От автора: Публикуются фрагменты психологической консультации с разрешения клиента.
История клиента: Мужчина стесняется кушать за столом в присутствии других людей. Он предпочитает отказаться от угощения вообще, либо берёт маленькие порции еды. Когда его спрашивают о причинах поведения, то он говорит, что сыт. А если никто не видит, то он украдкой ест за стенкой. Его девушка знает об особенностях его личности и поэтому заранее предупреждает об этом друзей. Хочется выяснить причины его комплексов и психосоматики.
Я обожаю такие запросы, потому что сама иногда стесняюсь есть в присутствии других людей. Разбирала данную тему с психологом и выявила, что приём пищи для меня как таинство, интимное и священное действие. Безусловно, всё ещё зависит от атмосферы и чувства безопасности, которое исходит от собеседника в кафе. Сегодня мы будем раскладывать гипотезы, и я попробую снизить уровень тревожности у мужчины во время его питания. Заодно я расскажу и о своих причинах.
Гипотезы смущения во время приёма пищи:
1. С детства взрослые люди обвиняли мальчика в том, что он начинает есть тогда, когда гости ещё не сели за стол. Тем самым, в его голове закрепили сильную стыдливость, невоспитанность и страх наказания за то, что он ворует еду.
2. Мальчику говорили, что неприлично кушать, когда на тебя смотрят гости. Слушать гостей и говорить с ними с набитым ртом – это дурной тон и неуважение. Тем самым, в его голове закрепляли установку – нельзя есть, когда рядом находятся старшие люди. Ты должен потерпеть. Хочешь наесться, иди, сделай это тихонько в сторонке, чтобы никто тебя не видел.
3. Неприлично кушать, когда на тебя смотрят посторонние в кафе, на улице, на корпоративе, в столовой, в кино, в театре, в буфете. Это напутствие мне напоминает какие-то перевёрнутые и искаженные программы в голове у воспитателей. Сейчас объясню, почему так. Например, если человек сидит за столом, либо стоит на улице и при этом, он громко икает, то все поймут, что у него что-то случилось с диафрагмой. Ему посоветуют выпить 9 глотков тёплой воды и пройдёт. Это не вызовет отвращения. Когда мальчик замёрз после купания, то его надо согреть одеялом и тогда он перестанет икать.
4. Неприлично кушать, когда на тебя кто-то пристально смотрит и с любопытством. Безусловно, такое поведение постороннего человека смутит любого, и аппетит может на время снизиться. Но это не вызовет отторжения, какое бы могло бы быть в ответ на пуканье мальчика, его отрыжку, ковыряние в зубах пальцем, либо в носу во время еды. Это было бы точно неприличным актом, но в некоторых странах допустимы всякие пуки. Все мы прекрасно знаем и хорошо воспитаны, поэтому понимаем, что портить воздух другим во время питания – нежелательно. Есть позыв, выйди в туалет. Проблемы решены. Искажения в голове у воспитуемого вызваны тем, что взрослые поставили ему крепкий якорь – естественный приём пищи неприличен рядом с другими людьми. Получается, что мальчик принял за основу поведение – кушать с другими невоспитанно, нужно есть в одиночку. Во время приёма пищи ему требуется полная изоляция от посторонних людей.
5. Существует добрая поговорка: Мы едим для того, чтобы жить, а не живём, для того, чтобы есть. В ней есть польза и толк, так как из этой цитаты можно вынести мудрые знания – не чревоугодничай, не обжирайся, ешь в меру, не напивайся, ограничься одним бокалом вина в компании. Дети мало повидали в жизни, поэтому изобильные столы для них – праздники для живота. Взрослые ограничивают их в сладком и мучном, дозируют им конфеты, оберегают их от набивания желудков всем подряд. Возможно, мальчика такими словами пытались остановить от обжорства и пустого поглощения пищи. Да, здесь был и шантаж, здесь было и запугивание, здесь была и скрытая манипуляция. Увы! Таковы взрослые люди.
6. Мальчик вырос, стал взрослым мужчиной, но страх подавиться пищей, либо переесть и получить болезнь ЖКТ у него сохраняется. Когда можно подавиться пищей, воздухом, либо напитком? Когда сильно торопишься, ешь быстро, глотаешь, плохо пережёвываешь, закашляешься, нервничаешь, обижен, зол, заглатываешь негативные эмоции. Это неприятно, но временно. Поэтому и предупреждают человека – успокойся, потом сядешь и спокойно покушаешь.
7. Когда я стесняюсь есть при посторонних людях, то это о чём для меня? Я не идеально выгляжу во время пережёвывания пищи и проглатывания её. Это слишком громко, тихо, звучно? Если ешь очень медленно и тихо, то за столом могут пошутить взрослые: ты что, мальчик - змея, заглатываешь пищу, не жуя? Не надо так спешить. Жуй помедленнее. Я могу опозориться в тот момент, когда я уронил вилку, нож, ложку, разлил на чужую скатерть суп? Я забыл, не знаю нормы этикета, беру не те столовые предметы в руки? Я черпаю суп из тарелки не в ту сторону? Я не рассчитал и опустил край тарелки не туда, куда надо?
8. Когда мальчик ест, то он невольно роняет на брюки и рубашку салат, либо на пол хлеб. Хочет казаться таким примерным, но постоянно напрягается и забывает о приборах на столе. Его постоянно ругают и он дёргается от слов матери, как от ударов хлыста при посторонних: опять ты накрошил, снова ты разбил, не туда, не то, да, зачем ты принёс этот чай, салфетки не того цвета. Мальчик всё время виноват и пристыжён. Он неправильный, неаккуратный поросёнок, его в мужья не возьмут. Он уже и сам рад, что никто не возьмёт, лишь бы не трогали его. Поэтому он лучше пойдёт и поест там, за углом, тихо - тихо за стенкой, жуя, без скрипа и скрежета зубов. Лишь бы не ругали за то, что он громко икает, либо глотает чай. Быть таким, какой ты есть – неприлично. Нужно прятать своё естество подальше. Аристократы ели беззвучно. Они вообще ничего не ели, а клевали крупу как птички. - Тебе далеко до интеллигенции. - Никогда не дорастёшь, - стучит, как дятел мать, а рядом сидит такой же, вечно пристыжённый отец, опускает глаза, смотри в пол и молчит, не перечит царице.
9. Выводы: проявлять себя при посторонних – дурной тон, потому что нужно всегда держать маску.
Я предлагаю мужчине выбрать несколько карточек МАК «Из сундука прошлого»: метафора детских переживаний. Будем исследовать его самооценку (1), эмоции (2), установки (3), ограничивающие убеждения (4), и трансформировать негативные искажения (5) в позитивные (6) и общий вывод (7). Итак, поехали. ВЗ (взакрытую) выбираем семь карт иллюстраций и столько же 7 карт - слов. Нам уже не важны представления взрослых о том мальчике. Да и родителей его давно уже нет здесь. Нам важно то, что мальчик сам усвоил и чем живёт сегодня. Что ему мешает сильно выходить в социум? Что ему поможет адаптироваться в социуме?
1. Самооценка мужчины. Старший всегда прав. Его слово закон. Ослика фигура – сомнения в жизни.
2. Эмоции – бабушка закрывает глаза и говорит: ешь ты поскорее, пока никто не видит, несправедливо будет, если тебя снова накажут.
3. Скорее бы взрослые разошлись, с ними скучно, тогда можно будет нормально поесть.
4. Ощущение – не расслабиться, напряжение в лице, зажатость, волшебства и удовольствия от принятия пищи не получается. Нужно есть то, что дают и дёргают во время еды всё время, требуя делать то, что хотят другие.
5. Негативные искажения – любимый мишка в детстве в постели рядом, когда болел, но на него вырвало едой, мишку выкинули. Открытие – пища вышла на мишку и отравила любимую игрушку, потеря её. Мишка вонял, был испачкан, стал ненужным. Непонятно, что за искажения, но неприятно очень, воспоминания тяжёлые.
6. Трансформируем в позитив – нужно пожалеть зайца мокрого и забрать себе назад. Он нравится мне и нужен очень-очень, несмотря на то, что зажатый, жалкий, маленький, одинокий и грязный.
7. Вывод: Нет необходимости прятаться от других за угол с пищей. В том, как ты ешь, нет секрета. Общий секрет в том, что кушают все люди и это естественно. Если ты хочешь кушать и делаешь это, то в этом нет ничего неприличного.
Итог работы: ААА. Вот и открытие пришло наше общее. Во время ВОВ люди тайком прятали хлеб. За это грозил им трибунал. Они могли попасть в тюрьму. Одна родственница работала в магазине и выдавала людям по карточкам продукты: муку, сахар, хлеб. Чтобы прокормить семью, она утаивала продукты и рисковала своей жизнью. Ей хотелось спасти жизнь родственников. За это её могли расстрелять, как предателя. Члены семьи знали это, боялись, стыдились проступка её, но им хотелось жить и кушать.
Здесь страх, что отберут последний хлеб и накажут. Здесь тема такая жуткая и жёсткая: пока Вы жрали ворованный сахар и хлеб, на Ваших глазах умирали люди от голода, пухли и ели клей, бумагу, сосали нитки. Все устали голодать, поэтому скрывали её воровство. И всё равно многие из семьи умерли от голода. Мужчине казалось, что за его спиной стоят и пугают: съешь, подавишься. Он оборачивался, но никого за спиной своей не видел. Ему было страшно есть. Он сам голодал.
Неврозы на лицо и психосоматика. Бабушка ругала за каждые крошки хлеба, случайно обронённые на пол. Тогда мы отдаём дань уважения всем участникам события. Мужчина родился в другом времени. Он не несёт ответственности за проступки предков. Он осознаёт всё и благодарен женщине Рода, что она такой путь избрала, чтобы спасти всю семью. Она не виновата в том, что была война, голод, холод. Он не стыдится её и не считает её воровкой. Её совесть чиста и его совесть тоже чиста. Никто не запятнан. Никого не надо винить, наказывать, прощать.
Всех уважаем, любим, благодарим! Поклоняемся мудрым помощникам, Ангелам Семьи. Нет стыда, что ты ешь в присутствии кого-то. Успокоение и снятие тревоги: Жить не стыдно, а чтобы жить надо кушать. Жить по совести, значит быть искренним, открытым, честным с роднёй. Нужно дружить и помогать всем членам семьи. Когда мы зарабатываем деньги и покупаем себе на них еду, то мы гасим долг сполна. Мы достойны пищи и имеем право её употреблять. Мы имеем благословение на это Рода. Недостойные пищи те, кто выкрал её и тайком съел. И это было. В детстве он съел чужое печенье из шкафчика и скрыл от всех. Это был грех. Страх наказания был, но печенье было вкусным. Ложь вынашивалась внутри много лет и вина за проступок рвалась наружу. Она призывала его к совести... Новый год обновлений и трансформаций, поэтому мы позволяем себе жить в радости и наполнять себя такой пищей изобильно.
Снегопады из жизни убираем и выравниваем свои судьбы)
© Юлия Вадимовна Воронина, Психолог, Библиотерапевт – г. Санкт-Петербург, 2023. Все права защищены.
Запись на консультацию: здесь
Читать всё: статьи
Приглашаю Вас в свою группу "Психологическая помощь. Терапия искусством": https://vk.com/metaforina
Автор: Юлия Вадимовна Воронина
Специалист (психолог), Арт-терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru