("Дочь болотного царя", The Marsh King's Daughter, 2023, США)
Самой собой, что в мире найдется миллион фактов гораздо печальнее этого, но всё равно: грустно видеть, как мельчает режиссер, сотворивший на старте своей карьеры такие достойные триллеры, как "Иллюзионист" и "Области тьмы" (2005; 2011).
Однако ничего не попишешь. После "Областей..." Нил Бёргер с разбегу ушиб свой талант о "Дивергента", а потом, сколь ни тужился, так ни одного выдающегося триллера, да и фильма в целом, не снял.
Разве что в "Поколении Вояджер" он, будучи всё еще под дурманом подросткового кино, хотел сделать подростковую вариацию "Пасынков вселенной" с Колином Фаррелллом и джонни-депповой дочкой Лили Роуз. Причем, надо отдать Нилу должное, психологические терки-разборки в этой истории и ее мораль он преподнёс жестко и правильно. Но сам фильм, увы, так и не прыгнул выше симпатичного фантастического середнячка, и был забыт вскоре после своей премьеры.
И вот теперь Бёргер спешит к нам с "Дочерью болотного царя" - очередным напоминанием о том, что он всё еще не охладел к триллерному искусству. Ради чего положил глаз на одноименный бестселлер Карен Дионн, который переработал для экранизации Марк Л. Смит, сценарист знаменитого "Выжившего" с ДиКаприо и медведем.
Иными словами, всё вроде намекало на то, что нас ждет психотриллер на крепкой литературной основе, про конфликты не только человека с дикой природой, но и между людьми. А конкретно между отцом и дочерью. Первый из которых обучил вторую в детстве, как надо выживать на болоте, не став при этом кикиморой, и не тратя зазря времени на вытаскивание оттуда бегемота.
И ведь звучало действительно интригующе - казалось бы, что вдруг могло пойти не так?
Однако маркетологи картины коварно умолчали, что настоящие болотно-боевые приключения героини Хелены (Дейзи Ридли) начнутся лишь... за 20 минут до финала этого 110-минутного фильма. Да еще в самом начале Хелена и ее папка Джейкоб (Бен Мендельсон) пошастают 15 минут по болотам вокруг своей избушки, гоняясь за оленем и стреляя в тощих волков. Вот, собственно, и вся "природная" часть истории с гордым названием "Дочь болотного царя".
А что же тогда нам покажут в остальные её 75 минут?
Да вот вытаскивание бегемота из болота и будут показывать - в фигуральном смысле, разумеется. А в буквальном - какую-то недотриллерную тягомотину в обычном городском антураже. Где вроде бы что-то происходит, но на самом деле не происходит НИЧЕГО. Если, конечно, не считать размешивание в сюжетном стакане долгих рефлексий, унылых разговоров и тревожного вглядывания Хелен в темноту за окном.
Воистину, более обломного триллера у Бёргера еще не было!
И ведь сократи он "страдальческую" долю сюжета хотя бы до получаса, а всё остальное время посвяти поединку Хелен и Джейкоба на болоте, картина могла бы стать, без балды, одним из лучших и красивейших триллеров года. О чем можно судить по её финальной двадцатиминутке: живописные ландшафты, бодрая динамика, напряженная погоня, яркие трюковые схватки на суше и в воде... При этом вряд ли вся эта беготня двух человек по пересеченной местности израсходовала много бюджетных денег. На что их тут в основном тратить-то? На гонорары дублерам-каскадерам, и только?
И, что, спрашивается, мешало адаптировать книжную историю в такой ее киновариант без потери заложенного в неё смысла? Абсолютно ничего не мешало. Но вот поди-ка ты, снимать Унылую Фигню оказалось для Бёргера гораздо интереснее, чем реально Крутую Движуху!
15-минутная завязка "Дочери болотного царя" снята в той же самой глуши, что и развязка. То бишь на бескрайнем болоте, где, правда, есть не только камыши и кочки, но и лес, сопки, а также неширокая речка. Именно здесь в избушке живут охотник Джейкоб Болотный Царь, его жена Бет и их пока еще 10-летняя дочурка Хелен.
И всё вроде бы у них замечательно, разве что папа иногда орёт на маму, а дочери после прогулок по лесу он накалывает позорного вида татуировки - ну хоть спасибо, что не "СЛОН" и не "купола". Но в остальном отчего бы так не жить: и людям на природе кайфово, и местным комарам есть чего пожрать.
Как бы то ни было, но однажды, улучив момент и прихватив в охапку Хелен, Бет задала панического дёру в цивилизацию. Где и поведала копам оху... удивительную историю о том, как 10 лет назад Джейкоб ее похитил, увез на свое болото, изнасиловал и потом держал там в неволе, заставляя себя кормить и обстирывать. После чего так некстати сунувшегося в город Царя скрутила полиция, а поскольку он уже был в розыске за разные преступления, его быстро упекли за решетку на "пожизненное".
Минуло 20 лет.
За это время Маугли-Хелен оцивилизовалась, выросла, вышла замуж и сама родила дочь. И всё бы ничего, кабы однажды Джейкоб не сбежал из тюрьмы. И не превратил благополучную хеленову жизнь в тревожное ожидание своего визита...
...И так - на все последующие 75 минут, что отделяют завязку от развязки! На протяжении чего мы узнаем о Хелен и ее семье, как прошлой, так и нынешней, много чего такого. И такого, что, по идее, в фильме нафиг было бы не нужно. Ведь то, что Джейкоб садист и подонок, ясно с самого начала - да кто, блин, в здравом уме будет колоть своему маленькому ребенку грязной тупой иглой "татухи" по всему телу и даже на лице? А то, что фильму и впрямь позарез необходимо, - охотничий адреналин, - нам накапают из пипетки лишь под занавес. Видимо, чтобы окончательно не уснули.
***
В общем, красноречивый пример того, как можно запороть потенциально крутой триллер, зачем-то минимизировав в нем самое козырное и интересное. И заодно растянув до максимума всё обыденное и скучное. При этом технически "Дочь болотного царя" снята на уровне предыдущих картин Нила Бёргера, да только, к сожалению, это ей мало чем помогает.
Сему мораль: уж лучше бы я вчера пересмотрел "Иллюзиониста" с Эдвардом Нортоном - вот это и впрямь 100% нажористый Нил Бёргер высшей пробы! А его новое триллерное недоразумение заинтересует разве что фанатов Дейзи Ридли, не более, - и то, если таковые существуют в природе.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):