Найти тему
Anzhee

История микрофона: от первых изобретений до наших дней. Часть 2

Оглавление

Вакуум, конденсаторы, кристаллы

Первая половина XX века принесла с собой огромное количество разнообразных инноваций в области телефонии и электронных коммуникаций. Не обошла волна прогресса и микрофоны. Посмотрим на самые главные изобретения, прямо или косвенно сформировавшие нынешний микрофонный рынок.

Джон Амброз Флеминг. Он не понаслышке знал, что такое тёплые лампы
Джон Амброз Флеминг. Он не понаслышке знал, что такое тёплые лампы

В 1904 году сэр Джон Амброз Флеминг, английский инженер-электрик и физик, изобрел первую вакуумную трубку – устройство-выпрямитель тока на двухэлектродной вакуумной электронной лампе. Флеминг назвал её осцилляторным вентилем (также распространилось наименование «диод») и попытался запатентовать, но Верховный суд США признал патент недействительным, поскольку к тому времени технология уже была известна благодаря ряду ранних экспериментов Эдисона, Теслы, Голдштейна и других.

Варианты диодов Флеминга
Варианты диодов Флеминга

В 1906 году Ли де Форест создал триод, или аудион, представлявший собой доработанную версию вакуумного диода Флеминга. Триод имел очень важное значение в деле создания дальней телефонной и радиосвязи, радаров и первых электронных цифровых вычислительных машин.

Ли де Форест говорил, что сколотил, а потом потерял четыре состояния на патентах
Ли де Форест говорил, что сколотил, а потом потерял четыре состояния на патентах

Его конструкция состояла из трех электродов – нити накаливания, или катода, сетки и пластины (анода), расположенных внутри вакуумной стеклянной капсулы.

Аудион Фореста
Аудион Фореста

С помощью вакуумных ламп изобретатели смогли улучшить качество микрофонных электрических сигналов. Триодные вакуумные лампы играли роль преобразователей тока и усиливали слабые звуковые сигналы, порождаемые микрофонными капсюлями. Они и сегодня используются в некоторых радиопередатчиках и промышленном оборудовании.

И тут вы спросите: что за трубки, какие лампы, о чём вообще мы читаем? Где наши «майки» – самое главное, для чего все здесь собрались?

Вам ответит Эдвард Кристофер Венте (нет, не тот Венте, который египтолог, его незачем приплетать) – создатель первого конденсаторного микрофона, который по сей день является одним из самых популярных типов микрофонных устройств для студийной звукозаписи.

Эдвард Венте уже разобрал микрофон. А ты?
Эдвард Венте уже разобрал микрофон. А ты?

Имя Венте прочно ассоциируется с двумя основными телефонными компаниями Америки – Western Electric и Bell Telephone Laboratories, в инженерных отделах которых он проработал на протяжении всей своей карьеры вплоть до 1954 года.

В 1916 году, в рамках задачи по улучшению качества звука в телефонных аппаратах, он представил первый по-настоящему высококачественный передатчик на основе электроконденсатора, который наконец позволил улавливать звуки для передачи или записи с недоступной до того точностью и естественностью.

Принцип действия простейшего конденсаторного микрофона
Принцип действия простейшего конденсаторного микрофона

В конструкции конденсаторного микрофона, как и в его угольном предшественнике, используются две пластины – неподвижный электрод, на который подаётся постоянный ток, и тонкая звукоулавливающая мембрана с пустым пространством между ними (фактически, простейшим диэлектриком). Вместе они образуют конденсатор, который при попадании звуковой волны на мембрану, изменяет свою ёмкость. Любые изменения ёмкости вызывают обратно пропорциональное изменения напряжения, которые и формируют полезный сигнал, идущий с микрофона на модуль усиления.

Раздетый конденсаторный микрофон без СМС и регистрации
Раздетый конденсаторный микрофон без СМС и регистрации

Из-за своей высокой чувствительности, большого динамического диапазона и обязательного внешнего питания традиционные конденсаторные микрофоны целесообразно использовать только в специально оборудованных студиях. Взамен эти передатчики дают высокое качество звука с небольшим количеством искажений и равномерную АЧХ.

Neumann CMV 3 - первый массовый конденсаторный микрофон
Neumann CMV 3 - первый массовый конденсаторный микрофон

В дальнейшем микрофоны конденсаторного типа получили множество усовершенствований, и к ним мы будем возвращаться ещё не раз.

Пьезоакустический преобразователь
Пьезоакустический преобразователь

Следующий тип микрофона, с которым нам предстоит познакомиться – пьезоэлектрический или кристаллический.

Поль Ланжевен с настоящей искрой в глазах. Добудь такую в себе!
Поль Ланжевен с настоящей искрой в глазах. Добудь такую в себе!

Первенство в разработке пьезомикрофона принято отдавать французскому физику Полю Ланжевену, который в 1917 году первым использовал пьезоэлектрические кристаллы в звукоулавливающей системе. Устройство Ланжевена использовалось для обнаружения подводных лодок в сочетании с ультразвуковым излучателем.

Свой вариант в 1919 году создал Александр Николсон. Он использовал рошельскую соль (основной пьезоэлемент) в различных громкоговорителях, фонографах и микрофонах, хотя так и не добился создания коммерчески успешного устройства.

Пьезомикрофон в разрезе
Пьезомикрофон в разрезе

Параллельно в СССР пьезоэлектрический микрофон сконструировали один из основоположников отечественной акустики Сергей Николаевич Ржевкин и Александр Иванович Яковлев, в 1928 году оформившие на него патент.

Принцип действия этих устройств основан на пьезоэлектрическом эффекте, т.е. напряжении, возникающем в отдельных кристаллах, испытывающих механическое воздействие.

Вот такой Astatic WR40 смотрит на тебя сквозь десятилетия и даже готов услышать
Вот такой Astatic WR40 смотрит на тебя сквозь десятилетия и даже готов услышать

К диафрагме крепится огранённый пьезокристалл, и когда диафрагма под воздействием звука выгибает или деформирует его, с каждой стороны возникают противоположные заряды. В то время, как большинство микрофонов улавливают звуковые вибрации в воздухе и переводят их в электросигнал, пьезоэлектрические преобразователи работают на основе акустического воздействия на структуру твёрдого материала. Из-за этого их ещё называют контактными микрофонами.

Кристаллические микрофоны 1930-х годов из-за использования рошельской соли были чувствительными к влаге и теплу. Эту проблему решили только к 1950-м заменив соль на керамические материалы: титанат бария и цирконат свинца, которые не теряли своих полезных свойств под воздействием высокой температуры или влажности.

Кристаллический Shure. Красивый...
Кристаллический Shure. Красивый...

Несмотря на высокую мощность, по частотным характеристикам пьезоэлектрические микрофоны уступали профессиональным динамическим и конденсаторным устройствам, а, соответственно, они никогда не были популярны в студийной среде. Тем не менее, кристаллические элементы широко использовались в телефонных трубках и громкоговорителях public address, а керамические версии применялись в индустрии радиовещания. Несколько последних десятилетий многие именитые производители, такие как Shure, возвращают отдельные модели в производство и делают их доступными для широкой публики.

Электретный микрофон. Кажется не таким эпичный, но это только кажется
Электретный микрофон. Кажется не таким эпичный, но это только кажется

В 1920 году произошло ещё одно открытие, значительно опередившее своё время – японский учёный и инженер Ёгучи сконструировал конденсаторный микрофон с электретной пластиной. Материал-диэлектрик, из которого была изготовлена пластина, мог долго сохранять поляризованное состояние и поддерживать постоянный заряд конденсатора.

К сожалению, в то время электреты ещё не были достаточно изучены, микрофон оказался дорогим в производстве и имел очень высокое выходное сопротивление. Только через 40 с лишним лет в недрах Bell Laboratories электретную технологию довели наконец до эффективного уровня, позволявшего использовать её в продукции массового производства.

Динамические микрофоны

История ещё одного самого распространённого типа микрофонных преобразователей – динамических микрофонов – началась со знаменитого немецкого промышленника и инженера Эрнста Вернера фон Сименса. В 1877 году основатель всемирно известной компании Siemens и обладатель огромного списка революционных электротехнических изобретений создал и запатентовал первый в мире микрофон с подвижной катушкой.

Эрнст фон Сименс словно видит то самое напряжение...
Эрнст фон Сименс словно видит то самое напряжение...

До серьёзного практического применения эта технология добралась в 1923 году благодаря капитану Генри Джозефу Раунду, возглавлявшему инженерный отдел компании Гульельмо Маркони и бывшему его личным ассистентом. Раунд разработал так называемый катушечный «магнитофон», который широко использовался в лондонских студиях BBC вплоть до начала 1930-х.

Капитан Генри Раунд любил качественный звук
Капитан Генри Раунд любил качественный звук

Устройство было изготовлено из железного стакана с магнитным стержнем, установленным в центре. Приёмная бумажная диафрагма в виде кольца прикреплялась к окружности стакана с внешней стороны и к магнитному стержню – с внутренней.

Магнитофонный микрофон - большой шаг вперёд для радиовещания
Магнитофонный микрофон - большой шаг вперёд для радиовещания

Вокруг магнита располагалась свободно висящая алюминиевая катушка, соединённая с диафрагмой.

При колебаниях диафрагмы катушка смещалась в магнитном поле, и на ней индуцировалось переменное электрическое напряжение – собственно, микрофонный сигнал.

Затем электросигнал проходил через два усилительных каскада, состоявших из входного трансформатора, нескольких вакуумных ламп, конденсаторов, резисторов и выходного трансформатора, и на выходе получался аудиосигнал.

Western Electric 618A. Пыльный, но рабочий
Western Electric 618A. Пыльный, но рабочий

В 1931 году уже известный нам по изобретению конденсаторного микрофона Эдвард Венте вместе с Альбертом Тюрасом придумали микрофон с подвижной катушкой в том виде, в котором он дошёл до наших дней. Это была знаменитая модель Western Electric 618A от Bell Labs, после которой катушечные микрофоны начали по-настоящему завоёвывать аудиорынок.

Для того, чтобы проиллюстрировать принцип работы изобретения, процитируем отрывок из статьи в журнале Microphones Explained for Beginners (по-современному, «Микрофоны для чайников») от августа 1938 года, представленный в материале на сайте Shure:

“В микрофонах с подвижной катушкой используется комбинация диафрагмы/звуковой катушки/магнита, которые образуют миниатюрный электрический генератор, приводимый в действие звуком. Акустические волны воздействуют на тонкую пластиковую мембрану (диафрагму), заставляя её вибрировать. Маленькая проволочная катушка (звуковая катушка), прикрепленная к задней части диафрагмы, вибрирует вместе с ней. Небольшой постоянный магнит создает магнитное поле вокруг звуковой катушки. Движение этой катушки в магнитном поле генерирует электрический сигнал сообразно звуку, приходящему на динамический микрофон.”

Схема катушечного микрофона от 1938 года. Для тех, кто хочет уловить суть
Схема катушечного микрофона от 1938 года. Для тех, кто хочет уловить суть

В сравнении с популярными в то время угольными микрофонами, вариант с подвижной катушкой не требовал внешнего источника питания. Долговечность, высокое качество звукопередачи, малые искажения на высоком звуковом давлении – всё это поспособствовало массовому распространению данной конструкции.

Посмотрите на Вальтера Шоттки. А он посмотрит на вас... и послушает
Посмотрите на Вальтера Шоттки. А он посмотрит на вас... и послушает

А теперь вернёмся в 1924 год. Тайны электромагнетизма привлекают всё больше практиков и порождают новых устройств-чудовищ, претендующих на захват микрофонного мира.

Очередная изобретательская волна начинается с сумрачного немецкого гения в лице Вальтера Шоттки и его помощника Эрвина Герлаха, которые создали самый первый ленточный микрофон.

Их идея состояла в том, чтобы очень тонкую гофрированную ленту из алюминия, дюралюминия или другого проводящего материала поместить в электромагнитное поле между полюсами. Когда эта лента-диафрагма под воздействием звука начинает колебаться, она генерирует переменное напряжение (звуковой сигнал), которое снимается контактами на концах ленты.

Изящная иллюстрация принципа работы ленточного микрофона, ничего лишнего
Изящная иллюстрация принципа работы ленточного микрофона, ничего лишнего

В 1930-х годах, с появлением более мощных магнитов, ленточные микрофоны получили заслуженное признание. Ключевые разработки на этом фронте принадлежат Гарри Фердинанду Ольсону – инженеру Американской радиокорпорации (RCA).

Микрофон и Гарри Ольсон. Оба хороши!
Микрофон и Гарри Ольсон. Оба хороши!

В 1931 году он сконструировал первую коммерчески успешную модель ленточного типа – RCA Photophone Type PB-31. Акустические характеристики этого микрофона на тот момент превосходили все известные конденсаторные устройства, и знаменитый манхэттенский Радио Сити Мьюзик Холл в Рокфеллер-центре закупил PB-31 для своих нужд. На волне успеха уже в следующем году вышел без преувеличения легендарный RCA 44A, положив начало 44 серии, за разработку которой Гарри Ольсон в 2005 году был введён в Зал Славы TEC.

Главным плюсом ленточного микрофона перед конкурентами на раннем этапе развития отрасли считается превосходная АЧХ, способность детально и мягко улавливать высокочастотные детали без чрезмерной агрессии и «хрустальных» всплесков.

Винтаж от RCA
Винтаж от RCA

Несмотря на бурное развитие технологий (а может, в некотором роде, и благодаря им) мир неумолимо двигался к пропасти, имя которой – Вторая мировая война. Как и любое глобальное потрясение, она инициировала мощнейший технологический скачок, о котором – в следующей части. Разберёмся с шотган-микрофонами, догоним электретную схему и, наконец, оценим всё разнообразие современных технологий.

Если вам было интересно, подписывайтесь. Нам это важно, правда!

Наука
7 млн интересуются