Штат Висконсин отлично представлен на металлической карте USA. Если там родилась такая группа, как Morta Skuld, то у них все в полном порядке с Death Metal.
Эти ребята запросто могли бы стать очередным жупелом или символом антимузыкальности и упадка целого поколения молодежи. Но ей, очевидно, мешала ее полная серьезность и совершенный мрак в музыкальной фазе, сопоставимый только с самыми отчаянными и темными альбомами в стиле Doom Death Metal, от которого собственно MS всегда пребывали на расстоянии пары-тройки шагов.
Morta Skuld – представители первой волны американского дэт-метал, достаточно долгое время находились в глубоком андеграунде, и свой первый альбом, «Dying Remains» («Умирающие останки», 1993), выпустили, будучи на сцене вот уже как целое десятилетие.
На данном пласте присутствует классическая форма дэта – размеренная, тяжелая музыка с видимой гитарной работой в виде скороспелых соляков и жесткого дисторшна. Бульдозерный напор, совершенно зверский, добротно расщепленный вокал, сверхчеловеческое понимание, зачем им это нужно, жажда власти над толпой. Вот эти аспекты хорошо представлены на сабжевом диске данных американцев.
Ритм-секционно бригада предпочитает мид-темповые и чуть быстрее треки, в которых реально выражается вся сила и благость подобного рода музыки. Ударник лупит так, что, кажется, барабаны молят о пощаде, а басист уверенной рукой выводит рулады, которые по низким частотам доходят по стенам до подвалов.
Несмотря на то, что это первенец, запись тут вполне достойная. В начале 90-х нечасто можно было видеть подобную музыку в таком качестве. Обратите внимание на здешние треки «Devoured Fears» и «Useless To Mankind» - лучшие, по моему мнению, на данной работе.
Второй альбом, «As Humanity Fades» («Угасающее человечество», 1994), разделенный всего лишь годовым интервалом с дебютом, подхватил его эстафету, но не вывел творчество коллектива на какой-либо новый уровень, чего бы, конечно, хотелось. Инструментарий, представленный здесь, небогат, хоть и содержится в образцовом порядке. На выходе получился жирный, среднетемповый дэт, который по цепляемости все же уступает «Dying Remains», и лично меня радует лишь одной песней – заглавной «Unknown Emotions».
Подобное положение сохранилось и на третьем релизе, «For All Eternity» («Во веки веков», 1995), выпущенном еще через год. Несмотря на то, что альбом нехило качает, наиболее привлекательная песня тут всего одна – «Tears of a Fallen Race», остальное сугубо на вкус и цвет.
Несколько веселее положение дел на четвертой работе, «Surface» («Поверхность», 1997), которая появилась перед длительным простоем команды. Несмотря на общую консервативность звучания, группа предпринимает тут попытки отойти от мощного наступательного дэта в сторону более прогрессивного звучания.
Отсюда эта особенная нерасторопность и часто меняющиеся риффы, дающие ощущение постоянного движения музыкального полотна без особой скорости – музыка здесь совсем близко подошла к progressive death metal, но так и не переступила никакие грани. Отмечу дорожку «Lords Of Discipline» - пусть в ней и не сконцентрировалось все лучшее, что есть на данном альбоме, сама по себе она очень выразительна.
После того, как группа внезапно остановилась почти на пятнадцать лет, их пятый диск - «Wounds Deeper Than Time» («Раны глубже, чем время», 2017) ожидался с особым интересом. Уже пятипесенный миньон «Serving Two Masters» («Служба двум господам», 2014) наглядно показал, что его стоит ждать: на нем, при обновленном звуке, Morta Skuld умудрились сохранить все свои фирменные фишечки, а наличие таких треков, как «Serving Two Masters» и «Destroy Us» показывало, насколько посвежел композиторский талант музыкантов.
Итак, на «Wounds Deeper Than Time» присутствует два гитариста, но это не сильно заметно, и они перекидывают ожесточенно лязгающие риффы как тяжелые гири друг другу, что в музыкальной терминологии называется силовой эквилибр. Но, однако ж, нет-нет, как один из семиструнников вырезает из листовой стали своим сварочным аппаратом милый изящный соляк, который падает оземь с чудовищным грохотом. Однако на общем фоне полного музыкального погрома, даже такие лирические набросы слушаются с интересом.
Весьма хороши отсюда треки «Breathe In The Black» и «Hating Life», задающие хороший тон всей работе. После них все идет уже по накатанной.
Шестой лонгплей, «Suffer For Nothing» («Страдания ни за что», 2020) получился также весьма добротным. Тут многое с предыдущей работы: узнаваемый тандем соло-гитар, взрывные среднетемповые, оригинальные соло.
Ничего сверхординарного, да оно тут и не нужно. Здешнее мясо вполне самодостаточно и с мозгами, присутствуют достойные вещи, такие, как «Extreme Tolerance», «Abyss Of The Mind», «Facing Mortality», звук радует, так что жаловаться абсолютно не на что.
Седьмой полноформатный релиз команды, «Nascency of the Prolific» («Зарождение плодоношения», 2023), оказался, увы, не новым в плане материала, а представляет из себя объединение перезаписанных двух первых демок. Для меня, например, на ней совершенно по-новому зазвучала вещь «Gory Departure». И вообще эти ранние вещи были изрядно переосмыслены и предстали перед слушателем в несколько иных аранжировках.
В качестве же того самого зарождения плодоношения имеется ввиду, конечно же, удобрение земли многочисленными человеческими останками.
Крайний альбом Morta Skuld «Creation Undone» ("Творение уничтожено", 2024) вышел 23 февраля 2024 года. Он удачно продолжает предыдущую запись и содержит хороший концентрат дэта. Все вполне по-олдскулу, так что любителям стиля противопоказаний не имеется. Лучшие треки: «Unforeseen Obstacles» и «Self Destructive Emotions».
В принципе на этом можно и завершать описание: военная тема имеется, прямолинейный сатанизм в духе Morbid Angel имеется, парочка среднетемповых давящих вещей также имеются. Пару раз Дейв Грегор врубит гроул позлее, пару раз отыграет трэшак, заглянет на территорию сырого nwobhm а-ля ранний Venom. В общем, полный джентельменский набор, из которого американцы варят этот альбом.
Релиз насыщенный, короткий, не успевает наскучить. Ингредиенты подобраны вполне удачно, добавлены вполне правильной пропорции. Очередное топтание на месте в этот раз удалось вполне фотогенично, поэтому ругать не хочется.
Видео по теме: