Сценическая история хроники Островского невелика, сохранилось совсем немного документальных свидетельств. Поэтому, кроме нескольких старых фотографий, использую изображения с официального сайта Малого театра, где спектакль несколько лет назад шёл (сама, правда, видела его только в записи). Исполнитель роли Шуйского, как я поняла, был единственный – Б.Г.Невзоров.
*************
После сцены суда над Шуйским в хронике Островского показана встреча инокини Марфы с «сыном» (о ней я уже писала), а дальше две очень важные сцены, время действия которых автор, в отличие от других, не указывает. И связаны они с возвращением Шуйского из ссылки (вернул его Лжедимитрий после венчания на царство – оно состоялось 21 июля 1605 года, - так примерно и датируем эти картины). А ещё сильнее их связь с грядущими переменами. Сначала мы услышим разговор бояр:
Дай Шуйскому приехать
Да осмотреться; он сейчас увидит,
Куда ведут советники слепые
Царька слепого…
…Он им поможет.
С Басмановым он больше не заспорит:
Поддакивать и поблажать им будет;
И царик наш напрыгает недолго.
И тут же будут размышления – кто следующий «на трон сядет», и уже рассматривается «кандидатура» Шуйского:
… Только с уговором:
Пусть грамоту напишет он боярству
И поцелует крест — без нашей думы
Не делать шагу…
И будет высказана причина, почему найти нового царя – «мудрёная задача»:
Свои друзья, свои враги у всех;
Кто ни взойди теперь на трон московский,
Родня, друзья сейчас его облепят —
Врагам не жить.
И (для меня, во всяком случае) страшные слова, что делать, если Шуйский откажется «приказчиком боярским быть на троне»:
Тогда пошлем к Жигмонту Владислава
Просить на царство: ешь меня собака
Неведомая, только не своя…
А сам Шуйский в это время готовится сделать первый ход в новом этапе своей игры. Он только что возвращён из ссылки. Показательна ремарка: «Чёрная изба у Шуйского. Входят Василий Шуйский в крестьянском кафтане и дворецкий». Сейчас он изображает «скорбного», принимая у себя «не всех, а только самых близких, и то простых людей». Именно на них он делает свою ставку чтобы и разузнать обо всём происходящем, и подготовиться к своему появлению.
Он размышляет о боярах, которые
Поклона ждут… Да не дождутся: с ними
Заигрывать, как с девками, не стану.
Придёт пора, поклонятся и сами.
Сейчас он делает ставку на простой народ:
Я не брезглив, мне всякий друг, кто нужен.
И сволочь хороша. Не плюй в колодезь!
Велика сила шлющийся народ!
Расчёт верен: бояре являются к князю и извещают о царской милости:
…Он вины не помнит, и опалу
Твою с тебя снимает, сан боярский,
И вотчины, и всё добро твоё
Он жалует тебе, и дозволяет
Опять его царёвы очи видеть
Пресветлые, и жалует кафтаном,
И шубою, и шапкою боярской.
И князь спешит к царю, приказав:
Скажите вы царю и государю,
Что дней моих остаток и дыханье
Последнее, душевный каждый помысл
Я отдаю ему; что стар и хил я,
Но сил ещё у Шуйского достанет,
Чтоб доползти до ног его, коснуться
Его стопам холопскими устами
И верным псом на страже стать у трона…
Но боярам не ведомо, что этот «верный пёс» только что готовил народное выступление. Только что побывал у него «калачник Ваня» - введённый «тихонько задним ходом» верный сторонник, рассказавший о новых порядках в Москве, которому на вопрос «Не бросишь ли сирот своих?» было твёрдо отвечено: «Не брошу», - а также указано:
В нужде иль горе, приходи ко мне,
И выручу, и денег дам на нужду.
Но это не просто благодеяние от доброты души. Калачнику, тоскующему о казнённом за дерзкие речи брате, приказано:
Бери лоток на плечи,
Торгуй опять. Помалчивай о брате,
Повеселей гляди, на прибаутки
Не поскупись, да не болтай пустого!
Очень удобно иметь такого «агента» среди московского люда! Приказано ему и прислать «убогого» - вместе с ним мы уже видели Калачника в самом начале пьесы. Тогда они никаких поручений не получили, однако отосланы были со словами «Я позову, кого мне нужно будет». А сейчас к приказу «Пришли его» добавлено: «Да заходите чаще».
Уверенный в своём возвращении ко двору, Шуйский, образно выражаясь, расставляет шахматные фигуры…
Этой сценой завершается первая часть хроники. Вторая охватывает куда ме́ньшее время – от 23 апреля до 17 мая 1606 года – и рассказывает о последних днях Лжедимитрия и о роли Шуйского в развернувшихся событиях.
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь
"Путеводитель" по пьесам Островского здесь