Вера, Отечество, Любовь
Только на десятый год существования Лагеря друзей я, наконец, понял, что главной «внешней» ценностью, которой нужно посвятить его, должна стать Россия. Но как можно конкретизировать эту ценность, чтобы не свести всю «патриотическую» составляющую к ежедневному исполнению гимна?
Духовный комплекс ценностей, формирующийся вокруг ценности «Россия», можно разложить на три составляющие: Вера – Отечество – Любовь (сокращенно, по первым буквам – «ВОЛ»). Это три базовые ценности, три ценности новой российской идеологии, которые в идеале должен разделять каждый гражданин России.
Согласитесь, коллеги, это же очень важно – иметь ясные ориентиры в том, с какими ценностями выходить к детям, ставя перед собой задачу их воспитания. Попросту говоря, иметь возможность сказать в какой-то задушевной беседе: «Знаете, ребята, для каждого из нас на свете есть три самые главные вещи: твоя Вера, твое Отечество и твоя Любовь…». И, если вы сами безусловно верите в это, - ваши дети вам поверят, вы сумеете донести до них эти ценности.
Но я недаром упомянул: «если вы верите сами…». Бесполезно и где-то даже безнравственно внушать детям то, во что ты не веришь сам. Вспомните закат социализма, когда с учительских кафедр и трибун людям и детям внушались уже во многом «мертвые» идеи; идеи, в которые мало кто верил. К чему это привело, мы хорошо помним: воспитательная система, построенная на «мертвых» ценностях, то есть тех ценностях, которые мало кто ценил, разрушилась как карточный домик.
Поэтому нам нужно еще и еще раз все хорошенько обдумать и взвесить, разобраться со всеми «подводными течениями», чтобы новая российская идеология проложила, наконец, себе достаточно широкое и безопасное русло.
Во-первых, давайте разберемся во внутренних связях трех компонентах российской идеи. Как относятся друг к другу Вера, Отечество и Любовь?
Мне кажется, что нагляднее всего нам взять математическую аналогию и представить их соотношение в виде своеобразного графика:
Вера – это «вертикальная» ценность. Она связывает человека с небом, с Богом, вносит в его душу чувство святости, дает ему надежду на преодоление смерти, на вечную жизнь. Она как бы отрывает человека от земли, поднимает его над животным существованием, иерархически организует весь духовный склад человека. Отечество – «горизонтальная» ценность. Она не дает человеку забыть о своем земном призвании. Она как бы напоминает ему: «Ты все-таки не Ангел, сфера обитания которого небо, ты – человек, живущий на земле, а значит, у тебя есть долг перед твоей земной Родиной, твоим земным Отечеством». Эта ценность препятствует развитию духовной самозамкнутости и выводит человека на путь любви к ближним, которыми и являются его соотечественники, реализует призвание в том или ином служении.
Эти две ценности – Вера (Бог) и Отечество (Родина) – выражают изначальную, задуманную Творцом, двойственность человека. Он является сыном Бога-Отца, от Которого получил бессмертную душу, и Матери-Земли, подарившей ему плоть. Эта вертикально-горизонтальная заданность ценностей соответствует двум заповедям Иисуса Христа, из которых первая – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» - соответствует Вере, вторая – «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» - применима к Отечеству, где и находятся твои ближние.
Итак, жизнь человека является синтезом, подчеркиваю – синтезом - служения двум высшим ценностям – Богу и Родине, так что служение Богу является одновременно службой своему Отечеству и, соответственно, наоборот: служа своему Отечеству, ты тем самым служишь Богу.
У нас еще осталась третья ценность – Любовь. Ее мы назовем «интегральной» ценностью и поместим как график некоей функции, определяемой двумя «осями координат» - Верой и Отечеством.
Теперь попробуем прояснить эту математическую аналогию. Любовь как интегральная ценность связывает в единое гармоническое целое Веру и Отечество, не давая им гипертрофироваться и нарушить эту гармонию. Если бы Любовь не связывала эти две ценности, каждая из них, стремясь к бесконечности, вела бы к трагическим, а порою и ужасающим последствиям.
Впрочем, частицу «бы» можно отбросить. История это доказала на практике.
Возьмем вертикаль Веры. Вера, не смягченная Любовью, ведет к фанатизму. Крестовые походы и горящие костры Средневековья, современные теракты «шахидов» – вот реальная практика «голой» Веры, Веры, не признающей никаких ценностей, кроме ее самой (иногда, правда, опирающейся на Отечество, но напрочь забывшей о какой бы то ни было Любви к окружающим людям).
Да и история России – кровавая колесница Веры, забывшей о Любви. Самосожжения староверов, преследования иноверцев, а в недавнем прошлом – роковая «вера» коммунистов в избранность пролетариата, во имя которого можно уничтожать другие классы...
Теперь возьмем горизонталь Отечества. К чему ведет превозношение своего Отечества, я думаю, вы уже догадались. Разрастающаяся в бесконечность горизонталь Отечества, не сдерживаемая Любовью к другим народам, к человечеству в целом, ведет к тем или иным формам национализма и фашизма. История Германии это показала наглядно. Именно Любовь здесь выступает сдерживающим фактором. Любовь как высшее проявление гуманизма, во имя сохранения человеческого в человеке выступающая против всех видов гипертрофированного патриотизма. Иначе люди превращаются в волков, ради сохранения своего логова или расширения жизненной территории рвущим другим людям глотки.
Итак, Любовь выступает высшей интегральной ценностью в новой российской идее, той ценностью, в которой воплощены лучшие духовно-нравственные качества россиян: жертвенность и сострадание, доверчивость и открытость, юмор и оптимизм…
Но как эти ценности адекватно донести детям?
Представьте: Вы увлеченно говорите детям о Вере, Отечестве. Любви, вещаете о необходимости воспитания в себе этих ценностей и неожиданно получаете встречный вопрос: «А зачем?.. Зачем мне это нужно?»
Коллеги, как бы вы ответили на это?
Конечно, можно оставить без внимания этот вопрос, если он был задан с превышением некоего критического уровня цинизма, того уровня, после которого бесполезно что-либо объяснять. Но если ребенок действительно хочет разобраться и не прочь привнести эти ценности в свою душу, но не понимает, что это ему даст, не видит их личностной значимости, тогда уходить от ответа нельзя.
Тогда с помощью какой категории можно актуализировать рассмотренные нами ценности? Как вы думаете, коллеги?
Я думаю, «призвание» и есть та категория, которая может придать личностную значимость сознательному усвоению ценностей Веры, Отечества и Любви.
В самом деле, что такое призвание? Это способ твоей самореализации в этом мире. Это ответ на вопрос: «Зачем ты есть в этом мире и что ты должен в нем сделать?» А чтобы правильно определить свое призвание, нужно в первую очередь определиться по отношению к трем главным ценностям: Вере, Отечеству и Любви.
Каждый человек в зависимости от своей духовной структуры усваивает эти ценности далеко в не равной степени. Кому-то ближе Вера, и он почти полностью уходит в нее, кто-то наиболее личностно-значимо воспринимает Отечество и служит ему, а кому-то наиболее близка Любовь.
Учитывая погрешность всякого схематизма, можно всех людей разделить на три категории: людей Веры (наиболее ярко – священники, монахи), людей Отечества (военные, политики) и людей Любви (любящие жены и матери, к примеру).
Коллеги, к какой категории Вы бы отнесли себя?..
А профессию учителя?.. Да, учителю и Вера нужна, и Отечеству служит, да и без Любви-то как?..
Но вернемся к детям. Учитель предлагает ученику самоопределиться в трех важнейших ценностях. Согласитесь, что вся профориентационная работа уже вторична по отношению к этому главному самоопределению.
«В какой области лежит твое призвание? – учитель спрашивает у ученика, - Если твое призвание связано с Верой, если ты чувствуешь, что это для тебя главное, значит, твоя профессия будет связана с духовными потребностями общества, с обучением и воспитанием людей. Если ты ощущаешь в душе горячую Любовь к своей Отчизне и горишь желанием ей послужить, значит, твое призвание лежит в области ценности «Отечество». Думай, как ты хочешь служить, - как военный, политик, чиновник?.. Ну, а если ты чувствуешь, что твое призвание – Любовь, ты готов(а) дарить ее и изливать с избытком из кажущегося неиссякаемым источника, - определяйся точнее, где будет изливаться твоя Любовь – в семье ли, или в профессии, требующей полной самоотдачи (учитель, доктор,..)».
После такого «теоретического» отступления давайте посмотрим, как адекватно реализовать самоопределение ребят в области трех важнейших ценностей на практике.
Задание логично начать с более подробного объяснения ребятам трех ценностей – Веры, Отечества и Любви. А перед целеполагание сказать, что каждый человек не может в равной степени разделять три эти ценности, у каждого есть ценность, которая ему присуща в наибольшей степени.
«Главная ценность внутри Веры – это Бог.
Есть люди Веры, у которых в душе она занимает наибольшее место. Это люди, видящие смысл своей жизни в служении Богу. Наиболее яркий пример – монахи, полностью посвящающие себя и свою жизнь служению Богу. Это не значит, что у людей этого типа нет двух других ценностей, просто в ситуации выбора они отдадут свое предпочтение Богу, то есть ради своей Веры они могут пренебречь своим Отечеством и своей Любовью.
Главной ценностью к категории «Отечество» является служение. Для людей Отечества главное – это служение своей Родине в том или ином призвании. Еще одной ценностью для этих людей является верность. Они верны своей Родине и никогда не бросят его, как бы трудно им там не жилось. Они будут делать все, чтобы помочь своему Отечеству преодолеть все трудности, и если нужно, могут пожертвовать ради него своей жизнью.
В категории «Любовь» главной ценностью естественно является человек или люди, которых ты любишь. Для людей Любви не так важна Вера, в крайнем случае, можно пренебречь и Отечеством, а вот любимый человек – это самое важное, что есть в их жизни. Ради него люди Любви готовы на все, в том числе на самопожертвование.
Итак, целеполагание заключается в том, чтобы каждый задумался и попытался определить свою главную ценность. Какой преобладающей ценности он человек – Веры, Отечества или Любви? Это очень важно в плане самопознания. Главная ценность – это основа твоей души, это то вокруг чего должно быть выстроено твое призвание, воплощенное в той или иной профессии.
Так через категорию «призвание» учитель помогает ученику ощутить личностную значимость трех главных ценностей – Веры, Отечества и Любви и дает задание попробовать в них самоопределиться, выделив для себя главную ценность.
Друзья, вы ждете, что я сейчас приведу анализ работ учащихся по этому заданию?..
Но я не буду этого делать. В соответствии с законами жанра голливудских фильмов останавливаюсь на самом важном и интересном…
Шутка… Просто давайте рассмотрим ответы ребят в аналогичном, но немного другом нравственном разрезе.
Любовь к Богу, Родине, ближним
Вот именно в таком. В таком виде задание приобретает вид самоопределения в различных видах или направлениях любви. Какое из них является главным?
Здесь речь идет, конечно же, о любви-агапе, любви-жертве, любви-служении. Кому из этих «объектов» любви, или трех ее видов, ты готов отдать свое сердце в наибольшей степени? Друзья, еще раз прошу вас самих задуматься об этом, прежде чем мы перейдем к анализу работ ребят. Это важно в плане сравнения и соотнесения своих ценностей с ценностями других людей. Это как раз тот случай, когда возраст не имеет принципиального значения. Я уверен, чем раньше начинает человек задумываться над этими вопросами, тем больше есть шансов у него определиться со своим призванием в жизни, в котором главный «объект» его любви определит смысл его жизни.
Ну, что, подумали?..
Тогда давайте перейдем к нашим ребятушкам. Что они думают по этому поводу? В виду важности этого самоопределения буду давать краткую «характеристику» авторам.
Начнем с «молодежи».
Настя две недели назад закончила пятый класс. Одна из нескольких «первочков». Лагерь воспринимает с восторгом, видно наглядно, какое большое место он сразу занял в ее душе, и особенно «чувствительна» к отношению к ней старших друзей-мальчиков.
«Конечно, все три вида любви значительны. Но я выделяю только один вид – любовь к ближнему. Я еще сама не разобралась, почему эта любовь занимает в моем сердце большую часть».
Насте трудно осознать и рационализировать мотивы своего предпочтения, но важно то, что интуитивно она чувствует главную для нее любовь, соответствующую главной направленности ее личности.
Рита. Тоже пятиклассница-первочок, но в отличие от Насти лагерь воспринимает сдержанно, держится достаточно отстраненно, многие игры ей кажутся чрезмерно «жестокими».
«Моя любовь к Богу выражается в моей вере в Него, в уважении и почитании Его дома, в соблюдении заповедей, в молитве на ночь.
Моя любовь к Отчизне выражается в патриотизме, в уважении к истории страны, обычаев и традиций русского народа.
А любовь к близким проявляется в заботе о них, в оказании помощи, в уважении их интересов, в терпеливом отношении к их недостаткам и слабостям».
У Риты любовь как бы разложена по полочкам, кратко и четко объяснена, но, может, поэтому, слегка «прохладна». И в отличие от Насти Рита даже не делает попытки выделения главной ценности. Все-таки задание слишком «абстрактно» для нее и мало соответствует ее главным душевным потребностям.
Ваня. Последний «первочок» среди рассматриваемых. Отличник. В лагере ему нравится, хотя не со всеми сверстниками ровные и дружеские отношения.
«Для меня наверное самое главное – это любовь к отечеству. Я всегда был патриотом нашей страны. И профессия моя связана со страной.
Любовь к Богу у меня наверное занимает 2-е место. Я всегда любил и люблю узнать про Иисуса Христа. Мы с другом всегда ходим на родник Серафима Саровского, чтобы окунуться 3 раза в священной воде.
Но в любви к ближнему я так и не разобрался, но я знаю точно, что она была за любовью к Богу».
У Вани подкупает четкая иерархия. Обратите внимание, что даже его будущая профессия (жаль, что Ваня не написал, какая) связана с главным «объектом» его любви. Согласитесь, что это очень высокая степень нравственного самоопределения в ее важнейшем разрезе – любви.
Ну, а теперь «ветераны» - ребята, которые уже не один год были в лагере друзей и уже не один раз сталкивались с необходимостью самоопределения в сфере важнейших нравственных ценностей.
Дима. Третий год в лагере. Из православной семьи, сам нелицемерно религиозен и при этом умен и интеллигентен. В лагере сохраняет свои лучшие качества, но иногда, бывает, увлекается игровым результатом в ущерб дружеским чувствам и отношениям.
«Для меня любовь (во всех ее проявлениях) является, наверное, главным чувством.
С самого детства, любовь к Богу для меня очень сильно важна. Если честно, то я не пронимаю таких людей, которые не верят в Бога.
Также я себя считаю патриотом своей Родины. Я очень люблю свою Родину. Где я буду жить? Только в России. Несмотря ни на что. Россия лучшая. Даже несмотря на то, что мы проигрываем в футболе!
Насчет ближних, именно в этом лагере я понял, что я могу любить ближних. Я почти сразу начинаю любить ближних.
Все эти виды любви для меня очень важны и поэтому один выделить мне очень сложно».
Да, даже для ветерана это подчас непосильная задача. Но замечательно, что лагерь помог Диме прогрессировать в любви к ближнему. Такой ускоренный рост тоже может много сказать о главной направленности личности.
Мурат. Друг Димы. В религиозном плане – из семьи с мусульманскими корнями. Один из самых благородных ребят, тех, у кого общественные потребности и нужды друзей всегда стоят на первом месте.
«Я с трепетом души отношусь к Богу. Ясное дело, что я люблю Его. Я обожаю мою Родину – Россию. Я без нее как без кислорода. Хоть у нас и две беды. Но даже без них я не смогу.
Но самое дорогое для меня близкие. Я близких очень люблю и готов ради них на все».
Искренность любви Мурата к России подтверждается тем, что даже «две беды» входят в ее состав. С такой же неоспоримой однозначностью веришь и в его итоговое самоопределение, хотя все-таки у меня есть сомнения в его окончательности в силу опять-таки очень сильной общественной направленности его личности.
Таня. Сдержанна, даже иногда флегматична, но очень тонка, чувствительна и оригинальна в своей мудрой женской наблюдательности. Ее суждения всегда глубоки и оригинальны. И искренни, если уж она решила высказаться по какому-то поводу.
«Я считаю, что моя любовь к Богу еще очень мала и проявляется скудно и эгоистично. Это плохо. Любить и помнить Бога нужно всегда. Он наш Отец.
Любить Отчизну такой, какая она есть, я еще не могу. Сложно. Хотя я понимаю, что все в наших руках, и мы должны исправить все. И именно из-за бездействия основной массы все так плохо. При этом я помню, что хорошую и красивую Родину любить гораздо проще.
То есть любовь к ближнему во мне наиболее развита. Может, она легче. Ведь саму суть существования людей и Бога мы осознаем не до конца. Родину как следует, не знаем и не воспринимаем.
А вот ближнего (друга или родственника) мы, во-первых, видим и ощущаем, и вот уже легче. А во-вторых, этот человек готов прийти на помощь и выручить тебя. Ну, как же его не любить? Его помощь видимая и ощутимая.
P.S. В будущем я хочу ощущать все 3 вида любви в полной мере».
Ну, что убедились в глубине суждений Тани? Она первая, кто пытается обосновать свои предпочтения общими для всех людей условиями – философскими предпосылками и реальностями человеческого бытия.
Таня также первая, кто попыталась расшифровать понятие «ближние». Я специально не стал этого делать в преамбуле задания, полагая, оставив в стороне все богословские толкования, что его смысловая суть заключается в прямом семантическом значении слова.
И, наконец, Таня единственная, кто сделала очень важный вывод о необходимости всех трех видов любви для полноценного «ощущения» жизни. Правда, можно ли ощущать все три вида любви «в полной мере» - это еще вопрос.
И последняя Люда. Она станет в этой смене «человеком лагеря», то есть избранным по его итогам «лучшим другом» всех участников смены. Очень гармоничный человек в плане соотношения ума и доброты, обладающий разнообразными способностями и несомненным педагогическим даром.
«Из трех видов любви «Агапе» для меня ближе всего любовь к ближнему. Вероятно, это потому, что во мне что-то заложено с рождения. Я с легкостью нахожу общий язык почти с любым человеком, мне хочется узнавать новых людей и общаться с ними. Но из этих трех видов, я думаю, два ближе всего. Ведь, если ты любишь ближних, созданных Богом, мы любишь и Бога – это ведь его «творения». Эти две любви тесно связаны, но одна из них ближе мне. А любовь к Отчизне во мне если проявляется, то не в больших количествах, но я ценю и люблю свою Родину, где есть место для меня и для ближних мне людей».
У Люды очень важная связь между Богом и ближними. Ближние – «творения» Божьи. Отсюда вытекает связь любви к Богу и к ближним. Но и Отчизна включается в эту «связку» как Родина проживания ближних. Люда как бы развивает предпосылку, обозначенную Таней, что эти внешне три разные вида любви на самом деле – единая любовь, распадающаяся на три русла.
Пожалуй, с этим можно согласиться и на этом остановиться.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь