Найти тему
Архивариус Кот

«Я не брезглив, мне всякий друг, кто нужен»

Сценическая история хроники Островского невелика, сохранилось совсем немного документальных свидетельств. Поэтому, кроме нескольких старых фотографий, использую изображения с официального сайта Малого театра, где спектакль несколько лет назад шёл (сама, правда, видела его только в записи). Исполнитель роли Шуйского, как я поняла, был единственный – Б.Г.Невзоров.

*************

После сцены суда над Шуйским в хронике Островского показана встреча инокини Марфы с «сыном» (о ней я уже писала), а дальше две очень важные сцены, время действия которых автор, в отличие от других, не указывает. И связаны они с возвращением Шуйского из ссылки (вернул его Лжедимитрий после венчания на царство – оно состоялось 21 июля 1605 года, - так примерно и датируем эти картины). А ещё сильнее их связь с грядущими переменами. Сначала мы услышим разговор бояр:

Дай Шуйскому приехать

Да осмотреться; он сейчас увидит,

Куда ведут советники слепые

Царька слепого…

…Он им поможет.

С Басмановым он больше не заспорит:

Поддакивать и поблажать им будет;

И царик наш напрыгает недолго.

И тут же будут размышления – кто следующий «на трон сядет», и уже рассматривается «кандидатура» Шуйского:

… Только с уговором:

Пусть грамоту напишет он боярству

И поцелует крест — без нашей думы

Не делать шагу…

И будет высказана причина, почему найти нового царя – «мудрёная задача»:

Свои друзья, свои враги у всех;

Кто ни взойди теперь на трон московский,

Родня, друзья сейчас его облепят —

Врагам не жить.

И (для меня, во всяком случае) страшные слова, что делать, если Шуйский откажется «приказчиком боярским быть на троне»:

Тогда пошлем к Жигмонту Владислава

Просить на царство: ешь меня собака

Неведомая, только не своя…

А сам Шуйский в это время готовится сделать первый ход в новом этапе своей игры. Он только что возвращён из ссылки. Показательна ремарка: «Чёрная изба у Шуйского. Входят Василий Шуйский в крестьянском кафтане и дворецкий». Сейчас он изображает «скорбного», принимая у себя «не всех, а только самых близких, и то простых людей». Именно на них он делает свою ставку чтобы и разузнать обо всём происходящем, и подготовиться к своему появлению.

Он размышляет о боярах, которые

Поклона ждут… Да не дождутся: с ними

Заигрывать, как с девками, не стану.

Придёт пора, поклонятся и сами.

Сейчас он делает ставку на простой народ:

Я не брезглив, мне всякий друг, кто нужен.

И сволочь хороша. Не плюй в колодезь!

Велика сила шлющийся народ!

Расчёт верен: бояре являются к князю и извещают о царской милости:

…Он вины не помнит, и опалу

Твою с тебя снимает, сан боярский,

И вотчины, и всё добро твоё

Он жалует тебе, и дозволяет

Опять его царёвы очи видеть

Пресветлые, и жалует кафтаном,

И шубою, и шапкою боярской.

И князь спешит к царю, приказав:

Скажите вы царю и государю,

Что дней моих остаток и дыханье

Последнее, душевный каждый помысл

Я отдаю ему; что стар и хил я,

Но сил ещё у Шуйского достанет,

Чтоб доползти до ног его, коснуться

Его стопам холопскими устами

И верным псом на страже стать у трона…

Но боярам не ведомо, что этот «верный пёс» только что готовил народное выступление. Только что побывал у него «калачник Ваня» - введённый «тихонько задним ходом» верный сторонник, рассказавший о новых порядках в Москве, которому на вопрос «Не бросишь ли сирот своих?» было твёрдо отвечено: «Не брошу», - а также указано:

В нужде иль горе, приходи ко мне,

И выручу, и денег дам на нужду.

М.Ф.Ленин в роли Калачника
М.Ф.Ленин в роли Калачника

Но это не просто благодеяние от доброты души. Калачнику, тоскующему о казнённом за дерзкие речи брате, приказано:

Бери лоток на плечи,

Торгуй опять. Помалчивай о брате,

Повеселей гляди, на прибаутки

Не поскупись, да не болтай пустого!

Очень удобно иметь такого «агента» среди московского люда! Приказано ему и прислать «убогого» - вместе с ним мы уже видели Калачника в самом начале пьесы. Тогда они никаких поручений не получили, однако отосланы были со словами «Я позову, кого мне нужно будет». А сейчас к приказу «Пришли его» добавлено: «Да заходите чаще».

Уверенный в своём возвращении ко двору, Шуйский, образно выражаясь, расставляет шахматные фигуры…

Этой сценой завершается первая часть хроники. Вторая охватывает куда ме́ньшее время – от 23 апреля до 17 мая 1606 года – и рассказывает о последних днях Лжедимитрия и о роли Шуйского в развернувшихся событиях.

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского здесь