли карие.

Слева — портрет Влада III Цепеша из замка Амбрас, вторая половина XVI века. Справа — румынский актер Даниэль Нута в роли Влада Дракулы в сериале Rise of Empires: Ottoman от Netflix.
Слева — портрет Влада III Цепеша из замка Амбрас, вторая половина XVI века. Справа — румынский актер Даниэль Нута в роли Влада Дракулы в сериале Rise of Empires: Ottoman от Netflix.

А вот кто вполне похож на прижизненное описание Дракулы — так это румынский актер Даниэль Нута. Его выбрали на роль Влада Дракулы во втором сезоне сериала-докудрамы Rise of Empires: Ottoman от Netflix и, кажется, довольно удачно. И брови не подкачали, и нос орлиный, и все остальные признаки есть. Только глаза карие, как на портрете, а не зеленые. И борода лишняя, хотя в некоторых сценах актер частично ее сбривает.

Даниэль Нута в роли Влада Дракулы в сериале Rise of Empires: Ottoman от Netflix.
Даниэль Нута в роли Влада Дракулы в сериале Rise of Empires: Ottoman от Netflix.

И костюм Влада Дракулы в Rise of Empires: Ottoman от Netflix кое-что напоминает. А именно — знаменитый «портрет» Дракулы из замка Амбрас в Инсбруке.

Правда, в сериале шапка не бархатная, а кожаная. Драгоценная звезда-эгрет, которая удерживает плюмаж, изменила форму. А перья стали черными вместо белых. На картине оторочка шапки украшена то ли крупным жемчугом, то ли серебряными заклепками. Костюмер сделал выбор в пользу заклепок, похожих на латунные и не слишком парадных. Но, в любом случае, источник вдохновения очевиден.

Даниэль Нута в роли Влада Дракулы в сериале Rise of Empires: Ottoman от Netflix.
Даниэль Нута в роли Влада Дракулы в сериале Rise of Empires: Ottoman от Netflix.

Дракула судит Христа и распинает апостола Андрея. Звучит как эпизод из безумных сценариев Алехандро Ходоровски? Но нет, на алтарных панно конца XV века действительно происходит нечто подобное.

Дракула в образе Пилата Понтия. Христос перед Пилатом. Вена, 1462-1465.
Дракула в образе Пилата Понтия. Христос перед Пилатом. Вена, 1462-1465.

Вообще в искусстве Возрождения любили изображать "плохих" языческих правителей древности как турецких султанов. И те, и другие воспринимались как гонители христиан. В этот ряд встают и так называемые скрытые портреты валашского господаря Влада III (не ранее 1428-1476), прототипа знаменитого вампира из массовой культуры. Конечно, это не столько портреты, сколько тиражирование его условного облика.

Дракула в образе язычника Эгеата из Патры. Мученичество апостола Андрея. 1470-1480-е. Из австрийского монастыря Лилиенфельд. Галерея Бельведер, Вена.
Дракула в образе язычника Эгеата из Патры. Мученичество апостола Андрея. 1470-1480-е. Из австрийского монастыря Лилиенфельд. Галерея Бельведер, Вена.

Дело в том, что Влад испортил отношения с венгерским королем Матьяшем Корвином. В 1462 году Корвин бросает его в темницу по обвинению в сговоре с турками — против которых Влад до этого сражался. И тут же начинается кампания по созданию нового образа Влада Дракулы. Из жестокого, но эффективного защитника христианства он превращается в кровожадного тирана. Тем, кто посещал Влада в заключении — например, хорватскому епископу Николаю, оставившему описание его внешности — явно представляли валашского господаря именно в таком качестве.

Дракула на немецкой гравюре 1499 года.
Дракула на немецкой гравюре 1499 года.

Большую роль сыграли листки с гравюрами, которые гуляли по Европе. На них Дракула невозмутимо обедал рядом с гниющими на кольях трупами. О том, какую роль такие гравюры сыграли для создания образа “чудовищных московитов” во время Ливонской войны, я уже рассказывал.

Однако и другие живописные средства пропаганды тоже были хороши. При различиях, у всех приведенных примеров есть общие черты, характерные для образа Влада Дракулы. Это типичная шапка с эгретом и перьями, длинные распущенные волосы, усы и выбритый подбородок.

Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM