Найти тему
6000 миль до Голливуда

Ветреное болото. Триллер от создателя "Области тьмы"

("Дочь болотного царя", The Marsh King's Daughter, 2023, США)

Самой собой, что в мире найдется миллион фактов гораздо печальнее этого, но всё равно: грустно видеть, как мельчает режиссер, сотворивший на старте своей карьеры такие достойные триллеры, как "Иллюзионист" и "Области тьмы" (2005; 2011).

- Да заткнись ты уже, выпь! И без твоих криков тошно!
- Да заткнись ты уже, выпь! И без твоих криков тошно!

Однако ничего не попишешь. После "Областей..." Нил Бёргер с разбегу ушиб свой талант о "Дивергента", а потом, сколь ни тужился, так ни одного выдающегося триллера, да и фильма в целом, не снял.
Разве что в "
Поколении Вояджер" он, будучи всё еще под дурманом подросткового кино, хотел сделать подростковую вариацию "Пасынков вселенной" с Колином Фаррелллом и джонни-депповой дочкой Лили Роуз. Причем, надо отдать Нилу должное, психологические терки-разборки в этой истории и ее мораль он преподнёс жестко и правильно. Но сам фильм, увы, так и не прыгнул выше симпатичного фантастического середнячка, и был забыт вскоре после своей премьеры.

И вот теперь Бёргер спешит к нам с "Дочерью болотного царя" - очередным напоминанием о том, что он всё еще не охладел к триллерному искусству. Ради чего положил глаз на одноименный бестселлер Карен Дионн, который переработал для экранизации Марк Л. Смит, сценарист знаменитого "Выжившего" с ДиКаприо и медведем.
Иными словами, всё вроде намекало на то, что нас ждет психотриллер на крепкой литературной основе, про конфликты не только человека с дикой природой, но и между людьми. А конкретно между отцом и дочерью. Первый из которых обучил вторую в детстве, как надо выживать на болоте, не став при этом кикиморой, и не тратя зазря времени на вытаскивание оттуда бегемота.

- Ну давай уже, дочка, вали его, потроши, и айда домой. А то на свой мультик про Бемби опоздаешь.
- Ну давай уже, дочка, вали его, потроши, и айда домой. А то на свой мультик про Бемби опоздаешь.

И ведь звучало действительно интригующе - казалось бы, что вдруг могло пойти не так?
Однако маркетологи картины коварно умолчали, что настоящие болотно-боевые приключения героини Хелены (Дейзи Ридли) начнутся лишь... за 20 минут до финала этого 110-минутного фильма. Да еще в самом начале Хелена и ее папка Джейкоб (Бен Мендельсон) пошастают 15 минут по болотам вокруг своей избушки, гоняясь за оленем и стреляя в тощих волков. Вот, собственно, и вся "природная" часть истории с гордым названием "
Дочь болотного царя".

А что же тогда нам покажут в остальные её 75 минут?
Да вот вытаскивание бегемота из болота и будут показывать - в фигуральном смысле, разумеется. А в буквальном - какую-то недотриллерную тягомотину в обычном городском антураже. Где вроде бы что-то происходит, но на самом деле не происходит НИЧЕГО. Если, конечно, не считать размешивание в сюжетном стакане долгих рефлексий, унылых разговоров и тревожного вглядывания Хелен в темноту за окном.

Воистину, более обломного триллера у Бёргера еще не было!
И ведь сократи он "страдальческую" долю сюжета хотя бы до получаса, а всё остальное время посвяти поединку Хелен и Джейкоба на болоте, картина могла бы стать, без балды, одним из лучших и красивейших триллеров года. О чем можно судить по её финальной двадцатиминутке: живописные ландшафты, бодрая динамика, напряженная погоня, яркие трюковые схватки на суше и в воде... При этом вряд ли вся эта беготня двух человек по пересеченной местности израсходовала много бюджетных денег. На что их тут в основном тратить-то? На гонорары дублерам-каскадерам, и только?
И, что, спрашивается, мешало адаптировать книжную историю в такой ее киновариант без потери заложенного в неё смысла? Абсолютно ничего не мешало. Но вот поди-ка ты, снимать Унылую Фигню оказалось для Бёргера гораздо интереснее, чем реально Крутую Движуху!

- Блин, да где же ты, легендарный превед-медвед? И долго мне еще так стоять?
- Блин, да где же ты, легендарный превед-медвед? И долго мне еще так стоять?

15-минутная завязка "Дочери болотного царя" снята в той же самой глуши, что и развязка. То бишь на бескрайнем болоте, где, правда, есть не только камыши и кочки, но и лес, сопки, а также неширокая речка. Именно здесь в избушке живут охотник Джейкоб Болотный Царь, его жена Бет и их пока еще 10-летняя дочурка Хелен.
И всё вроде бы у них замечательно, разве что папа иногда орёт на маму, а дочери после прогулок по лесу он накалывает позорного вида татуировки - ну хоть спасибо, что не "СЛОН" и не "купола". Но в остальном отчего бы так не жить: и людям на природе кайфово, и местным комарам есть чего пожрать.

Как бы то ни было, но однажды, улучив момент и прихватив в охапку Хелен, Бет задала панического дёру в цивилизацию. Где и поведала копам оху... удивительную историю о том, как 10 лет назад Джейкоб ее похитил, увез на свое болото, изнасиловал и потом держал там в неволе, заставляя себя кормить и обстирывать. После чего так некстати сунувшегося в город Царя скрутила полиция, а поскольку он уже был в розыске за разные преступления, его быстро упекли за решетку на "пожизненное".

Минуло 20 лет.
За это время Маугли-Хелен оцивилизовалась, выросла, вышла замуж и сама родила дочь. И всё бы ничего, кабы однажды Джейкоб не сбежал из тюрьмы. И не превратил благополучную хеленову жизнь в тревожное ожидание своего визита...
...И так - на все последующие 75 минут, что отделяют завязку от развязки! На протяжении чего мы узнаем о Хелен и ее семье, как прошлой, так и нынешней, много чего такого. И такого, что, по идее, в фильме нафиг было бы не нужно. Ведь то, что Джейкоб садист и подонок, ясно с самого начала - да кто, блин, в здравом уме будет колоть своему маленькому ребенку грязной тупой иглой "татухи" по всему телу и даже на лице? А то, что фильму и впрямь позарез необходимо, - охотничий адреналин, - нам накапают из пипетки лишь под занавес. Видимо, чтобы окончательно не уснули.

Какая бы культурная шутка ни была под этим скриншотом, всё равно при взгляде на него многие вспомнят бородатый анекдот про лесника, косаря и инопланетян.
Какая бы культурная шутка ни была под этим скриншотом, всё равно при взгляде на него многие вспомнят бородатый анекдот про лесника, косаря и инопланетян.

***

В общем, красноречивый пример того, как можно запороть потенциально крутой триллер, зачем-то минимизировав в нем самое козырное и интересное. И заодно растянув до максимума всё обыденное и скучное. При этом технически "Дочь болотного царя" снята на уровне предыдущих картин Нила Бёргера, да только, к сожалению, это ей мало чем помогает.
Сему мораль: уж лучше бы я вчера пересмотрел "Иллюзиониста" с Эдвардом Нортоном - вот это и впрямь 100% нажористый Нил Бёргер высшей пробы! А его новое триллерное недоразумение заинтересует разве что фанатов Дейзи Ридли, не более, - и то, если таковые существуют в природе.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):